b-s-d-1 (b_s_d_1) wrote in ru_railway,
b-s-d-1
b_s_d_1
ru_railway

Category:

Железные дороги Израиля: немного фактов и немного вопросов

Возможно, в близком будущем смогу побывать в Израиле, в связи с чем возник
некоторый интерес к железнодорожной сети этой страны.







Железнодорожная сеть Израиля — редкий и приятный пример национальной железнодорожной сети,
перешедшей из состояния «третьестепенного» вида транспорта (так было лет 20 назад) в состояние
едва ли не главного вида транспорта (в настоящее время).

В начале 1990-х годов доля железных дорог в общем объёме перевозок была ничтожной.

Из книги «Железнодорожный транспорт: Энциклопедия» (М., 1995):


========================================================
ИЗРАИЛЬ — пл. 14,1 тыс. км2 (в границах, определённых в 1947 решением
Генеральной Ассамблеи ООН), нас. св. 4,6 млн чел. (1990).

Первая ж. д. Яффа — Иерусалим с колеёй 1000 мм построена на терр. совр. И. в 1892.
Израильские ж. д. (Israel Railways — ISR) принадлежат гос-ву и находятся под управлением
Администрации портов и ж. д. Протяжённость 520 км, колея (после перешивки) 1435 мм; масса 1 м
рельсов, уложенных в путь, 54 кг; ж.-б. и дерев, шпалы. Роль ж. д. в трансп. системе страны
незначительна: ок. 10 % от общего внутр. объёма грузовых перевозок и 3 % от объёма пасс. перевозок.

В 1989—90 грузооборот составил 1,04 млрд т-км, объём грузовых перевозок — 6,65 млн т;
пассажирооборот — 152,7 млн пасс.-км, объём пасс. перевозок — 2,3 млн чел.
В локомотивном парке тепловозы.

Строящаяся линия Хар—Цин — Эйлат с ответвлением на Седом общей протяжённостью 240 км
соединит порты Средиземного, Красного и Мёртвого морей.

========================================================




Заметка из газеты «Гудок», 28.08.1998. Автор ошибался как минимум
в утверждении, что грузовые перевозки отсутствуют.



В 2010 г. ожидается объём пассажирских перевозок 60 млн. (ссылка) -
в 25 раз больше, чем в 1990 году.


Все поезда Израиля по нашим представлениям — пригородные. От самой северной точки пассажирского
движения (Нахария) до самой южной (Димона) — около 270 км, беспересадочных маршрутов между ними нет.
Электрифицированных линий нет. Перевозки выполняются дизель-поездами и поездами на локомотивной тяге.



http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sbchf/3776625/87862766.jpg - железные дороги
на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1987 году. Обозначенные на
карте «гос. границы» не имеют ничего общего с действительностью, на них не стоит
обращать внимание. Выделена реальная граница самой проблемной территории — сектора Газа.
Сектор Газа - территория, на которой в обозримом будущем едва ли наладится
нормальная жизнь, о железнодорожном движении черёз неё можно не вспоминать.




Ширина колеи всех действующих железных дорог — 1435 мм. Линия колеи 1050 мм, показанная
во многих картах издания 1980-х годов и позднее, пролегающая по направлению
Хайфа — Афула — Бейт-Шеан и далее за пределы страны, с ветвью Афула — Наблус -
не действует с 1946 (?) года и разобрана.

http://puerrtto.livejournal.com/41690.html - материал А. Лапшина, посвящённый недействующим линиям узкой колеи


Связи с другими странами нет. Линии в Ливан и Египет хотя и показываются практически на всех
картах как действущие — однако тоннель на границе с Ливаном был взорван ещё в 1940-х годах и не
восстанавливался, линия в Египет пролегает через «проблемный» сектор Газа, где от неё скорее
всего ничего не осталось, хотя на всех картах почему-то она продолжает показываться все последние 60 лет.
На территории Египта эта линия скорее всего тоже разобрана на значительном протяжении от границы.

На линиях Димона — Хар-Цин и Димона — Ротем (Цафит) (продлена до Ашлаг?) только грузовое движение (перевозка
фосфатов). Грузовое движение на сети — в основном перевозка фосфатов из мест добычи в порты и перевозка контейнеров.

http://wikimapia.org/#lat=31.067492&lon=35.197341&z=15&l=1&m=s&v=9 - промышленная железнодорожная станция в Ротем

http://wikimapia.org/#lat=30.8410325&lon=35.0918019&z=17&l=1&m=s&v=9 - промышленная железнодорожная станция в Хар-Цин.
Как видно, карьерных железнодорожных линий нет, от карьеров до обогатительной фабрики фосфаты вывозятся
большегрузными автомобилями. Признаков продления линии в сторону Эйлата нет, однако спутниковые снимки
могут быть достаточно давними (около 2005 г.)



Линия Хар-Цин — Эйлат показана строящейся на «генштабовских» картах 1980-х годов. Начиналось ли её
строительство — не располагаю информацией. Однако открытие линии на Эйлат присутствует в ближайших
планах развития. Также в ближайших планах — восстановление линии Хайфа — Афула — Бейт-Шеан в ширококолейном
виде, с дальнейшим продлением в Иорданию (в Иордании это будет первая железная дорога широкой колеи).
Практика показывают, что планы развития железных дорог реализуются намного медленнее, чем о них
заявлено — но всё же реализуются.
Высказываются и скептические мнения (напр. http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=6030 ).


Несколько вопросов:

Схема http://www.bueker.net/trainspotting/map.php?file=maps/israel--palestine/israel--palestine.gif -
полностью ли точная касательно наличия линий и пассажирского сообщения?

Ведётся ли в настоящее время строительство линий Хар-Цин — Эйлат, Хайфа — Афула — Бейт-Шеан?
Построен ли участок Ротем (Цафит) — Ашлаг? Насколько реально в обозримом будущем строительство
линии в Иорданию?

Начинались ли где-либо работы по электрификации линий?

Для возобновления сообщения с Египтом было бы достаточно построить линию в обход сектора Газа
(около 40 км по равнинной местности). Планируется ли строительство такой линии?
Существует ли сейчас автомобильный пункт пропуска на границе с Египтом южнее сектора Газа
(не считая Эйлат — Таба)?

В 2005 году была открыта станция Иерусалим-Малха (http://www.rail.co.il/RU/ABOUT/Pages/milestone.aspx
http://users.livejournal.com/yozhik_/39952.html - об истории линии).
Участок от станции Малха до старого вокзала (находившегося ближе к центру города) разобран?
Снесён ли старый вокзал?

Насколько значительно была спрямлена линия на Иерусалим в ходе её реконструкции,
есть ли отличия её трассы в нынешнем виде от той, что показана на «генштабовской» карте?

Не возникает ли проблем при фотографировании железной дороги, как реагируют полицейские
и военнослужащие, охраняющие станции?

Являются ли карьеры и грузовые станции в Хар-Цин и Ротем закрытой территорией, можно ли
их осмотреть?

Какой билет наиболее выгодно приобрести при желании проехать по всем линиям железнодорожной
сети за 1 день? Существуют ли проездные билеты, дающие право на неограниченной число поездок
по сети на 1 день или неделю, сколько они стоят (на официальном сайте
http://www.rail.co.il/RU/Tickets/TicketsType/Pages/30Day.aspx говорится только о бесплатных
билетах для льготных категорий, цены не указаны).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments