Li_Lakoka (li_lakoka) wrote in ru_railway,
Li_Lakoka
li_lakoka
ru_railway

Categories:

Подъездной путь от станции Лисий Нос. Часть 1.

Подъездной путь от станции Лисий Нос. Часть 1.

Приветствую всех!
Недавно так получилось, что я оказался в свой выходной с самого утра в районе Сестрорецкого Разлива. Дождя нет, погода с утра была ясная, время свободного вагон и я решил поехать куда-нибудь погулять... Встал вопрос «Куда»? И тут меня осенило, Лисий Нос!
Поясню тем, кто не проживает в Санкт-Петербурге, так называется поселок на севере города и одноименная станция, от нее идет один интересный подъездной, который мы сегодня и пройдем. Прогулка получилась насыщенная с множеством фотографий, поэтому я решил ее разделить на две части.

1. Прогулку мы начинаем, можно сказать, в кустах на обочине Приморского шоссе. Тут внимательные водители , которые проезжают по нему, могут заметить обрывающиеся в зарослях железнодорожные пути. Это конец маневровой вытяжки современной станции Лисий Нос.



Оригинал https://li-lakoka.livejournal.com/4805.html



2. Пути вытяжки проложены в нескольких метрах от шоссе. Бурная растительность нам подсказывает, что данный путь не используется уже давно.



3. Приморское шоссе это часть автодороги E-18, которая соединяет Англию и Россию. Проходит так же и по территории Норвегии, Швеции и Финляндии. В России имеет название «Скандинавия», по ней Петербуржцы ездят в Финляндию. Дорога очень оживленная и мне повезло найти промежуток в потоке, чтобы сделать эту фотографию.



4. Шоссе ведет в так называемую «Питерскую Рублевку», а именно Курортный район Санкт-Петербурга. Даже странно, что вдоль такой трассы оставили этот артефакт железнодорожной инфраструктуры.



5. Пересекаем границу поселка Лисий Нос. Поселок является частью города Санкт-Петербурга. Название получил от названия мыса, к которому и идет интересуемый нами подъездной путь. Почему именно лисий, история умалчивает, наверно из-за схожести очертаний. В 1500 году в этих местах уж было село, которое в дальнейшем только увеличивалось. В 1617 году данную территорию захватила Швеция, но после она вернулась в состав России. Справа за деревьями находится станция Лисий Нос. Когда тут проложили железную дорогу в 1894 году, петербуржцы начали эту местность использовать под дачные участки, а к началу двадцатого века данные территории стали заселять уже горожане с высоким достатком, тогда и стало появляться название «курортное место».



6. Когда-то тут один за другим ездили поезда, а теперь растут березы... Вы можете спросить, почему по тупиковой вытяжке ездили активно поезда? Сейчас я все расскажу, а для этого надо пройти через деревья и выйти на станцию.



7. Вот она станция Лисий Нос. Вид в сторону Питера и на современную грузовую часть. Изначально станция находилась за моей спиной и имела название «Раздельная» и являлась частью Приморской железной дороги, которая соединяла Петербург Сестрорецк и Белоостров. Так как железная дорога была частная, и купцы-владельцы планировали ее использовать как пассажирскую, большинство станций были обычными разъездами, как и Раздельная. Но прибыли железная дорога приносила мало и тогда же в конце 19 века от Раздельной протянули ветку до того самого мыса, про который я упоминал и на берегу Финского залива расположилась станция Лисий Нос. Купцы закупили несколько пароходов и организовали паромную переправу в Кронштадт и дальше на другой берег залива, в сторону Ораниенбаума. Но этот коммерческий ход только усугубил ситуацию, обслуживание пароходов требовало приличных денежных трат. В 1910 году частные владельцы обанкротились, и железная дорога перешла в собственность казны. После революции 17 года данный участок железной дороги был национализирован, а в 18 году вошел в состав Октябрьской железной дороги. Вообще история у этой железнодорожной ветки очень интересная, но более подробно Вы можете изучить ее сами. Сейчас электрички сюда приходят с Финляндского вокзала.
Забегу вперед и скажу, что на данный момент на этом направлении нет грузового движения и не ясно, что тут делают эти вагоны. Слева за деревьями служебное здание станции.



8. На фотографии ниже мы можем увидеть как станция выглядела в царское время. Вокзал и здание буфета будут утрачены во время войны.
Оригинал фото https://pastvu.com/p/389167



9. А так выглядела станция Лисий Нос и порт на мысе в начале 20 века.



10. После революции железную дорогу начали частично разбирать. Еще в начале двадцатого века, когда соединили Сестрорецк и Белоостров, наша ветка по сути стала дублером основной Приморской железной дороги, которая шла в сторону Выборга и большого смысла ее содержать не было. Интеллигенции с достатком поубавилось, людям было не до дач. В начале 20 годов многие разъезды ушли в прошлое и с уменьшение пассажиропотока в 1928 году движение пассажирских поездов в сторону мыса прекратилось, тогда же переименовали станцию Раздельную в Лисий Нос, а станцию на мысе ликвидировали, оставив просто как подъездной путь к порту и использовали его крайне редко. Вторую жизнь наш подъездной путь получил в 41 году. Великая отечественная война не обошла стороной и эти места. Близкое расположение границы с Финляндией, которая была за фашистов, сделало дальнейшую эксплуатацию железки в сторону Сестрорецка невозможной. Станция оказалась прямо на линии фронта и принимала непосредственное участие в обороне и снабжении Ленинграда всем необходимым. В некоторых своих прошлых постах тут и тут я писал уже про Дорогу Жизни, но в этот раз вернусь к этой теме. Станция Лисий Нос и подъездной путь, который мы сегодня будем исследовать, были частью Малой Дороги Жизни. Через них поставляли провизию и боеприпасы в Кронштадт и в Ораниенбаум, который был в окружении фашистов. Так же на станцию и на мыс загоняли бронепоезд для обстрела вражеских территорий. После войны пути на Сестрорецк реконструировали, а в 1952 году электрифицировали.
На фото вид в сторону Сестрорецка. Крайний путь слева начало подъездного в сторону залива.



11. До начала 80 годов прошлого века станция Лисий Нос представляла собой  4 пути. Два были электрифицированы, а два использовались для редких в этих краях грузовых составов. Но грузовой работы в то время на этой ветке было мало. Наш подъездной в сторону мыса забросили окончательно, а среди других станций, только Сестрорецк имел какое-то незначительное грузовое движение. Но 02.08.1979 года выходит постановление №745 ЦК КПСС «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений», из которого следовало, что станцию и подъездной путь ждала новая жизнь. При возведении дамбы потребовались специальные площадки для складирования материалов, техники и размещения административных зданий и производств. Такими площадками были выбраны пустырь в Кронштадте, поселок Бронка на другом берегу залива и поселок Горская. Для обеспечения стройки, планировалось частично изменить направление подъездного пути и дотянуть его до поселка Горская, откуда и должна была начаться масштабная и очень долгая стройка. Так же встал вопрос с реконструкцией самой станции, нынешние два грузовых пути просто не справились бы с колоссальным объемом грузов, которые планировали сюда направлять. Было решено разделить грузовой парк и пассажирскую часть станции. Платформа осталась на старом месте, по сторонам ее огибают два электрифицированных пути, грузовой же парк сместили в сторону Питера и убрали подальше от Приморского шоссе. В 1984 году реконструированную станцию ввели в эксплуатацию. Теперь основной путь проходил через грузовой парк, а старый перегон частично разобрали, демонтировали контактную сеть и превратили в вытяжной тупик. Его то мы и наблюдали на фото ранее и на фотографии ниже.



12. Если уж мы затронули тему станции Лисий Нос, то хотелось так же упомянуть и другой подъездной путь, который тут начинался. Он шел с противоположной горловины и вел в сторону Северо-Западной ТЭЦ, проложен он был одновременно с реконструкцией станции. Была задумка организовать рядом с ТЭЦ грузовую станцию и разместить различные производства, но чудесные 90 года все похоронили... Вариант с заводами заглох окончательно, а ТЭЦ к моменту пуска уже перевели на газ. Так, по сути, и не использованный подъездной стал окончательно не нужен. В заброшенном состоянии он просуществовал до 2016 года и был разобран. Сейчас на его месте дорога и показывать там нечего. Мы же сейчас находимся в месте перехода грузовой части станции в пассажирскую.



13. За забором стоит древний вагон.



14. Работник РЖД что-то колупает в светофоре, а мы проходим первые десятки метров по подъездному пути. Что мы увидим впереди, где и чем он заканчивается, какое у него сейчас состояние, такие мысли были у меня в голове и на все эти вопросы в дальнейшем будут ответы. Возле светофора сбрасывающая стрелка и табличка о границе подъездного пути. Впереди виден путепровод, его построили в 1982 году. Еще на стадии проработки всего проекта, тогда задумали мост, который поможет избежать перекрытия важного шоссе. В наше время о такой заботе, о людях остается только мечтать.



15. Мы приближаемся к путепроводу, а к нам приближается бывший главный путь перегона, который по прошествии времени стал вытяжным тупиком.



16. Вид в обратную сторону. В этом месте когда-то была стрелка, сейчас же путь вдоль шоссе полностью изолирован.



17. В кривой мы видим платформу Лисий Нос. Давайте заглянем на нее и дальше пойдем исследовать подъездной.



18. Вид в сторону Санкт-Петербурга. Желтое пятно в центре это путепровод. На платформе есть касса, но она не работает. Есть одна особенность по разъезду электричек. Когда на станцию прибывают электрички в разном направлении, то электричка из Питера прибывает на правую от нас сторону, на главный путь, а из Сестрорецка на левую.



19. Вид в сторону Сестрорецка. Следующая платформа Горская.



20. Вернемся на подъездной. Хотя я даже не знаю, как правильно назвать этот путь... Раскрою небольшую тайну и скажу, что в конце нас будет ждать станция, промышленная станция... Поэтому можно так же его считать и перегоном.



21. Проходим под Приморским шоссе.



22. С виадука на пути капает вода и тут они в очень плачевном состоянии. Наверно усугубляет ситуацию еще и использование соли и реагентов на наших дорогах.



23. Пути пересекают дорогу, которая является дублером Приморского шоссе в этом месте и используется как подъездная дорога к поселку. Дальше железка убегает вглубь дачного массива. А мы повернем направо и посмотрим пару объектов в центре поселка.



24. Сразу возле переезда находится ресторан. Здание постройки середина 20 века. Когда-то тут была местная столовая.  Приятно, что старое здание сохранили и даже не поменяли его назначения, кормить людей.



25. Перейдем через дорогу у увидим памятник в память о «Малой Дороге Жизни» и героях, которые тут трудились. Памятник представляет собой солдата в шинели, который фонарём показывает направление движения. Пускай эта дорога и называется малой, но благодаря ей Ораниенбаумский плацдарм смог устоять под немецким натиском, не дал захватить Ленинград, а пути по которым мы сейчас пойдем смогли спасти тысячи человеческих жизней.



26. Немного в стороне стоит кинотеатр Чайка. Очень красивое здание 1958 года постройки. Когда-то тут собирались местные жители, смотрели кино, по выходным перед кинотеатром проводили праздничные гуляния, это был центр поселка... А сейчас тлен и разруха, как и везде... Никому такое добротное, историческое здание не нужно... Стоит оно в таком состоянии с начала подъема страны с колен, с 2000 года.



27. Но хватит ходить все вокруг да около, нас ждет железная колея! Сразу после переезда трава почти полностью поглотила рельсы, а ветки деревьев мешают идти по тропинке, под которой виднеются шпалы.



28. В некоторых местах пути пересекают тропы местный жителей. Это тропа ведет в сторону станции.



29. Спустя минут пять ходьбы показался еще один переезд. Он ведет из основного поселка Лисий нос, тот, что справа по ходу движения, в дачный массив Морские Дубки. Почему морские понятно, а вот почему дубки? В Петровское время, в этом месте активно высаживали дубы, с тех пор название и закрепилось за этим местом. На переезде сохранились железные ограждения, скелет домика дежурного по переезду.



30. В деревьях затаился светофор. Когда-то с обратной стороны переезда стоял еще один, сейчас его уже нет.



31. Вдоль железной дороги проходит Морской проспект. Конечно, проспект эта дорога напоминает отдаленно, но вид с нее открывается вот такой.



32. Тропинка, по которой нам приходится идти, местами становится совсем непролазной. Но запах шиповника  вперемешку с другими летними ароматами все равно делают прогулку чертовски приятной!



33. В данном месте под путями протекает речка Черная. На мой взгляд, это самое популярное название для речки, что-то типа фамилии Иванов. Мост этот еще со времен постройки железной дороги.



34. Лисий Нос это конечно поселок контрастов. По одну сторону видишь классический дачный дом с забором из деревянных катушек.



35. По другую сторону современный коттедж с камерами на фасаде. Жители меняются, архитектура обновляется.



36. В какой-то момент я уже хотел пойти по Морскому проспекту, так как растительность полностью поглотила тропинку. Но я ответственный исследователь и не свернул с пути!



37. И был прав, через метров двадцать, тропинка опять показалась под ногами. Между проспектом и железкой играют дети, для них, как я думаю и для взрослых жителей поселка, это просто заброшенная железная дорога, которая непонятно зачем нужна. Большинство и не видели тут ни разу поезда, и не представляют, сколько ей лет, в каких событиях она принимала участия и в скольких судьбах людей оставила отпечаток.



38. С насыпи пути открывается отличный вид на местную баню №4. Табличка гласит, что она 1956 года постройки. Вот сколько вижу такие заведения, а ни разу не был. Расскажите, как оно?



39. Очередной переход через пути. На этот раз обустроенный. На заднем плане интересный дом в современном стиле.



40. Далее от Морского проспекта отходит грунтовая дорога, которая пересекает железку и убегает в лес. Для простого обывателя это опять же просто грунтовка, но мы же исследователи! Как я писал ранее, перед началом строительства дамбы, возле поселка Горская заложили промплощадку и до нее дотянули железнодорожную ветку, изменив ее направление. Сейчас мы находимся на том месте, где заканчивается участок 19 века постройки и начинается 80 годов двадцатого века. Прямо после грунтовки новая часть пути, а старая железка к мысу раньше уходила левее и проходила по направлению грунтовки. Туда-то мы и направимся.



41. Грунтовка проложена по насыпи железной дороги и ведет до самого мыса. Пешком идти получалось приличное расстояние и этот участок прогулки я отложил на самый конец, для того, чтобы воспользоваться автомобилем. В начале дорога хорошего качества... Вдалеке виден забор...



42. Это забор газонаполнительной станции.



43. После станции дорога становится немного хуже...



44. Качество дороги все ухудшалось... Проползал я, очень медленно чиркая брюхом о землю... На что не пойдешь ради поста! О том , что когда-то тут была железная дорога теперь ничего не напоминает.



45. Спустя 1,5 километра оффроуда, я уперся в закрытые ворота с колючей проволокой по периметру. Территория мыса еще лет пять  назад была закрытой, тут находились военные, за этими воротами проезд к бывшей части. Но не стоит расстраиваться, в метре от них есть протоптанная дорожка для обхода. Слева за кадром еще одни закрытые ворота, за ними находится метеостанция и за воротами жизнь присутствует и забор так же есть, туда мы не пойдем.



46. Дорога немного изгибается и подходит все ближе к заливу. Где-то в этом месте находилась историческая станция Лисий нос и эти квадратные булыжники, выложенные ровным рядком, подтверждают мои догадки. Как я уже говорил, заброшена она была после войны, а окончательно разобрана в начале 80-х.



47. Дальше дорога делает крутой поворот, огибая лесную чащу. Железная дорога же раньше шла прямо...



48. ... и выходила на мол. Отсюда в начале 19 века дамы в пышных платьях и их кавалеры отправлялись на пароходах в Кронштадт. Отсюда же в 40-е уходили под покровом ночи баржи в сторону Ораниенбаума. Как это место выглядело раньше, я вам показывал в начале прогулки.



49. Красивый вид! Тихо тут, только накатывающая небольшая волна не дает появиться звону в ушах.



50. Железная дорога на мысе появилась в конце 19 века, а обитаем он стал еще в 1854 году. Тогда для защиты города от врагов с моря, тут был построен оборонительный редут. Когда на этом небольшом клочке земли построили пассажирскую станцию, военные отсюда не ушли, а продолжили соседствовать. В начале 20-го века тут был построен пороховой склад и даже, как гласят некоторые карты, был проложен подъездной путь. Изучая это место дальше, я наткнулся на тот самый пороховой склад.



51. Здание построено из кирпича с округленными окнами и интересным декором фасадной части. После того как его перестали использовать в качестве склада, тут разместили научно- исследовательский институт министерства обороны. В просторных помещениях создавали, тестировали и дорабатывали вооружение для военных кораблей. Военные покинули мыс окончательно в 2014 году и оставили все, что веками использовали в своих целях. Все, что осталось внутри объекта, сразу подверглось расхищению. А тут было на что посмотреть и что сохранить, от военных инженеров остались образцы ракет и орудий, макеты кораблей и множество интересной литературы.



52. На подходе к зданию лежит куча деревяшек, это бывшее КПП. Возле главного входа раньше так же было какое-то строение, сейчас уже оно пало под натиском вандалов. Ходят легенды, что тут подвал чуть ли не в три этажа уходит под землю, но мне кажется это только легенда.



53. Центральный вход открыт, заходи, кто хочет. Внутри все порушено и раздестроено. Туда я не пошел.



54. Когда я смотрел на здание с фасада, оно мне не показалось большим, но обойдя его я оценил весь масштаб. Здание склада огромное! Как видно на фото, подвальная часть так же присутствует.



55. Вокруг здания несколько периметров с колючей проволокой. Ходить тут надо очень осторожно. Раннее я уже несколько раз говорил о героической судьбе железной дороги, которая сюда вела, но был у нее и темный период. Наступил он в 1905 году, когда после «Кровавого Воскресенья» в Петербурге начались массовые волнения. Сюда, на территорию военной части, по железной дороге свозили несогласных с режимом и условиями граждан. Здесь же, где-то на территории, приводили смертный приговор для них в действие и здесь же на мысе хоронили. В народе этот мыс получил название «Лобное Место».



56. За зданием бывшего склада можно найти остатки того самого редута. Сейчас это место сильно заросло. В насыпи редута я нашел место каких-то раскопок или окопа... Гуляя по такой интересной локации у меня возник вопрос, который возникает у меня частенько. Почему тут нельзя сделать историко-культурный центр?! Восстановить здание, облагородить территорию, проложить дорожки, на моле можно сделать макет  узкоколейки, возле нее построить из дерева станцию, как это было раньше. Почти до самого мыса проложена историческая железная дорога, берем паровоз с ретро составом и везем сюда людей, по пути рассказывая про историю железной дороги и мест, которые будут проезжать. У переезда, где мы повернули, обустроить платформу для удобства высадки-посадки.  Дальше тут по дороге можно пустить какие-нибудь электрокары для пожилых людей, другие могут  дойти пешком, вдоль дороги поставить скамейки и информационные стенды с фотографиями как и что тут было раньше. В здании склада можно разместить несколько экспозиций, затронуть и середину 19 века и революцию, и конечно Великую Отечественную войну. У нас в городе все строят новые музеи, оттяпывая  все новые клочки от парков и скверов, которые не связаны с темой музея никак. Вот вам готовое здание и локация для культурно-музейного центра, причем которое принимало непосредственное участие во множестве событий. Это будет интересно и детям и взрослым, прикоснуться к истории, а не ходить по бетонному новоделу.  Но нет, все загадим, распилим и сломаем... Ладно, крик души это был...
Вернемся на переезд и продолжим прогулку.




Дата похода 08.07.2019

Продолжение во второй части.


Tags: История, Санкт-Петербург, Северо-Запад, Фото, жд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments