smugastyj (smugastyj) wrote in ru_railway,
smugastyj
smugastyj
ru_railway

Category:

Замыкая северное полукольцо вокруг Харькова

Оригинал взят у smugastyj в Замыкая северное полукольцо вокруг Харькова
Захотелось мне покопаться в закромах памяти и в архивах фотографий с прошлых поездок. Под руку как раз попалась папка под названием «Курск, Старый Оскол 05.04.2011». Это будет фотоотчёт о поездке, которую никто теперь не сможет повторить.


Вряд ли у меня получится вспомнить все подробности по прошествии почти 7 лет. Даже не буду к этому стремиться. Я был тогда более безбашенным и романтичным, а неизведанные дали манили. Помню, сидел я на скучной лекции, сознание отказывалось воспринимать унылое бормотание преподавателя. Думалось обо всём, только не об учёбе. Как раз тогда мне пришла в голову идея небольшой поездки.

- Эй, не хочешь на выходных проехаться в Курск? – поинтересовался я у сидевшей рядом одногруппницы. - Погуляем там, посмотрим город, пофоткаем.

Она не ответила, но по безрадостному взгляду я сразу понял, что ей это не интересно. Я, в общем-то, и не рассчитывал на положительный ответ, а спросил ради любопытства и для поддержания разговора. Но если я чего решил, то сделаю это обязательно. И отсутствие попутчиков меня тогда совершенно не смущало. Субботним утром, кинув в сумку несколько пирожков, выехал из Харькова поездом №319.

Спустя 5 часов он доставил меня в Ворожбу. Я впервые оказался на этой станции. Её недавно электрифицировали. Вокзал небольшой, но всё же величественный.



Чем-то даже напоминает церковь.

Я пошёл в пригородную кассу. Протянув кассиру студенческий, я попросил билетик до Курска. И, к собственному удивлению, она продала мне такой билет!

Дело в том, что действие 50%-ной скидки по студенческому ограничивается лишь территорией Украины. Но, благодаря неосведомлённости кассира, я за 11 гривен (44 рубля по тогдашнему курсу) смогу проехать 177 километров вглубь России!

Скоро должен был прибыть пригородный Тёткино – Курск. Я читал про этот поезд до того на форуме, но нигде не было единого мнения, каким подвижным составом обслуживается данный рейс. Писали и про тепловоз М62 с вагонами, и про рельсовый автобус РА1. Скоро я увижу всё своими глазами и проедусь в нём.

Вскоре трёхвагонный сине-голубой дизель-поезд АЧ2 показался из-за поворота. Встречать его вышли пограничники, поэтому я не осмелился щёлкать фотоаппаратом. По прибытию на станцию Ворожба началась таможенная проверка. Маршрут Тёткино – Курск был уникальным: он проходил из России в Россию через Украину.

Паспорта у немногочисленных пассажиров дизеля проверили быстро, и я вошел в вагон. Поезд отправился почти пустым. Я первый раз ехал в АЧ2 и пребывал в эйфории. Так необычно было ехать по Украине в российском пригородном поезде!

На сидении напротив меня спал старик.

Насчёт проверки билетов ничего сказать не могу. Когда едешь с билетом, то обычно не обращаешь внимания на контролёров. Но помню, что проводница ходила по вагонам и спрашивала, кому нужна миграционная карта. И хотя у меня оставалась одна с прошлой поездки через Готню в Сумы, я взял ещё одну.

Дизель быстро чухал по одноколейке в сторону границы. Проследовав несколько «километровых» остановочных пунктов, он затормозил на последней украинской станции Волфино. Там снова производился пограничный контроль.

Погранцы без вопросов проверили паспорта, сумки, забрали миграционки у следующих транзитом россиян. И дали отмашку машинисту, что можно следовать дальше.

Гулко зарычал двигатель, и поезд поспешил дальше. Минут через 20 он прибыл на российскую пограничную станцию Глушково.

Там в салон вошёл отряд пограничников, состоящий, в основном, из женщин. С ними была служебная собака. Ко мне подсела самая молодая пограничница, максимум лет на 5 меня старше, и попросила документы. Я протянул паспорт. Девушка внимательно его изучала, смотрела то на фотографию, то мне в глаза, что-то вносила в свой портативный компьютер. В этот момент у меня заиграл телефон, пришла смс. Я рефлекторно вытащил сотовый из кармана и стал читать: «МТС приветствует Вас в роуминге. Стоимость исходящих звонков ...» Пограничница строго сказала:
- Пожалуйста, отложите телефон в сторону. Проводится пограничный контроль.
- Да просто смска пришла, - улыбнулся я.
- Я понимаю, но во время пограничного контроля не разрешается пользоваться мобильным телефоном. Я закончу, тогда воспользуетесь, - услышал я в ответ.
Пришлось покориться. Несмотря на то, что смс от мобильного оператора продолжали приходить одна за одной. Штудируя мой паспорт, девушка наткнулась на вторую, незаполненную миграционную карту.
- Откуда это у Вас? – спросила она.
- Наверное, случайно две выдали, - недоуменно сказал я.
- Где проводник??? – закричала вдруг девушка, вскочив. – Почему вы пассажиру дали две карты!?
- У меня с прошлого раза осталось! Она не при чём, – уточнил я. Не хотелось, чтоб из-за меня досталось проводнице. Пограничница снова села и через секунду задала вопрос:
- А это что такое?
Она указала на внутренний уголок обложки паспорта, где я аккуратно карандашом написал свой номер телефона.
- Да это на всякий случай, - говорю я, растерявшись. – Вдруг паспорт случайно потеряю, а кто-нибудь найдёт...
- Здесь не должно быть никаких пометок, сотрите.
Это уже казалось издёвкой. Слишком въедливая попалась пограничница. Никогда не слышал, ни до, ни впоследствии, что не разрешается делать пометки карандашом, что нельзя иметь при себе две миграционки и что запрещено читать смски. Но странно, про цель визита она не спрашивала, хотя именно в этом моё слабое место. Если сказать, что хочу просто покататься и погулять по городам, это прозвучит не убедительно, странно и вызовет кучу лишних вопросов. Гораздо проще объяснить, что еду к другу или к родственнику в гости.
Сотрудница пограничной службы всё ещё не выпускала из рук мои документы. Как будто там написан дамский роман, а не Ф.И.О. и дата рождения. Стараясь сгладить неловкую паузу, я улыбнулся и спросил:
- Мой паспорт Вас чем-то заинтересовал? Или Вы всегда так строго проверяете?
Девушка оставалась надменно серьёзной:
-Всегда.
С такой не построишь диалог. А жаль. Красивая ведь. К счастью, вскоре она вернула мне паспорт и ушла, пожелав счастливого пути.
Через несколько минут поезд продолжил свой путь на восток.

И несмотря на то, что апрельское солнышко уже пригревало, кое-где ещё лежал снег.

На станции Льгов-1 стоянка была довольно длинной, и я вышел размяться. Здесь наконец-то смог сфотографировать свою автомотрису. На втором пути как раз стоял поезд Льгов – Москва.

Когда я пошел обратно в свой вагон, выяснилось, что возле каждой двери работники станции проверяли билеты у входящих. Так называемая посадочная бригада. И, как ни странно, украинский билетик вполне «прокатил».

После Льгова началась двухпутка. Людей в вагоне заметно прибавилось. Поезд шёл быстро. Мне нравилось, как стремительно он набирал скорость, по сравнению с ДР1А и Д1, на которых я привык ездить.

На подъезде к Курчатову – городу, где находится Курская АЭС – в нашем вагоне разбили несколько окон. Звук разбитого стекла заставил меня вздрогнуть. Благо, не задело осколками. Выглянув, я увидел, что это развлекается, кидаясь камнями, местная детвора.

На станции Рышково вышла добрая половина вагона. Оказалось, это уже Курск, и там можно пересесть на городской транспорт. Но я всё же решил доехать до конечной, чтоб целиком «обкатать» ветку. Наконец, меня встречает главный вокзал города воинской славы.



Передо мной стала проблема выбора: или спустя час поехать на электричке в Ржаву, пересидеть ночь на вокзале и в 4 утра пригородным поездом поехать на Старый Оскол, или погулять до поздней ночи по Курску, а потом сесть в скорый поезд и утром приехать в Оскол. Поскольку в первом случае я толком не увидел бы Курск, я всё же отдал предпочтение второму варианту и купил в кассе билет на фирменный скорый поезд Москва – Валуйки. «Пусть это дороже, но просто ехать по волне и не гулять по городам скучно», - подумал я.

А затем вышел на трамвайный круг и решил «испытать» местный электротранспорт.

Когда кататься надоело, я выпрыгнул из трамвая и продолжил исследование Курска в пешем порядке. Сумерки надвигались с ужасающей быстротой. На одной из городских площадей я нашел танк ИС-3, памятник героям Курской битвы.

Возле торгового центра обнаружил интересную скульптуру.

Фото смазано, но это будто бы делает бронзовых лошадей живыми.



Ничем особо не руководствуясь, я не спеша гулял по ночному городу.

Шёл практически наугад. Но, тем не менее, встречал на своём пути красивые здания и сооружения: Знаменский собор Иконы Божьей Матери;

администрацию Курской области;



мемориал героям-курянам;

Воскресенско-Ильинскую церковь;

ТРЦ "Пушкинский";





Памятник военным врачам.

И хоть нарочно старался идти как можно медленней, ещё до полуночи я вернулся на вокзал. Город оказался не очень большим, больше смотреть было нечего, а одному бродить по тёмным улицам не прикольно. В здании вокзала установлена скульптура солдата.

Но и просто сидеть на вокзале до полтретьего ночи было скучно. Я решил пройтись по станции, подняться на мост. И как раз на подходе к мосту меня остановил полицейский. Потребовал документы. Долго изучал мою миграционку. Поскольку время уже перевалило за полночь, то датой выезда из Российской Федерации там значилась текущая дата. Полицейский начал рассказывать мне, что если указана сегодняшняя дата, то я не имею права находиться в России и он может меня депортировать. После беседы с пограничницей это уже казалось мне «театром абсурда». Я пытался было доказать полицейскому, что вправе находиться в России 90 суток с момента въезда или, поскольку я указал датой выезда текущую дату, то до конца текущих суток. Однако это слабо на него действовало. Как раз объявили прибытие скорого поезда Белгород – Москва.
- Давай садись на поезд и уезжай отсюда, пока я добрый, - сказал мент.
- Это не мой поезд, мне в Москву не надо.
- Тогда иди в вокзал и не выходи оттуда.
В общем, неприятная получилась беседа. Из вокзала-то я выходил, но попыток зайти на мост больше не предпринимал.

Часы ожидания тянулись, как вечность, но как только объявили прибытие моего поезда, я поспешил на перрон. Ещё не успели отправиться из Курска, как я заснул прям на голой боковой полке.

В 7 утра мой фирменный скорый «Приосколье» затормозил у платформы станции Старый Оскол.

Нас притянул закопченный 2ТЭ116.

Вокзал на этой станции весьма масштабный.



Первым делом я направился к памятнику женщинам-строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава». Эту дорогу нередко называют ещё «дорогой мужества». Ввели в строй её в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная — Мармыжи — Курск.

«Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол-Земли перенесли.
К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!»
- так отозвался о женщинах Приосколья поэт Виктор Белов.

Затем я двинул к линии скоростного трамвая.



И в добрых традициях Сергея Дмитриевича Болашенко обкатал её. Непривычно ехать в трамвае по пригороду, по пустырям и голой степи. Изначально трамвайная система создавалась как ведомственный транспорт Оскольского электрометаллургического комбината, чтоб возить рабочих.
На маршрутах попадаются как новые вагоны КТМ-19, так и старые КТМ-5.



Курсирует также чисто городской трамвай-челнок, в котором два вагона сцеплены «задницами».

Конечно же, я погулял и по городу. Обнаружил Александро-Невский кафедральный собор.

Деревянный храм Ольги и Анастасии.

С моста увидел остановочный пункт Гумны.

На горизонте, за уходящим вдаль Комсомольским проспектом можно рассмотреть дымящие трубы Стойленского ГОКа.

В центре установлен памятник предполагаемым основателям города.

В этом здании - администрация Старооскольского городского округа.

А в этом - театр для детей и молодежи.

Ротонда пребывала не в лучшем состоянии...

Двигаясь далее, увидел памятник первой руде, добытой в Стойленском карьере 5 ноября 1968 г.

Памятник на площади 9 января.

Вернуться обратно к вокзалу я решил через пешеходный мост.



Река Оскол ещё не оттаяла ото льда.



Дойдя до вокзала, я обнаружил пригородный поезд, прибывший из Ржавы. Всего лишь 1 вагон.

Электротяга на участке Ст. Оскол – Валуйки появилась сравнительно недавно.

А вот и моя электричка, в которой я продолжил свой маршрут в сторону Валуек.



Приятно было ехать по извилистой дороге в полупустой электричке и наслаждаться видами из окна на меловые горы.

Через 3 часа прибыли на станцию Валуйки.



Как и в Курске, как и в Старом Осколе, в Валуйках я оказался в первый раз. И полтора часа, оставшиеся до следующей электрички, я потратил на осмотр города.

Только город оказался ничем не примечательным. Кроме церкви и Вечного огня, не за что зацепиться взглядом.



Электричка Валуйки – Тополи была тоже 4-вагонной и зелёной, не помню уже, почему её не сфотографировал. Помню, людей в ней было весьма прилично. И ещё мне понравились объявления автоинформатора: «Станция Уразово. Внимание пассажиры! Наш электропоезд пересекает государственную границу. Если вы не собираетесь покидать территорию Российской Федерации, просим вас выйти из электропоезда на этой станции.»

Пограничный контроль в Уразово и в Тополях я прошёл без задоринки (ничего уже особо не помню по этому поводу). Не прошло и полутора часов, как я шагнул на перрон станции Тополи.

В согласованной электричке Тополи – Купянск мне пришлось ехать с нетрезвым и немного неадекватным мужиком, который всячески старался угостить меня пивом. Когда уже стемнело, я вышел из электрички на станции Заосколье, решил не доезжать до конечной. Вновь перейдя через Оскол, я пришёл в город Купянск на станцию Купянск-Южный.

Оттуда отправлялась электричка до Граково. В Граково – традиционная пересадка на электричку до Лосево. Про эту волну я уже не раз писал в своём журнале, поэтому не стану повторять все подробности.

В полночь я приехал в Харьков, тем самым замкнув свой двухдневный маршрут. А теперь остаётся лишь вспоминать с ностальгией о тех днях, когда привычным делом было пересечь украинско-российскую границу на электричке. Сейчас это стало невозможным и, готов спорить, пригородное движение через границу уже не возобновится. Почему – всё просто, это экономически нецелесообразно в условиях рыночной экономики. У данного явления может существовать лишь политическая подоплёка.

Уразово – Тополи стал последним из пяти железнодорожных пограничных переходов, которые я проехал. Остальные 4 – это Казачья Лопань – Наумовка, Волчанск – Нежеголь, Одноробовка – Хотмыжск и описанный здесь Волфино – Глушково. В последних трёх, кстати, пункты пограничного контроля ликвидированы, там больше не ходят поезда. Конечно, не следует смешивать путешествия с политикой, но печально наблюдать, как умирают железные дороги.

До новых встреч!
04.11.2017

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments