Li_Lakoka (li_lakoka) wrote in ru_railway,
Li_Lakoka
li_lakoka
ru_railway

Categories:

УЖД Пельгорская.

Приветствую всех! Тема железных дорог, которая мне так близка, очень разнообразна. Можно написать пост про промышленный подъездной путь, можно про разброшенную или разобранную железную дорогу, можно пройтись по всем уголкам какой-нибудь уютной станции, есть люди, которым нравятся активно используемые электрифицированные магистрали и они пишут о них, но это все про широкую колею, а есть ее младшая сестра - Узкоколейная Железная Дорога. Несмотря на свою игрушечность и несерьезность, это такая же неотъемлемая часть транспортной системы, как и любой другой вид транспорта. В наше время узкоколейные железные дороги больше стали развлечением и в основном сохранились, как туристические или детские, на которых детишки могут прочувствовать всю романтику шпал, рельс и тепловозных гудков. Как-то на просторах интернета я нашел какую-то статью или пост про УЖД и в ней упоминалась некая грузовая железка в Ленинградской области, которая работает и сейчас. Я думал, что  рабочие промышленные УЖД в наше время можно встретить только где-нибудь на Урале или в Архангельской области, а тут действующая железка, да еще и в часе езды от города. Долго не раздумывая, в свой ближайший выходной, я поехал ее изучать. Что я там увидел и поведаю в сегодняшнем посте.

1. Выезжая на место я посмотрел карту и уже знал, что железку надо искать в поселке Рябово. Рябово-это поселок городского типа, который находится на трассе Россия, что соединяет Питер и Москву.  Свернув с Московского шоссе, дальше надо ехать по Пельгорскому шоссе и с него уже можно было подъехать максимально близко к узкоколейки. По карте было видно, что пути шли вдоль дороги на расстоянии нескольких сотен метров. Я следовал проложенному ранее маршруту и повернув с Московского шоссе я проехал над станцией Рябово по путепроводу и попал на нужную мне дорогу, пересек какой-то подъездной путь и начал искать поворот. С шоссе насыпи видно не было, но увидев приличную грунтовку, уходящую через небольшое поле, в нужном мне направлении я свернул на нее. Грунтовка привела меня в дачный поселок с интересным названием "Временный", но рассмотрев дома в нем, я понял, что пора переименовывать его в "Постоянный". Оставив машину, я пошел искать объект для исследования. Пройдя метров пятьдесят по полю, потом через заросли деревьев, я уперся в канаву. Хорошо, что она была сухая. Перемахнув через нее я увидел бетонный забор. Пока мысли на тему "а где узкоколейка?" только начинали бегать у меня в голове, в траве у ног я увидел это...
Вот же она! Моя первая в жизни, увиденная своими глазами, рабочая УЖД!
IMG_3407.JPG


Оригинал https://li-lakoka.livejournal.com/5732.html



2. Сразу сделал эту фотку для понимания ширины колеи, она всего 750мм.

IMG_3408.JPG

3. Забор, который я увидел, является периметром путевой машинной станции №88 Октябрьской железной дороги. Подъездной путь, который я пересекал ведет именно сюда. Станция занимает большую площадь и где-то в глубине слышен звук дизеля и гудки. Какие-то работы там ведутся, ну а нам пока видно только шпальные решетки.
IMG_3406.JPG

4. Из-за деревьев справа мы пришли и сначала прогуляемся в эту сторону. А я же еще не сказал, что же именно мы сегодня исследуем... Это УЖД принадлежит Пельгорскому торфопредприятию. По ней возят торф с торфоразработок к комбинату. Сейчас мы направляемся в сторону комбината.
IMG_3409.JPG

5. Первое время я все никак не мог поверить, что это правда, что рельсы действительно настолько маленькие и так близко расположены и самое главное, что тут ездят поезда!
IMG_3411.JPG

6. Зеленое полотно из травы аккуратно подстриженное тепловозом, а внутри две тоненькие полоски из железа. Во многих странах так обустраивают трамвайные линии, а здесь это происходит само собой, такое единение природы и индустриализации.
Железка делала один поворот за другим, миниатюрные рельсы убегали все дальше и дальше, а я шагал по своеобразной тропинке с ощущением детского восторга.

IMG_3413.JPG

7. Местами попадаются новые шпалы.
IMG_3414.JPG

8. Хотя состояние рельс конечно оставляет желать лучшего. Интересно, сейчас вообще производят рельсы для УЖД?
IMG_3415.JPG

9. Пройдя еще несколько кривых, впереди показались вагоны и какие-то строения.
IMG_3417.JPG

10. Мы дошли до самого завода. Справа видна площадка для хранения торфа. Возле ангаров стоят фуры на погрузку, по территории ездит фронтальный погрузчик, ходят рабочие. Работа кипит и кипит она уже здесь более 60 лет! Торфоразработки возле поселка Рябово начались в 50 годах прошлого века, тогда же был построен поселок Пельгорское и проложены первые метры узкоколейки. В дальнейшем объем добытого торфа все возрастал, увеличивалась в длине и узкоколейка. Пик торфодобычи пришелся на начало 80-х годов. В год с местных торфяников вывозилось до 500 тысяч тонн торфа, но в конце 80-х годов котельные города Ленинград массово стали отказываться от этого вида топлива и объем добычи начал резко сокращаться. В печальные 90-е, от полного закрытия предприятие спасло то, что торф был очень хорошего качества и его ,как удобрение и для других нужд, закупали тепличные комбинаты России, страны СНГ и Голландия! Любят местные тюльпанчики наш торф! В 2001 году предприятие было реорганизовано в ООО и продолжило свою работу. Спрос на местный торф был постоянный и в 2005 году руководство провело масштабное обновление предприятия, в завод было вложено более 2 млн. евро. Закупили новое финское оборудование, которое позволяет производить продукцию еще более высокого качества. Сейчас ООО "Пельгорское-М" поставляет свою продукцию не только нашим ближайшим соседям,но и в Испанию, Италию и Германию.
И это отлично! Значит будущее у этой узкоколейки есть!

IMG_3418.JPG

11. Возле завода пути раздваиваются. Видно как вся площадка предприятия заставлена тюками с готовой продукцией, каким-то оборудованием и еще не пойми чем.

IMG_3419.JPG

12. Ручная стрелка в траве.

IMG_3420.JPG

13. Вид станции, а точнее разъезда, у завода. Когда тепловоз привозит с болота груженые вагоны, то по правому пути он возвращается в конец состава и подает вагоны в строение для разгрузки вагонов.




IMG_3422.JPG

14. После разгрузки торф по конвейеру поступает на завод. Все автоматизированно. Вагоны в кадре стоят еще полные торфа. До 90-х годов узкоколейные рельсы уходили еще дальше за завод, там был построен перегрузочный комплекс на широкую колею, откуда вагоны по подъездному пути попадали на станцию Рябово и дальше направлялись в Ленинград на разгрузку. Сейчас от железки широкой колеи и перегрузочного пункта ничего не осталось. Впрочем и на месте нынешнего разъезда раньше была полноценная станция, но и ее разобрали.

IMG_3425.JPG

15. Ширина вагона визуально не шокирует, а вот ширина колесной пары! Выглядит это все как-то несерьезно, но понимаешь , что свою функцию эти вагоны выполняют, и выполняют уже давно и хорошо. Изначально тут использовались вагоны серии УМВ, но в начале 70-х годов их стали заменять на вагоны ТСВ, которые были уже саморазгружающиеся. Вагоны все пронумерованы, видимо их пересчитывают каждое утро, чтобы не украли.

IMG_3427.JPG

16. Начало или конец железки, не знаю как правильно назвать, мы посмотрели, давайте прогуляемся в обратную сторону и посмотрим, что в той стороне есть интересного.

IMG_3423.JPG

17. С насыпи разъезда хорошо виден железный ангар, который расположен на территории путевой станции. В начале ПМС находится на приличном отдолении от узкоколейки, но потом примыкает к ней вплотную.

IMG_3429.JPG

18. Справа, сразу за кадром, уже начинается территория ПМС. Шум от нее разлетается на многие сотни метров.  Постоянный скрежет железа, звон ударов молотка, гудки тепловоза и другой промышленный шум, стал саундтреком первых километров прогулки.

IMG_3433.JPG

19. За забором стоит обгоревший вагон.



20. Наконец-то ПМС заканчивается! Двоякая фраза получилась... Но что в одном смысле, что в другом - это хорошо. В кадре самый дальний уголок этой огромной путевой станции.

IMG_3437.JPG

21. Вскоре промышленный шум сменился на природный и это прекрасно! Только я, миниатюрные рельсы, лес вокруг и звуки природы. Очередная перезагрузка моего сознания свершается. Как люди годами живут в мегаполисах и никуда не выезжают? А если и выезжают, то это шашлык в одноразовом мангале на ближайшем пруду, да и еще обязательно под громкую музыку из машины. Я так не могу, я человек природы.

IMG_3444.JPG

22. На фото видно какой кривизны тут рельсы. Сапсан конечно тут не пустишь, но я думаю торф и не требует быстрой транспортировки. Главное, чтобы машиниста не укачало. По обе стороны от рельс растет борщевик, местами он достигает высоты около двух метров.

IMG_3435.JPG

23. Это место мне особенно понравилось в моей прогулке, тут железная дорога проходит фактически через кусок леса.

IMG_3441.JPG

24. Выйдя из лесного участка, слева показался пруд, на берегу которого одинокий рыбак умиротворенно закидывал поплавок в воду. Замечательное место, а ведь мы находимся всего-то в паре километрах от ,наверно, самой оживленной трассы страны.

IMG_3443.JPG

25. У озера пути пересекает грунтовая дорога, если верить картам, она ведет на старые торфоразработки. Туда раньше так же уходила узкоколейка, позже ее разобрали. Переезд никак не обустроен.

IMG_3445.JPG

26. За деревьями видно строение ангарного типа. Как я узнаю позже, это депо узкоколейки. Туда мы заглянем в самом конце.

IMG_3446.JPG

27. Впереди опять показались вагоны. Так ,за любованием природой, мы почти дошли до единственной станции. Названия у нее два или Поселковая или Пельгорская.

IMG_3447.JPG

28. В горловине станции раньше был стрелочный пост. Все как у старшей сестры. Сейчас он заброшен. В начале 80-х годов даже прорабатывалась возможность сделать централизацию стрелок, но спад добычи торфа эту идею похоронил.

IMG_3449.JPG

29. Станция Поселковая во всей красе. Я никак не мог налюбоваться тем, как эти миниатюрные рельсы вписались в природу. Особенно это заметно на станции, где находится техника и большое путевое развитие, но это смотрится так уютно и аккуратно.



В очередной раз сообщество выдает ошибку, запись лишком большая.
Всю прогулку можно посмотреть тут https://li-lakoka.livejournal.com/5732.html



Tags: История, Северо-Запад, УЖД, Фото, Экзотика, жд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments