
Бигосово - это станция на Риго-Орловской железной дороге у самой границе Беларусь-Латвия. Расстояние от райцента Верхнедвинска 18 км, от Полоцка примерно 90 км, а ехать туда на пригородном поезде 1 час 34 минуты. До латвийской границы от бигосовского вокзала по рельсам примерно 5 км, может чуть меньше. Несмотря на глухоту этого поселка станция наполнена духом погранзоны, то и дело туда сюда снуют белорусские погранцы.
Выезжаю туда из Полоцка пригородным поездом в составе ДДБ1-10, отправление в 10 утра. Вот он маршрут полуторачасовой поездки:

и поподробнее:

В пути 9 промежуточных остановок, почти все они небольшие безлюдные станции или вообще о.п. без кассы и путевого развития. Можно немнго пофоткать их из окна дизель-поезда ДДБ1.
Первая станция Ропнянская - спустя 10 минут. На ней здание с кассами, 3 пути.

Сама станция названа в честь деревни Ропно, находящейся здесь неподалеку. Но по сути находится на территории г. Новополоцка, крупнейшего на этом пути - 102,3 тыс. -2017. Но пользуются жители города ей мало, только те кому надо ехать на пригородных поездах в западном направлении. Вообще в сутки по этому маршруту курсируют 3 пары поездов. Есть 1 ПДС - Минск-Рига, ходит через сутки, но это отдельная история. А вот товарных поездов движется оргомное количество, и днем и ночью.

Ропнянская - вид в сторону Риги

Ропнянская - вид в сторону Полоцка
Следующая станция на пути Полоцк-Бигосово Боровуха. Сам поселок Боровуха-1 административно относится к Новополоцку. Так что фактически в городе 3 станции: Ропнянская, Боровуха и грузовая станция Новополоцк, обслуживающая местный нефтеперерабатывающий завод. Но на последней никогда не было пассажирского движения,

Следующая станция Адамово с очень печальной историей. Сначала историческое деревянное здание вокзала обшили безобразным сайдингом, а потом оно вообще сгорело. Вместо сгоревшего возвели такой современный "вокзал"

Радует то, что хоть миниатюрный павильон закрыт стеклопакетами, в нем хоть можно переждать непогоду, особенно зимой.
Фото вокзала до пожара, правда уже отсайдиногванного. Взято с сайта railwayz.info

Далее следует о.п. Подозерцы. Без путевого развития, без касс, обилечивают кассиры внутри, обходя состав. Машинист по громкой связи рекомендует выходить только из первых 2-х вагонов. Вид на платформу с заборчиком

Станция Борковичи. Относительно другой "мелочи" на этом участке довольно крупная.

о.п. Бениславского

Прибыли в Верхнедвинск с его монструозным по местным меркам вокзалом. Сама станция находится в поселке Боровка в нескольких километрах от города Верхнедвинск.

Предпосленяя остановка - о.п. Сарьянка

Сарьянка уже находится в погранзоне

Подъезжаем к Бигосово. У станции видны старые здания, явно когда-то относящиеся к железной дороге


После остановки двери в дизеле не открываются, ждем проверки пограничников. В вагоне 2 пассажира, зашла контролерша-касирша, поинтересовалась наличием билетов. Пограничный контроль идет от головного вагона в последний минут 10. Наконец заходят... Но не злые мужики с собаками и карабинами, а 2 молодые девушки в форме. Вежливые, здороваются и принимают мой паспорт. Главное, чтобы это был обычный белорусский паспорт, метсная прописка уже не важна, с 2017 года любой граджанин РБ может свободно посещать погранзону, никаких сборов и пошлин, только паспорт. В общем смотрят последнюю страницу, проверяют фото с моим фейсом в оригинале и вежливо возвращают документ. Потом по рации сообщают машинисту, что все проверено, и он открывает двери всего состава. Паксы выходят. Вот и станция Бигосово

Вокзал здесь самый интересный, 1924-1926 годов постройки, в стиле "модерн". Не так уж сильно модернизирован, по крайней мере снаружи. Внутри шикарные пространства, совсем не для такого пассажиропотока, наверно большую часть объемов занимает застава и другие пограничные службы

Шикраные леснтницы с кованными перилами. По левой поднимались контролерши-кассирши из нашего поезда, а в нижнюю дверь заходили девушки из погранслужбы. Я их-то фоткать не стал, мало ли что, может в результате получистя непредвиденная задержка

А вот трафик поездов, маленький для такого огромного вокзала. Как видно 3 пары пригородных ежедневно и один ПДС международных линий, как сейчас принято их называть. Минск-Рига курсирует в одном направлении через день.

Ну ладно, выходим на улицу. Главное, чтобы люди в зеленой форме сильно не палили, как я делаю фотки. Это перед вокзалом "голова" нашего прибывшего дизеля из тепловоза М62. Платформы огорожены со всех сторон от окружающего пространства зеленым забором.

Вид станции с "привокзальной площади"

Дизель-поезд ДДБ1-10 на отстое с "головой" от демиховской электрички

Старая водонапорка вблизи станции

и шикарное жилое здание там же под ней

переход через ж/д пути в сам поселок

Вид в сторону Латвии. Кстати отсюда начинается двухпутка до Индры - первой латвийской станции

Вот еще вид в ту сторону. По идее пешком где-то за полчаса можно дойти до непосредственно самой границы. Но что-то мне подсказывало, что этого делать не следует...

Вид в обратную сторону

Здание вокзала вдалеке

Вдали видна грузовая часть станции

Далее немного прогуливаюсь по самому поселку. Вообще здесь не ощущается никакой границы, только вдалеке, в южной стороне от путей была видна трасса, ведущая на автомобильный пункт пропуска Григоровщина. Там то и дело проезжали фуры, вот там да - граница чувствуется. А сам поселок, точнее агрогородок Бигосово тихий и невзрачный, таких в Беларуси сотни. Население - около 2 тыс. жителей, школа, детсад, дом культуры, почта, больница, несколько магазинов. Есть завод "ИНВЕТ", выпускающий зоооборудование - надо же 3 буквы О подряд в слове ). Вот унылый вид местного ДК

А это почта, какое-то общежитие и вид на сам агрогородок

"Остановка" на "привокзальной площади" сделана нехитро, зачем так уродовать дерево

Ну а мне пора уезжать, скоро дизель-поезд отправляется назад, на этот раз без проверки у пограничников
