билет ТТУ

ПРО ремонт пути на Тесовской УЖД



На минувших выходных поехали готовить площадку под фест "Забытый подвиг - Вторая Ударная армия", который состоится будущей весной (нет, не рано – работы завалом), а заодно надо было помочь коллегам из Тесовского узкоколейного музея в ремонте путей.

Кто как проводит летние выходные, но оказалось что изрядное количество людей, не обладающих железнодорожными навыками (клерки там, инженеры и тд), не против на досуге помахать костыльными молотками и покопать шпальные ящики.





Волонтеры, которые составили эдакую «комплексную путевую бригаду», вооружившись «средствами малой механизации» (ломы/лопаты/молотки и тд) отправилась на хозяйственном поезде познавать на практике азы путейского искусства.

Подробнее тут.
нахмурился

ПРО списание тепловозов ТУ2

Оригинал взят у komen_dant в ПРО списание тепловозов ТУ2


У каждого есть набор детских воспоминаний. Кому-то везет больше и он помнит все сплошняком, вплоть до мелочей, кто-то помнит лишь отдельные эпизоды, которые собираются в причудливую мозаику... кому как свезло.

Для меня одним из таких "детских якорей" остаются впечатление, когда мама впервые привела меня на детскую железную дорогу в Петербурге. Мы приезжали несколько раз, но каждый раз не попадали на время движения поездов - то их отменяли, то была профилактика.... но ощущение одновременной серьезности и игрушечности этой дороги запало мне в душу на всю жизнь. В один из таких приездов мы пошли с ней по трассе (как бы нынче иронично сказал "исследовать") ДЖД. Помню как дошли до разъезда Юный, за ним рельсы стали утопать в грязи, а кое-где их и вообще не было, дальше воспоминания становятся совсем смутными. Знал бы тогда, что на моих глазах творится убийство детской магистрали - был бы может внимательнее (это был закрытый и разбираемый перегон Юный-Пионерская).

Затем прошло еще несколько лет, но тяга к Малой Октябрьской (так называется трасса детской железной дороги в Озерках) отзывалась. По хитрой и неоднозначной спирали меня таки привело в этот дружный коллектив, который мне стал вторым домом лет на семь. Многое было, но радости, друзей и опыта  МОЖД мне дала изрядно. В общем, это все предисловие, теперь к теме.

Для тех кто не в теме, совсем краткий экскурс.
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8—15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников (обычно в летний период). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу — железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования.

Ключевое в этом определении "детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу — железным дорогам общего пользования." Это значит, что техника хоть и применяется узкоколейная, но абсолютно настоящая, максимально соответствующая технике на больших магистралях.


Для понимания схожести и различий "большой" и "малой" железных дорог.
Моя фотография, июнь 2003 года. Слева ширококолейный тепловоз М62, справа - ТУ2.


Самым важным, как и на любой дороге, является локомотив. Последние 50 лет главной "движущей силой" на ДЖД выступает тепловоз ТУ2. (Еще экскурс) ТУ2 — «Тепловоз узкоколейный, тип второй» четырёхосный серийный грузопассажирский тепловоз, с электрической передачей постоянного тока, для магистральной работы на железных дорогах, колеи 750 мм МПС СССР. Производство тепловоза началось в 1955 г. на Калужском машиностроительном заводе. Несмотря на то что тепловоз разработан в 1953 году, по сей день остается одним из лучших локомотивов (качество + надёжность), построенных в СССР. Построено около 300 единиц. Строились до 1958 г. Благодаря удачной конструкции и внешнему сходству с магистральными локомотивами колеи 1520 мм, был принят в эксплуатацию, в качестве учебного локомотива, на детских железных дорогах СССР.

Для нескольких поколений железнодорожников ТУ2 стал той учебной машиной, с которой начиналось не только знакомство со сложной техникой, но и, самое главное, надежной лошадкой. Если сравнивать с авиацией, то ТУ2, это как известный самолет У-2 (По-2), который за свою крайнюю "отзывчивость" для начинающих летчиков был прозван "летающей партой". Обе машины с легкостью прощают грубые ошибки в управлении, позволяют подготовить курсанта к переходу на более сложную технику, и неприхотливы в обслуживании.

К чему веду, спросите вы? К тому, что походу, эра "настоящих" локомотивов на ДЖД приходит к концу. Детей будут учить водить тепловозы, которые совсем не похожи на своих собратьев на "большой дороге", а скорее по комплектации и органам управления напоминают современные автобусы (это речь о тепловозах ТУ-10).

Вчера в сети мелькнула такая информация:

"По указанию Москвы, центрального аппарата локомотивного хозяйства ЦТ ОАО Российские железные дороги, в дирекции тяги (ДТ,ТЧ,ДЖД) филиалов ОАО РЖД всех дорог поступили документы о массовом списании выработавших свой ресурс и подлежащих списанию узкоколейных тепловозов серии ТУ2, в качестве замены им поступают машины с УГП серии ТУ10, в течении 2-х, 3-х лет не должно остаться в качестве магистрального тепловоза ни одной машины ТУ2.
На многих дорогах после поступления тепловозов серии ТУ10, ТУ2 как никак подходящий именно для работы на ДЖД отставляют в запа с-в лучшем случае, в худшем просто машины разрезают на месте. От тепловозов ТУ2 уже избавляются дороги в Нижнем Новгороде, Новомосковске, Тюмени, Пензе, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Чите, Челябинске.
...

Первый тепловоз Малой Октябрьской жд ТУ2-167 СПИСАН, дальнейшая судьба машины решается,пока тепловоз находится в полурабочем состоянии в депо дороги..."



Мне особенно грустно от того, что мое детсво прошло за контроллером именно тепловоза ТУ2. Хорошая была машина, хоть и со своими закидонами.

Как всегда, в России все сначала уничтожат, а потом будут сокрушаться, что нет истории, и нет на чем учить молодежь.
Грустно. Купить себе тепловоз шоле...
билет ТТУ

Пресс-тур на Тесовскую ужд



В субботу 15 ноября в 14.00 в п. Тесово-Нетыльский (Новгородский р-он Новгородской обл.) состоится пресс-тур в музей Тесовской узкоколейной железной дороги.

В программе:
- презентация концепции создания и развития музея Тесовской УЖД, а так же новых туристических маршрутов по территории Новгородского района
- презентация третьего международного военно-исторического фестиваля «Забытый подвиг – Вторая ударная армия», который пройдет 5 апреля 2015 года
- показ коллекции техники (тепловозы, дрезины, вагоны)
- представление нового экспоната - тепловоза ТУ4-2630, прошедшего реставрацию
- катание на тепловозе ТУ4-2630, дрезине ПД-1, мотодрезине ТД5у («Пионер»)

К участию приглашаются представители СМИ и блогеры Новгородской области.


Для желающих - аккредитация в комментах под этим постом.
билет ТТУ

Спасение цистерн ВЦ-20



На минувших выходных коллекция Тесовского музея пополнилась еще двумя экспонатами. Причем обновление произошло из-за печальных событий.

Этой осенью на узкоколейке усилили свою черную работу металлоломщики. Они подмели все брошенное и не утащенное ранее, сняли последние светофоры с консоли, откопали и своровали крышки дренажных колодцев, кое-где покрали и рельсы, даже с бронедрезины своровали мотор и далее по мелочи.

Глядя на все это, пару недель назад созрел план вытащить из дальнего разобранного парка сортировочной станции две цистерны ВЦ-20. Рельсы в том парке сняли лет 5-6 назад, вагоны ТНВ и металлический мусор порезали тогда же, а вот цистерны почему-то не тронули, оставив зарастать возле бывшего управления ТТУ. Так они там и стояли все это время практически в идеальном состоянии и никому не интересные.



Справка
В 1960 году Демиховский МЗ начал выпуск 20 тонных цистерн ВЦ-20 модель (модель 45-046). Котлы изготовлены из стали ВСп3сп5, что позволяет перевозить в цистернах слабоагрессивные жидкости (аммиачную воду, этанол и т.п.). Цистерны были безрамной конструкции. Эти цистерны вытеснили практически все другие вагоны для перевозки жидкости наливом.



Читать дальше...
билет ТТУ

ПРО доставку ТУ4 2630 из Ранцево

Оригинал взят у komen_dant в ПРО доставку ТУ4 2630 из Ранцево
В то время, когда вся страна праздновала «День России», коллеги из инициативной группы по созданию «Тесовского музея узкоколейного железнодорожного транспорта» совершили небольшую, но очень важную поездку за новым экспонатом. Им стал тепловоз ТУ4 №2630.



7 июня в посёлок Ранцево Тверской области отправилась «разведгруппа», целью которой было изучения дорожной обстановки и возможности подъезда тяжелой техники, а так же оформления документов на новый экспонат. Уже 11 июня вечером стартовала операция по его доставке в Тесово-Нетыльский.

Ребята, добравшись до Ранцево, были приятно удивлены тому, что тепловоз практически полностью готов к транспортировке, в чём огромная заслуга работников бывшего торфопредприятия. Основные опасения вызывал подъезд к депо, технику из которого ранее вывозили только в зимний период. Но водитель трала дорогу успешно справился с задачей и заезд к депо дался ему без особых усилий.




Сам процесс погрузки сложности не вызвал: с помощью крана погрузили сперва сам кузов тепловоза, а потом две тележки. С грузом трал несколько просел, и на дорогу его вывезли с помощью бульдозера, который был предусмотрительно подогнан к территории депо.
Collapse )
билет ТТУ

ПРО паровоз Кп4-447

Оригинал взят у komen_dant в ПРО паровоз Кп4-447
В минувшие выходные довелось увидеть на ходу вновь отремонтированный и восстановленный паровоз Кп4-447. Он стал главным гвоздем программы открытия Малой Октябрьской (детской) железной дороги.

Сами по себе паровозы нынче редкость, не говоря уже про узкоколейных собратьев.




Хотелось бы поделиться с вами несколькими фотографиями, повествующими о процессе постановки локомотива на путь и первой растопке.
Паровоз был выпущен в 1955 году на польском заводе имени Дзержинского в городе Хржанове. С 1959 г. паровоз Кп4-447 работал на шпалопропитке в Бологое, а в конце 80-ых установлен на постамент в качестве памятника.

Большая часть фотографий ©Сергей Харебов


Доставка на трейлере в Купчино.


Разгрузка тендера (тендер не родной. Родной был перепутан и продан с другим паровозом в музей в Эстонию)

Collapse )
билет ТТУ

Фестиваль с применением узкоколейки



Дорогие сообщники, хотелось бы проанонсировать околожелезнодорожное мероприятие.

6 апреля в пос. Тесово-Нетыльский, Новгородский р-он Новгородской области, пройдет военно-исторический фестиваль.
Мероприятие будет состоять из двух частей – фестиваля узкоколейной железнодорожной техники, и военно-исторической реконструкции, так же с применением узкоколейки.

В рамках фестиваля ужд техники – выставка локомотивов местного торфопредприятия, и катание на восстановленной дрезине ПД-1, пионерках и тд.
В рамках военно-исторической реконструкции – будет показан эпизод боев апреля-мая 1942 года за коридор снабжения в районе прорыва 2 Ударной Армии, которые, как известно, проходили за линию УЖД.

Подробности о мероприятии - http://vk.com/2udarnaya, подробности о фестивале техники - http://vk.com/tesovo_uzd
Серия постов (к сожалению незаконченная) о процессе восстановления дрезины ПД-1 и строительства ветки ужд здесь.
билет ТТУ

ПРО стройку на станции Юный Малой Октябрьской жд

На выходных, после истеричного поста в ru_railway про очередной снос Малой Октябрьской детской железной дороги (МОЖД) в Озерках, предложил своим друзьям-выпускникам МОЖД составить мне компанию и посетить альма-матер.

В посте (в котором было куча недостоверной информации и фотографий) говорилось:

"Уже возведён забор, срублены вязы и берёзы. Дело за большими красавцами тополями... Строители завезли рабочий контейнер. На нём объявление, что на этом месте (впритык к дому номер 18 корпус 1 по улице Вербной) будет строиться очередной торгово-бытовой комплекс с подземной парковкой."

Самое главное, что стоит отметить в 2011 году открыта Южная трасса МОЖД, переименованная недавно в Малую Царскосельскую жд. Протяженность новой дороги 10,5 км, три станции, самые современные системы управления движения, СЦБ и тд. Так что "плач Ярославны" о том, что ДЖД в городе не останется - не обоснован. Хотя мы все и любим старую, каноническую трассу в Озерках - 65 лет которой исполнилось в этом году.

Что же, перейдем к станции Юный в Коломягах.
Да, забор под стройку возводят, и строить ТК собираются на месте древнего шалмана и открытой парковки.
Забор проходит точно по линии отвода земли принадлежащей Малой Октябрьской жд. Причин для истерики нет, хотя и очень грустно что с каждым годом дорогу зажимают все сильнее.

Фото с места.

Северный тупик ст. Юный, справа парковка, шалман, и возводимый забор.
IMAG4700

Строительный забор продолжает металлическую изгородь открытой парковки.

IMAG4701

осенний Юный)

IMAG4706

Больше фото тут...
печатаю

Обкатка восстановленной дрезины ПД-1



Кто-то просиживает новогодние каникулы перед телевизором, кто-то уезжает заграницу в надежде получить новые впечатления, ну а мы продолжаем зарабатывать трудовые мозоли восстанавливая узкоколейную технику для нашего будущего музея.

2 января случилось невероятное - бывший кусок металлолома, в котором еще недавно только специалисты могли различить автодрезину ПД-1, поехал!



Подробная фотоистория восстановления, а так же видео с обкаткой тут...