Дмитрий Шушуев (albinos76) wrote in ru_railway,
Дмитрий Шушуев
albinos76
ru_railway

Category:

Главные железнодорожные мастерские Алтайской железной дороги. Часть 3.

Оригинал взят у eugene_klepikov в Главные железнодорожные мастерские Алтайской железной дороги. Часть 3.
Железнодорожный посёлок.

У любого барнаульца аббревиатура «ВРЗ» вызывает самые разные ассоциации. Это не только сам завод, для многих в основном даже не он. ВРЗ – это целый микрорайон, отдельная часть города со своим неповторимым колоритом. Со своим, особенным, населением, у которого особый менталитет, собственные традиции и понятия. ВРЗ – это легендарная баня, вошедшая в поговорку. Это не менее легендарные клуб, парк, стадион. Это тихая и уютная улица Водопроводная с ее длинным рядом разноцветных двухэтажек. В общем, ВРЗ – это такой же знаковый для Барнаула топоним, как Поток, Сулима, Яма.
С чего же началась история этого городского района? «Очевидно, что с завода!», - воскликнет нетерпеливый читатель и окажется прав лишь отчасти. Да, Главные железнодорожные мастерские стали сердцем этой части Барнаула. Но рядом с ними сразу же возник и жилой поселок. Одновременно с кузнечным, вагоносборочным и паровозным цехами росли и казармы для рабочих и дома для управляющих. История поселка началась вместе с историей предприятия. И первые годы жизни поселка покрыты завесой тайны. Мы приглашаем вас, дорогие любители истории Барнаула, в очередное путешествие, во время которого постараемся приоткрыть эту завесу. На этот раз наша экскурсия пройдет по улице Водопроводной.


Собственный поселок рядом с предприятием – для Сибири начала XX века вовсе не редкость. Это, скорее, норма. Производственные корпуса заводов и фабрик обрастали казармами для рабочих, домами для управляющих и инженеров, разными вспомогательными постройками. В наиболее развитых поселках для их жителей строились церкви, школы, бани, даже библиотеки. А на спичечной фабрике под Томском ее владелец Кухтерин для своих работников уже и кинотеатр открыл! В общем, нет ничего удивительного в том, что возле Главных железнодорожных мастерских в Барнауле тоже выросло целое поселение. Его так и называли – железнодорожный поселок.
Планировка заводских поселков была схожей. Проходная была как бы «центром», а площадка перед ней – главной площадью. Примерно так же был устроен и поселок при Главных железнодорожных мастерских. Схему расположения его зданий можно увидеть на плане мастерских 1916-1917 гг. из фондов заводского музея. Правда, здания там не подписаны, а пронумерованы. Всего на плане их шесть. Мы предполагаем, что цифры могут обозначать порядок их строительства: первым было построено здание под цифрой 1, вторым – под цифрой 2 и так далее.



Фрагмент плана Главных железнодорожных мастерских, на котором изображен заводской поселок. Из фондов музея БВРЗ.

В поселке уже началось формирование двух первых улиц – будущих Водопроводной и бульвара 9 Января. Пересечение их как раз находилось напротив заводской проходной. С этой точки мы и начнем наше путешествие.


Место пересечения улицы Водопроводной и бульвара 9 Января – своего рода центр заводского поселка. Современный вид этого места. В кадре можно видеть проходную, водонапорную башню и два дореволюционных жилых здания.

И мы снова обращаем внимание на трехэтажное здание проходной БВРЗ. Само это здание выстроено лет 40 назад и пока исторической ценности не представляет. Но нам удалось доподлинно установить, что на его месте ранее существовало две других кирпичных постройки, которые возникли в первые годы существования завода. Одна из них была совсем маленькой и, возможно, служила самой первой проходной. Находилось она примерно на месте нынешних въездных ворот. Это здание можно увидеть на уже известном вам фото 1920-х годов.


Проходная Главных мастерских Алтайской железной дороги. Снимок 1920-х гг. Вид на здание проходной изнутри заводской территории. В центре кадра – упомянутое выше здание, а слева от него - здание казармы №3

Второе здание было побольше и стояло чуть левее первого. Позже к нему был пристроен второй, деревянный, этаж. Его можно увидеть на фотографии, сделанной во второй половине 1960-х гг.


Проходная БВРЗ. Вторая половина 1960-х гг. Вид со стороны ул. Водопроводной. В центре кадра – двухэтажное здание с первым дореволюционным этажом. В левой части снимка видно здание казармы №4.

Когда были построены эти два здания – нам пока неизвестно. На плане 1916 г. их еще нет. Значит, это постройки более позднего времени. Впрочем, возникли они никак не позже начала 20-х гг. Ну, а снесли их, вероятно, в связи со строительством современной трехэтажной проходной.




Современное здание проходной БВРЗ. Снимки 2000-х гг. Вид со стороны ул. Водопроводной. В левой части снимка видно здание казармы №4, ещё не отделанное сайдингом.

Обратим теперь наш взор в сторону бульвара 9 Января. Сейчас на углу с Водопроводной, на четной стороне бульвара красуется современный детский сад. Возвели его лет 5 назад на месте другого здания. Вот как раз старое, ныне утраченное здание детского сада №168 «Теремок» нас и интересует. Дело в том, что именно оно на плане обозначено под цифрой 1. А, значит, оно было старейшим в поселке. Именно в нем, по некоторым данным, проживал первый директор мастерских И.М. Бережицкий. В этом же доме, судя по воспоминаниям старожила нашего города М.Г. Островской, доживала свои последние месяцы знаменитая предпринимательница М.Ф. Будкевич.


Ныне утраченное здание детского сада, которое изначально могло быть домом управляющего. Южная и западная стена здания, вид с бульвара 9 Января. Фотография 2010 г. Автор фото – Евгений Кучинев.

Первоначально здание было одноэтажным; второй, деревянный этаж, надстроили позже. На фотографии, сделано в 1975 г., его очень хорошо можно рассмотреть.


1970-е гг. Вечный огонь, зажженный на заводе, везут на площадь Победы. В верхней части кадра видно здание детского сада, бывший дом управляющего. Левее в кадре находится здание казармы №3.


Фото этого же места с этого же ракурса. 2017 г.

В конце 2000-х годов старое здание сгорело и было заброшено. Наконец, когда у государства нашлись деньги, а у местных жителей вновь появилось много малышей, его решили снести. На месте первого жилого дома в микрорайоне построили современный детский сад.


Западная стена бывшего здания детского сада. Вид с бульвара 9 Января. Снимок 2010 г. Автор фото – Евгений Кучинев.

Под номером 2 на плане показано здание, стоящее вдоль будущей улицы Водопроводной. Оно было построено в 1917 г. Долгие десятилетия в нем располагалась заводская поликлиника, а теперь его занимает поликлиника городской больницы №5. Но первоначально здание имело совсем другое назначение – это была домовая церковь. Все та же Мария Георгиевна Островская вспоминала, что в ней крестили еще в 1920 г. В ней же, кстати, отпевали и умершую госпожу Будкевич.
Собственно же поликлиника была открыта в этом здании чуть раньше – в 1919 г., то есть какое-то время тело и душу заводчан врачевали в одном и том же месте!



Заводская поликлиника ВРЗ. 1960-е гг.

В 1956 г. поликлинику решили расширить и надстроили второй этаж. Но тут он не деревянный а кирпичный. Также с восточной стороны была сделана пристройка. Несмотря на эти изменения в облике поликлиники легко угадываются черты, присущие архитектуре ушедшей эпохи.


Здание поликлиники городской больницы №5. Вид со стороны ул. Водопроводной.


Здание этой же поликлиники. Вид со двора.

Здание номер три вы уже могли видеть на некоторых представленных здесь фотографиях, например - на фото торжественной перевозки Вечного огня. Оно находится на линии улицы Водопроводной, к востоку от проходной. Первоначально оно, видимо, было жилым (такие строения мы условно называем «казармами»). Теперь в нем находятся административные службы Барнаульского вагоноремонтного завода, в том числе и кабинеты руководства.


Вид казармы №3 со стороны ул. Водопроводной.

Со стороны Водопроводной здание отделано сайдингом, но со стороны завода еще можно увидеть характерные перемычки и украшения между оконными проемами. Как и в случае с поликлиникой, здесь был надстроен второй этаж, а с северной стороны сделана дополнительная пристройка.


Вид на здание казармы №3 с территории БВРЗ.

Теперь двинемся мимо проходной и сразу за ней обнаружим здание номер 4. Сейчас эта бывшая казарма для рабочих соединена с трехэтажным зданием. Со стороны улицы она отделана вездесущим сайдингом. Вы, наверное, уже догадались, что второй этаж это здание обрело гораздо позже, чем было построено. В данный момент здание используется для нужд БВРЗ.


Здание казармы №4. Вид со стороны ул. Водопроводной.

Впрочем, история предоставила нам уникальный шанс – посмотреть на здание до отделки его сайдингом. На фотографии начала 2000-х годов еще можно видеть его старые, столетние стены. Для сравнения мы сделали снимок с того же ракурса в 2017 году.




Здания проходной и казармы №4, вид с ул. Водопроводной – фотографии начала 2000-х годов и 2017 г.

Перейдем улицу Водопроводную и снова окажемся на углу с бульваром 9 Января. Перед нами – уникальный памятник архитектуры и истории Барнаула. Это одноэтажное здание детской городской поликлиники №2, а по плану 1916 года это здание №5. «Чем же оно уникально?» - спросите вы. А хотя бы тем, что из всех сохранившихся до настоящего времени зданий железнодорожного поселка это претерпело меньше всего изменений. Во-первых, у него нет «лишнего» второго этажа. Во-вторых, здесь сохранены типичные для многих местных дореволюционных зданий архитектурные элементы. И, в-третьих, только здесь почти в полном объеме сохранена деревянная резьба над входами.


Здание детской поликлиники №2, вид с юга.


Здание детской поликлиники №2. Западная стена, вид со двора.

Эта резьба заслуживает отдельного упоминания. Дело в том, что многие здания железнодорожного поселка строились по одному проекту. И у всех над входами были сделаны изысканные деревянные резные украшения: шпиль с витиеватыми подпорками и шариком наверху, вычурные подпорки самого фронтона и так далее. По своей художественной ценности эти украшения не уступают знаменитым кружевам «Русского чая» или погибшей в пламени пожара гостиницы «Империал». Но почему-то никому пока не пришло в голову официально внести здание на углу бульвара 9 Января и улицы Водопроводной в список памятников дореволюционной архитектуры…
Больше такой резьбы нет ни на одном здании в микрорайоне.



Деревянная резьба над запасным входом в поликлинику, южная половина здания. Вид с бульвара 9 Января.


Наиболее сохранившиеся образцы типовой деревянной резьбы. Фронтон над главным входом в поликлинику, северная половина здания. Вид с бульвара 9 Января.

Наш путь дальше пойдет снова по улице Водопроводной. Пройдя заводскую поликлинику и перейдя дорогу, мы окажемся у крыльца неприметного одноэтажного здания, фасад которого почти не видно за кустами. Это легендарный музей БВРЗ, который, как можно догадаться, тоже занимает постройку 1913-1917 гг. На плане она обозначена цифрой 6 и на момент составления чертежа была самым дальним зданием поселка. В смысле сохранности - это полная противоположность зданию №5. Со всех стороны одноэтажное здание отделано сайдингом, поэтому в настоящее время мы не можем увидеть ни одного архитектурного элемента – ни каменного ни деревянного.


Здание заводского музея. Вид с юго-востока.

Музей вагоноремонтного завода был основан в 1967 г., к 50-летнему юбилею предприятия, и вот уже полвека сохраняет память о славных страницах истории БВРЗ. Первоначально экспозиция музея находилась только в двух залах – большом и малом, сейчас их пять. В 1992 г. музей был закрыт, но в середине 90-х отремонтирован и возрожден. К сожалению, сейчас он вновь переживает не лучшие времена. Фактически регулярной работы в музее не ведется из-за отсутствия постоянного работника. Впрочем, в этом же здании находится Совет ветеранов БВРЗ, члены которого с удовольствием рассказывают немногочисленным посетителям о прошлом своего любимого предприятия.


Западная стена здания заводского музея.

Неудивительно, что именно музей стал как бы культурным центром и неизменным местом встреч разных поколений заводчан. На снимке 2000-х годов как раз и запечатлена такая встреча. Здание за спиной собравшихся еще не покрыто современной облицовкой. Для контраста – снимок 2017 года с такого же ракурса.




Вход в музей БВРЗ. Вид с ул. Водопроводной. Фотографии начала 2000-х годов и 2017 г.

Больше на старом плане зданий не отмечено. Но на самом деле до наших дней дошло еще два каменных дореволюционных дома из состава железнодорожного поселка. Видимо, они были построены несколько позже остальных – где-то в период Гражданской войны. У этих двух зданий есть немало общего между собой и немало отличий от остальных строений, о которых мы до этого говорили. Например, оба этих строения стоят не на прямой линии улицы Водопроводной, а как бы под углом к исторической трассе улицы. Это можно объяснить тем, что в данном месте полоса отчуждения железной дороги поворачивала на юго-восток, и здания были сориентированы по ней. Расположение окон на обоих зданиях, отсутствие кирпичных украшений между оконными проемами тоже отличает их от других построек.
Первая из описываемых «казарм» и сейчас используется как жилой дом.



Жилой дом по ул. Водопроводной. Вид с улицы.

Здесь мы снова видим деревянный второй этаж, надстроенный, судя по всему, в середине 1920-х гг., и позднейшую пристройку с восточной стороны. По количеству окон, как на длинной стороне, так и на короткой, это здание заметно отличается от всех предыдущих.


Этот же жилой дом. Вид со двора.

По соседству с жилым домом расположился еще один детский сад – филиал уже известного вам садика на углу Водопроводной и бульвара 9 Января. Если раньше оба здания «Теремка» были дореволюционными, то теперь осталось только одно – наиболее удаленное от бывшего центра поселка. Оно сильно искажено, но хотя бы сайдингом не изуродовано.


Здание №2 детского сада №168 «Теремок». Вид с ул. Водопроводной. Фасад.

Второй этаж этого здания не деревянный, а кирпичный, как над заводской поликлиникой, Здесь, как и в соседнем жилом доме, с восточной стороны сделана пристройка. На западной стене заложено одно из окон. Но в целом дореволюционная «казарма» все еще вполне узнаваема.


Вид с ул. Водопроводной на северную и западную стены здания.

Здесь, у ограды «Теремка», мы могли бы закончить наше путешествие по поселку Главных железнодорожных мастерских. Но закончим мы его в другом месте - довольно далеко от проходной БВРЗ. Мы пройдем по улице Водопроводной в сторону Оби. Здесь, недалеко от старого моста, в глубине квартала расположено еще одно двухэтажное кирпичное здание. По целому ряду признаков (перемычки, полоса между окнами, кладка) оно может быть определено как дореволюционная постройка. Естественно, только первый этаж. Но есть целый ряд вопросов, на которые мы пока не нашли ответа. Например, почему окна в этом строении гораздо шире окон в казармах поселка? Почему это здание находится так далеко от всех остальных? Почему оно гораздо длиннее любого из вышеописанных строений? Пока что удалось установить, что в советские годы оно находилось на балансе ВРЗ, получая с завода тепло- и электроснабжение. Исследования этого загадочного объекта продолжаются.


Жилой дом в начале ул. Водопроводной. Вид со стороны этой улицы.

Заводской поселок Главных железнодорожных мастерских – это уникальный историко-архитектурный комплекс. До наших дней дошло не менее 7 каменных дореволюционных строений этого поселка. К сожалению, внешний вид почти всех этих зданий за прошедший век сильно изменился. Но мы надеемся, что теперь, оказавшись на Водопроводной, вы с уважением прикоснетесь к старым кирпичным стенам поликлиники и будете с интересом рассматривает причудливую резьбу над ее входами. Надеемся, что теперь ВРЗ для вас – это не только городская окраина, забытое Богом захолустье, но в большей степени исторический район Барнаула, место сосредоточения памятников нашего славного прошлого.
На этом мы заканчиваем рассказ о Главных железнодорожных мастерских – некогда крупнейшем предприятии Барнаула. Впереди вас ждут новые путешествия к старинным зданиям и сооружениям нашего города!
Tags: История, Объекты, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments