Pohjoiseen (lone_ringtail) wrote in ru_railway,
Pohjoiseen
lone_ringtail
ru_railway

Category:

Финский музейный поезд под паровозом "Укко-Пекка" и окрестности станции Сиуро

Одной октябрьской субботой в город Тампере в Финляндии, где я на данный момент проживаю, приехал паровоз Hr1 номер 1009, более широко известный, как «Укко-Пекка» (Ukko-Pekka, фин. Старик Пекка) со своим музейным поездом.

В Финляндии насчитывается всего, наверное, около пяти музейных поездов. Все они принадлежат различным небольшим компаниям и некоммерческим ассоциациям, существующим в основном на энтузиазме волонтеров. С точки зрения административной все они являются независимыми от Финляндских Государственных железных дорог, VR, ж/д операторами. «Укко-Пекка» принадлежит компании Höyryveturimatkat 1009 Oy (ООО Паровозные поездки-1009) и базируется в депо станции Коувола в одноименном городе на юго-востоке страны. Покатушки они устраивают довольно часто, и «Укко-Пекку» можно встретить на самых разных станциях и в городах. Желающие могут ознакомиться с их сайтом, который существует даже в русскоязычной версии. Правда, страница с расписаниями ближайших поездок — на финском. (На момент публикации этого поста дальнейших поездок у них пока не намечается.)

Паровозы Hr1 в свое время были венцом развития всего финского паровозостроения. Это были самые большие и мощные пассажирские паровозы страны; название означает Henkilöliikenteen raskas — «пассажирский тяжелый». Был у них также близкий родственник Tr1, Tavaraliikenteen raskas — «грузовой тяжелый». Tr1 звали «Ристо» в честь президента Финляндии времен войны, Ристо Рюти. А «Стариком Пеккой» в народе звали другого президента, Пера Эвинда Свинхувуда, срок которого был в 1931–1937 годах (также в 1917-1918 он был первым регентом независимой Финляндии).

Производились Hr1 на заводах Lokomo и Tampella в городе Тампере в 1937–1957 годах. Это были последние паровозы, использовавшиеся в регулярном пассажирском движении в Финляндии — до 1975 года. Всего было построено 22 «Старика Пекки», из которых сохранилось целых 16, но на ходу только этот за номером 1009. Музейный поезд действует с 1993 года.

В этот раз музейный поезд сделал несколько рейсов по участку Оривеси-Тампере-Сиуро. Оривеси — это городок километров сорок от Тампере на восток в сторону города Ювяскюля, а Сиуро — намного мелкий поселок в двадцати километрах от Тампере на запад в сторону Пори. Я сам встретил поезд в Сиуро и проехался на нем до Тампере.

Сиуро (Siuro) — сейчас скорее разъезд на однопутной линии Тампере-Пори, чем станция; третий неэлектрифицированный путь выглядит полузаброшенным. Пассажирские поезда не останавливаются здесь с 1989 года, несмотря на то, что линия на Пори не особо скоростная и остановок на ней сохранилось относительно много.

1. Станция Сиуро
2. Какие-то местные приехали ждать поезд на прикольных старых маленьких тракторах
3. Оригинальный вокзал заколочен, но на вид в приличном состоянии. Ровесник всей линии, 1895 год
4. Поезд на Пори на мосту рядом с Сиуро
5. Музейный поезд, за номером MUS 1942, наконец прибывает

Помимо «Укко-Пекки», поезд состоял из:

  • 4 деревянных пассажирских вагонов, примерно ровесников паровоза. Интерьер вагонов сейчас неоригинальный (в каждом вагоне сделали свой), так что они не слишком интересны. В оригинальной раскраске они были темно-коричневыми
  • 2 цельнометаллических пассажирских вагонов, так называемых «синих вагонов», до 2000-х основной серии вагонов Финляндских железных дорог. Вагоны, списанные VR, купили для музейного поезда в прошлом году
  • 2 вагона сопровождения, 1 почтовый вагон, 2 грузовых вагона
6. Поезд пришел тендером вперед. Поворотных кругов в Сиуро и Оривеси нет
7. Вагон сопровождения
8.
9. Деревянные и цельнометаллические пассажирские вагоны
10. Почтовый вагон, просто для красоты, видимо
11. Пара грузовых вагонов
12. Интерьер одного из деревянных вагонов, неоригинальный

Станцию Сиуро конечной выбрали, вероятно, потому, что здесь паровоз можно легко заправить водой — прямо из озера! Благо что тут большое проточное озеро Куловеси начинается прямо от станции. Из него с помощью мотопомпы паровоз благополучно и заправили, на что ушло минут двадцать с лишним. В целом поезд пришел в Сиуро с опозданием в 7 минут, а обратно отправился и вовсе с опозданием в 26 минут.

13. Заправка водой с помощью мотопомпы
14. Заправка водой
15.
16.
17. Этот паровоз произведен в 1948 году, в годы послевоенного дефицита. Если верить официальному сайту, на нем поэтому и номера и таблички алюминиевые, а не обычные латунные

Но наконец-то закончили с заправкой, обернули и перецепили паровоз, и поехали в Тампере с остановками на станции Нокиа и платформе Тесома. В Тампере опоздание увеличилось уже до 46 минут — на станции Тампере-Пассажирский и так вечно тесно и не хватает путей.

А вообще, у этого конкретного поезда по крайней мере последнее время идут какие-то косяки с безопасностью. В июле вообще был вопиющий случай — в Хельсинки умудрился проехать на красный свет, не то чтоб далеко выехал, но впереди там электричка в аэропорт шла. Одного машиниста там вроде бы ответственные органы отстранили от работы и ведут расследование.

18.
19.
20. По прибытию в Тампере поезд поставили на один путь с Пендолино на Хельсинки
21. Укко-Пекка в Тампере. Да, переходы у нас на вокзале могли бы и подремонтировать...

Ну и пара слов о самом Сиуро, раз уж мы здесь. Это старый небольшой поселок — население существовало с доисторических времен, а первые мельницы с 15 века. Он находится на пересечении водных путей: протока из Икаалиненского каскада озер, простирающегося на 80 км на север к поселкам Икаалинен и Хямеэнкюрё, здесь через пороги Сиуронкоски впадает в озеро Куловеси, которое является часть главного водного пути юго-запада Финляндии — водной системы Кокемяэнйоки. Серьезного судоходства здесь нет, много порогов и ГЭС. Здесь же проходила старая дорога между городами Тампере и Пори, вдоль которой в 1895 году построили и железную дорогу. Современная автодорога, трасса 11, проходит севернее в обход населенных пунктов.

Административно Сиуро относится к городу Нокиа, о котором я писал не так давно. От Сиуро до центра Нокиа около 10 км. Из Нокиа ходит один-два автобуса в час по будням. По субботам реже, а по воскресеньям и вовсе ничего. Население Сиуро составляет порядка 2.3 тыс. человек.

Сиуро довольно живописен — центральная часть поселка находится на крутом холме между озерами, с узенькими петляющими улочками, довольно плотно застроенными деревянными домиками. Раньше здесь была кое-какая мелкая промышленность (лесопилка, мельница), сейчас особо ничего не осталось.

22. Главная дорога Сиуро с уютными домиками
23. Есть несколько маленьких многоэтажек
24. Старая электростанция на порогах Сиуронкоски. В здании сейчас столярная мастерская
25. Плотина Сиуронкоски. Используется только для регулирования каскада озер выше. Есть рыбоход
26. Мост через Сиуронкоски на старой дороге на Пори, вроде бы примерно ровесник ж/д
27. Очень приятная церквушка
28. Местный бар
29. Несетевой магазин
30. Автобусная остановка
31. Бывшая мельница, сейчас продажа и аренда экипировки для водных видов спорта
32. Домики на холме в глубине Сиуро
33. Озеро Куловеси местами проглядывает внизу за железной дорогой

Частью Сиуро, однако, фактически также является совершенно непохожий на него Линнавуори (Linnavuori), всего в километре-полутора на север. Название по-фински означает «крепостная гора», «городище»; на крутом холме на берегу озера Йокисъярви здесь когда-то нашли одно из довольно многочисленных финских древних городищ, доисторических поселений. В 1943 году, однако, холм Линнавуори оказался на территории государственного авиамоторного завода, одного из предприятий концерна Valmet. Авиазавод Valmet изначально располагался на окраине Тампере, но в войну производство рассредоточили по региону, чтобы если разбомбили, то не все сразу. Часть помещений на Линнавуори, в частности, вообще сделали подземными. После войны на этом заводе стали производить двигатели для тракторов, но потом вернулись к двигателям, теперь уже реактивным. Завод действует и в наши дни, сейчас относится к оборонному концерту Patria и продолжает производить детали авиационных двигателей, и заниматься их ремонтом и обслуживанием.

Производство тракторных двигателей тоже осталось, но в 1994 году его продали компании Sisu, а сейчас оно принадлежит американской корпорации Agco.

Помимо заводов, которыми полюбоваться сложно, сохранились остатки подъездного пути от станции Сиуро, а к северу от заводов — маленький, но довольно цельный рабочий поселок, c характерной функционалистской застройкой 1940-х, со всеми домами одинакового желтого цвета.

34. Вид на гору Линнавуори от Сиуро
35. Заводские строения у горы
36. Давно разобранный подъездной путь
37. Берег подмыло, что ли?
38. Проходная завода Patria
39. Рабочий поселок
40. Продуктовый магазин
41. Библиотека
Tags: Европа, Объекты, Подвижной состав, Поездки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments