mike_y74 (mike_y74) wrote in ru_railway,
mike_y74
mike_y74
ru_railway

Categories:

Екатеринбург-Челябинск, железная дорога через Каменск-Уральский

Небольшой обзор о линии Екатеринбург - Каменск-Уральский - Челябинск.
Составлен на основе общедоступной информации в интернете и личных наблюдений (в свое время ездил здесь довольно часто, в качестве пассажира). Заранее благодарю за уточнения.


(источник - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.182493&lon=61.884356&z=15&m=w&show=/29771801/ru/Железнодорожный-мост-через-реку-Синару)

Как известно, между Екатеринбургом и Челябинском две железнодорожные линии.
Железная дорога Екатеринбург - Каменск-Уральский - Челябинск имеет протяженность 261 км, что на 9 км больше, чем по линии через Верхний Уфалей и на 50 км больше, чем по автотрассе.
Линия на всем протяжении электрифицирована постоянным током 3000V.




Эта дорога проложена в более равнинной местности, чем Уфалейский ход. Местами совсем плоская равнина, местами - холмы. Соответственно, меньше крутых уклонов, меньше кривых - то есть более благоприятный план и профиль пути. Минимальное время в пути  у пассажирских поездов сейчас 4 часа 21 минута, в 2016 ходил скоростной электропоезд за 3 часа 35 минут, что несколько быстрее чем на автобусе от северного а/в Екатеринбурга. А вообще, первая попытка запустить экспресс по этой линии была еще в 1995 году, тогда это был состав из локомотива и 4 вагонов, шел 3 ч 55 мин.

Строго говоря, здесь на самом деле два участка ж/д.

Екатеринбург-Каменск-Уральский протяженностью 100 км полностью относится к Свердловской ж/д, и обеспечивает перевозки не только в Челябинск, но и в Курган. Причем главный ход тут идет именно Екатеринбург-Курган. Этот участок - дублер Транссиба, и здесь очень большой трафик грузовых поездов. В последние годы здесь ходят и скоростные электропоезда "Ласточка" производства Верхней Пышмы. От ст.Кольцово ответвление к соответствующему аэропорту, 2 раза в сутки туда ходят электрички.
На всем протяжении минимум два пути (от Екатеринбурга-пасс. до  Путевки - парка ст.Шарташ - 4 пути).
Железная дорога от Екатеринбурга до Каменска построена в 1932 году, вторые пути - в начале 1960-х, электрификация - в 1972 г.

Про участок от Каменска-Уральского до Челябинска расскажу подробнее. Протяженность - 161 км, от Каменска до ст.Нижняя (около 40 км) принадлежит Свердловской ж/д, от Нижней до Челябинск - Южно-Уральской. То есть граница дорог примерно совпадает с границами областей. В 1960-70х граница дорог была по ст.Муслюмово.
Линия от Каменска до ст.Чурилово однопутная с двупутными вставками, от Чурилово до Челябинска -  4 пути.
Причем на вставках действует двусторонняя автоблокировка, то есть диспетчер может пропускать поезда по любому из путей, в каждом направлении, по обстановке.  Практикуются обгоны грузовых поездов пассажирскими.

С пассажирскими поездами ходят электровозы ЭП2К (депо Барабинск), до 2016 ходили челябинские ЧС7, что на заглавном фото.


(источник - http://ru-railway.complexdoc.ru)


Грузовые поезда идут под ВЛ10 (депо Курган),


(источник - https://fotki.yandex.ru/users/krasngor/)


ВЛ11 (депо Екатеринбург-сорт),


(источник - http://novrail.narod.ru/photos/omsk_06/vl11-245.html)


2ЭС6 разной приписки.


(источник - http://omgt.info/forum/index.php?action=profile;u=2;area=showposts;start=165)


Вообще в последние годы Свердловская, Южно-Уральская и Западно-Сибирская дороги работают единым локомотивным парком, в том числе и на этом участке.
Электрички ЭД4 ходят от Челябинска до Каменска, и от Каменска до Нижней.
Линия электрифицирована в 1977 году (источник, стр.4).
Двупутные вставки построены в основном до 1990х, частично - в 2000х.

Пейзажи здесь может не такие живописные как на уфалейской линии, но довольно красивые виды с мостов через Исеть, Синару, Миасс (у ст.Баландино).
Мост - "бабочка" через Исеть в Каменске-Уральском. Построен в 1940-м году.



(источник - https://ruxpert.ru/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kamensk_Bridge.jpg)

Под этим мостом - Волковское водохранилище, мой фотоотчет про него здесь.

Мост через Синару на 31 км.


(источник - https://fotki.yandex.ru/users/to4et/)


Мост через печально известную реку Течу, перед станцией Муслюмово. Как известно, в Течу в начале 1950х сбрасывали радиоактивные отходы с комбината "Маяк", почти без очистки...


(источник - https://fotki.yandex.ru/users/sallem/)

Рядом со ст.Муслюмово находится база запаса локомотивов ЮУЖД. Там стоят отставленные от работы паровозы, электровозы, тепловозы. "Простому" человеку туда попасть непросто, охрана бдит. Но и с поезда все достаточно неплохо видно.
Статья в "Челябинском рабочем" об этой базе (часть I, часть II).

Относительно истории строительства - тут не совсем всё просто...
В 1917 году построена ветка от Каменска (тогда ст.Синарская) до ст.Багаряк. Она по большей части совпадала с участком нынешней линии, но не совсем. В частности, Исеть пересекалась через низководный мост, и сама ст.Багаряк в стороне от главного хода.
Здесь подробнее об этой ветке (форум "Виртуальный Каменск") и здесь. Станция Багаряк сейчас заброшена, но сохранилась.

Во многих источниках пишут, что собственно линия Синарская-Чурилово построена в 1940м.
(Здесь, здесь, здесь и здесь).

По крайней мере мост "бабочка" через Исеть испытали и приняли в эксплуатацию точно в декабре 1940 г. Причем по легенде автор проекта архитектор Росновский во время испытания стоял под этим мостом.

В то же время мой френд 4mz-strannik пишет, что линию строили трудармейцы в военные годы. Предполагаю, что в 1940 году началась временная эксплуатация, а постоянная - позже. Возможно, что-то достраивалось. Может быть, мост через Миасс сначала тоже был низководным (как в Каменске через Исеть), а потом построили капитальный. Но это только мое предположение.
Если это так, то возможно какие-то следы на местности какие-то сохранились...

Как бы то ни было, в графике 1945 года пассажирский поезд Челябинск-Свердловск ходил уже по этой, тогда новой, линии, через Каменск-Уральский (Синарскую).

Tags: Урал, свжд
Subscribe

  • Между Второй и Первой.

    Регулярное сообщение на перегоне Пермь-2 – Пермь-1 открылось 17 сентября 2021. Это была пятница, я работал и поэтому проехать на первой по…

  • 1996 год: ЖД-вокзал Южно-Сахалинска

    Сахалинцы разместили в инете фотоснимки жд-вокзала Южно-Сахалинска 1996 года. В те годы шли активные переговоры с иностранцами по добыче нефти и…

  • Горный трамвай в словацких Татрах

    Интересный высокогорный трамвай курсирует в Словакии между райцентром Попрад-Татры и горнолыжными курортами Старый Смоковец и Штырбске Плесо. Причем,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments