smugastyj (smugastyj) wrote in ru_railway,
smugastyj
smugastyj
ru_railway

Category:

За 5 с половиной километров от линии фронта. Лисичанск - Кучмовка - Северск

Под головой надувная подушка, а за окном – стук колёс. Поезд торопится, бежит во весь опор. Хотя мог бы не спешить, и так было б лучше. А то время прибытия совсем уж неприличное, в полпятого ночи. Вновь назначенный поезд Ужгород - Лисичанск выполняет свою функцию – он объединяет запад и восток страны, причём не только в переносном смысле, но и, конкретно в нашем случае, в прямом.
DSCF1957.jpg
Из душного вагона в темноту лисичанского перрона ступили семеро бывалых авантюристов-путешественников: Олег из Ивано-Франковска, Лёша и Олесь из Киева, я, ещё один Олег и Павел как представители делегации харьковчан, Микола из Константиновки.

Десятки разноцветных шашечек таксистов, как новогодние гирлянды, светились во тьме. И толпа вышедших из поезда пассажиров как-то быстро растворилась на парковке. За порядком следили бойцы Нацгвардии, их броневик сразу дал понять, куда мы приехали.

В Лисичанске я ещё ни разу не был (хотя и проезжал его в далёком 2010 году), поэтому решил приехать сюда, посмотреть, что и как.

Рассветёт ещё не скоро, но, чтоб не терять времени, мы выдвинулись пешком в соседний город-спутник Северодонецк. Идти 5 километров, по совершенно тёмной, покрытой ухабами и лужами дороге. Если б нас было меньше, то, пожалуй, нам следовало бы опасаться гопарей, которые в изобилии водятся в этом регионе, но всемером мы сами можем их «гопнуть». По пути встретили лишь полицейскую машину – копы притормозили, пристально разглядывая нас, но до проверки документов дело не дошло.

В Северодонецке мы оказались довольно скоро. Правда, ещё долго шли вдоль забора огромного предприятия, ЧАО «Северодонецкое объединение Азот». Градообразующее промышленное объединение переживает сейчас далеко не лучшие времена, но всё же, продолжает работать. Это крупнейший в Украине производитель аммиака, селитры, формалида, метанола и других химикатов. В какой-то момент запах с завода стал удушающее-резким.
DSCF1843.jpg
Но от химической вони нас спас троллейбус, внезапно подъехавший к остановке.
DSCF1844.jpg
В этом троллейбусе мы катались по кругу, пока не начало светать: сначала к одной конечной, потом к другой.
DSCF1845.jpg
Вскоре мы уже могли созерцать предрассветный, предновогодний город во всём его обличии.
С 2014 года Северодонецк является административным центром Луганской области. Тем не менее, выглядит он весьма хмуро и депрессивно.
DSCF1847.jpg
Чуть ли не каждый столб в городе обклеен объявлениями о поездках в Россию и Станицу-Луганскую.
DSCF1866.jpg
Некое оживление вносят новенькие троллейбусы БКМ и несколько замысловатых арт-объектов.
DSCF1857.jpg

DSCF1849.jpg

DSCF1859.jpg
Памятник Гоголю живёт и здравствует.
DSCF1848.jpg
Чего не скажешь о пролетарском поэте Максиме Горьком. Его удалось опознать с трудом.
DSCF1850.jpg
Статую Клима Ворошилова возле автостанции давно снесли.
DSCF1858.jpg
Пожалуй, самое красивое здание города – ДК Химиков.
DSCF1852.jpg
Напротив него – главная ёлка города.
DSCF1853.jpg
Северодонецк получил статус города в 1958-м, а появился как посёлок Лисхимстрой возле строящегося химкомбината. Кажется, что город до сих пор «увяз» в советской эпохе, несмотря на бурную декоммунизацию.
DSCF1854.jpg
Но так как целью поездки Северодонецк всё же не был, мы сели в первый попавшийся автобус до Лисичанска, чтоб вернуться «на исходную». Проезжаем мимо того самого «Азота».
DSCF1863.jpg
И вот мы вновь в Лисичанске, точней, на его окраине, конечной троллейбуса «Кирпичный завод».
DSCF1864.jpg
Отсюда ближе всего к панорамной площадке – меловому карьеру Лисичанского содового завода.
DSCF1867.jpg
Панорама Лисичанска.
DSCF1883.jpg
На горизонте видны кварталы Северодонецка.
DSCF1878.jpg
Сам завод представляет собой унылое зрелище. Он прекратил свою работу в 2010 г. и был разрушен.
DSCF1876.jpg

DSCF1871.jpg
А создавался завод ещё в конце XIX века, как совместное акционерное общество бельгийского инженера-технолога и российского купца. В память о той эпохе по городу осталась пара десятков бельгийских домов.
DSCF1873.jpg
Большинство из них пребывает в плачевном состоянии.
DSCF1875.jpg

DSCF1874.jpg
Но есть и вполне симпатичные.
DSCF1889.jpg
Заброшена школа.
DSCF1886.jpg
Здание бывшей детской поликлиники – тоже бельгийский дом – скорей всего, используется в качестве опорного пункта бойцами добровольческих батальонов.
DSCF1891.jpg
Заброшена также городская поликлиника.
DSCF1923.jpg

DSCF1896.jpg
Дырки в окнах закрыты старыми стендами.
DSCF1895.jpg
Самый известный в городе бельгийский дом, настоящий особняк, не выделяется из окружающей атмосферы дестроя.
DSCF1898.jpg

DSCF1897.jpg
Раньше там располагалась больница.
DSCF1900.jpg
А теперь это стало любимым местом тусовок местных тинейджеров. Конечно, мы тоже захотели полазить.
DSCF1902.jpg

DSCF1910.jpg

DSCF1909.jpg

DSCF1907.jpg

DSCF1904.jpg
Говорят, похоронный бизнес здесь гораздо более прибыльный, чем медицина и здравоохранение. Не знаю, правда ли это…

Вот, собственно, заводоуправление «Лиссоды». Само собой, тоже заброшено.
DSCF1920.jpg
Возле него сохранилась советская скульптура.
DSCF1922.jpg

DSCF1921.jpg
Ладно, довольно разрухи. Решили подняться на Рабочую гору, полюбоваться видами оттуда.
DSCF1911.jpg
Ещё один панорамный снимок. В наши планы, кстати, входило подняться на террикон, но позже узнали, что на его вершине находится позиция вооруженных сил Украины.
DSCF1912.jpg
Глянув расписание, заметили, что скоро будет ехать дизель из Попасной. Парни заняли удобные позиции, приготовили фотоаппараты…
DSCF1913.jpg
Вскоре послышался характерный гудок Д1 и перестук колёс. А потом всё затихло, лишь ветер трепал наши капюшоны. Прошло минут 6, мы уже думали, что нас проглючило, и никакого гудка не было. Но дизель всё же вырулил из-за холма.
DSCF1915.jpg
После успешного завершения «фотоохоты» мы хотели отправиться к отстойникам «Лиссоды», в которых вода из-за химикатов приобретает лазурный оттенок. Но обнаружили там шлагбаум и блок-пост военных, решили не приближаться. Вот что бы мы могли там увидеть (фото из интернета):
13900642668974.jpg
Решили двигаться в сторону ж/д станции. Передвигаясь по городу, кстати, я не обнаружил ни одного канализационного люка. Повсюду на тротуарах зияют дыры, в лучшем случае прикрытые ветками. Новые люки давно не ставят, потому что их постоянно воруют и сдают в металлолом.
DSCF1926.jpg

DSCF1925.jpg
В 2014 г. Лисичанск, хоть и кратковременно, всё же зацепили боевые действия. Следы войны уже ликвидировали, не возобновили только повреждённую обстрелами троллейбусную линию.
DSCF1927.jpg
Вскоре вышли к станции Переездная. Это за несколько километров от главного вокзала города.
DSCF1928.jpg

DSCF1929.jpg
Смотрим расписание – скоро наш дизель.
DSCF1930.jpg
А пока есть время окинуть взором станцию с пешеходного моста.
DSCF1933.jpg

DSCF1931.jpg
Внезапно начал сыпаться снег. Синоптики не обманули. Трёхвагонный Д1 прибыл вовремя.
DSCF1935.jpg
Пора ехать. За окнами потянулись характерные донбасские пейзажи.
DSCF1937.jpg
Симпатичная проводница продала нам билеты. А Микола поинтересовался, может ли она выбить прямой билет до Лимана. Она с радостью продала ему!

Станция Волчеярская теперь не станция вовсе. Вокзал закрыт, боковые пути срезаны.
DSCF1939.jpg
Пока едем, устраиваем небольшой пикник, смущаем остальных пассажиров запахом колбасы.
DSCF1940.jpg

DSCF1941.jpg
Дизель прёт уверенно и быстро; в салоне жарко, работают оба двигателя.
DSCF1943.jpg

DSCF1942.jpg
Позади остаётся пустынная Лоскутовка.
DSCF1946.jpg
И неприметная Венгеровка. Дальше начинается новая для меня ветка, по которой я ещё не ездил.
DSCF1948.jpg
Станция Камышеваха. Метель разъяряется всё сильней, а дизель везёт нас всё ближе к линии фронта.
DSCF1951.jpg
Решили выйти, две остановки не доезжая конечной – на о.п. Кучмовка.
DSCF1953.jpg
Поезд следует до Попасной, оттуда же отправляется наш следующий «пересадочный» поезд до Северска. Правда, отправляется раньше, чем прибывает дизель. Д1, плюнув дымом, уехал дальше, а мы просто перешли на противоположную сторону.
DSCF1954.jpg

DSCF1955.jpg
От Кучмовки до линии размежевания всего 5,5 км по прямой. Возможно, если б ветер не трепал ветки настолько неистово, то мы услышали бы звуки перестрелок. Но это к лучшему, что не слышали. Нельзя недооценивать серьёзность и опасность боевых действий. Это явно не то место, куда следует приезжать с туристической целью…

От ветра и сильного снега не спасали даже капюшоны. Наш поезд уже должен прибывать. Но вместо него на грунтовку вдоль железной дороги выехал военный грузовик. Может быть, он вместо поезда? Но нет, проехал мимо. Сидящие в кабине военные окинули нас взглядами, как будто вопрошая: почему не в окопах?
DSCF1957.jpg
А через минуту сквозь снежную пелену уже просматривался силуэт прибывающего поезда.
Тепловоз и всего один вагон.
DSCF1958.jpg

DSCF1959.jpg
Сразу бросилось в глаза отсутствие стёкол на тамбурных дверях. Проводница открыла нам дверь. Мы прошли внутрь, и, к нашему удивлению, почти все места оказались заняты. Но мы смогли разместиться. В вагоне встретили также знакомого любителя железных дорог Владимира, который живёт в километре от линии размежевания – в Попасной. Он рассказал нам об особенностях прифронтовой жизни. О том, как боевики обстреляли одну из украинских станций. О том, как колонна украинских военных пошла напрямую через пути и «вывернула» рельсы, парализовав движение. О том, как попаснянских детей возят в школу исключительно автобусом, чтобы в случае чего уберечь от обстрела. В черту самого города снаряды не «прилетали» уже месяц, к счастью. Но война надоела всем настолько, что звуки стрельбы воспринимаются просто как фоновый шум.

Проверки билетов в этом поезде нет в принципе. Проводники их не проверяют и не продают. Это потому, что убытки от обслуживания поезда кассиром превышают убытки от безбилетного проезда. Могли бы одному из проводников доверить кассовый аппарат, но тогда ему надо доплачивать зарплату, а это не выгодно. Так и возит поезд безбилетников. А проводники лишь отапливают вагон. Отменить этот поезд нельзя, потому что в прифронтовой зоне нет даже автомобильных дорог. Железная дорога выполняет чисто социальную функцию.

Тепловоз везёт нас медленно, потому что пути не ремонтировались. А отсутствие стёкол в тамбурах позволяет немного пофотографировать. Но делать это надо осторожно, вдоль пути попадаются блок-посты военных. Проезжаем Нырково.
DSCF1960.jpg
И следуем по извилистому, заснеженному перегону.
DSCF1962.jpg

DSCF1963.jpg

DSCF1964.jpg

DSCF1966.jpg

DSCF1967.jpg
Двери никто не закрывает. Зачем, всё равно стёкол нет.
DSCF1968.jpg
Не проходит и часа, как мы достигаем конечной станции Северск.
DSCF1970.jpg

DSCF1971.jpg
Тут есть возможность сходить в магазин, размяться полчасика перед прибытием следующей электрички.
DSCF1973.jpg
Тепловоз обогнался – через некоторое время он поведёт пригородный поезд в обратный путь до Попасной.
DSCF1974.jpg
Пятивагонная ЭД2Т с вагонами от ЭР2Р забирает нас в Лиман.
DSCF1975.jpg
Всего 2 перегона, и мы на месте.
DSCF1976.jpg

DSCF1979.jpg
В Лимане наша «банда» разделяется: я с Олегом сажусь в электричку до Харькова, а остальные продолжают поездку, двигаются в сторону Константиновки. На следующий день у них предусмотрена дополнительная программа.
DSCF1977.jpg
Наш сегодняшний маршрут не был длинным, зато мы побывали в 2-х городах и обкатали труднодоступную ветку Камышеваха – Нырково – Северск. Почти вплотную приблизились к линии разграничения.
karta-linii-razgranicheniya-fronta-donbasse-hq (1).PNG

1460555229_2016.03.15-04.13.png
В электричке до Харькова меня разморило, я проспал большую часть пути. Ехать почти 4 часа. Не слышал даже музыкантов, которые ходили по вагонам. Достигнув конечной станции Харьков-Левада, мы с Олегом облегченно вздохнули, хотя, вроде бы, и не устали особо.
DSCF1983.jpg
До новых встреч!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments