Дмитрий Шушуев (albinos76) wrote in ru_railway,
Дмитрий Шушуев
albinos76
ru_railway

Categories:

Главные железнодорожные мастерские Алтайской железной дороги. Часть 2.

Оригинал взят у eugene_klepikov в Главные железнодорожные мастерские Алтайской железной дороги. Часть 2.
Главные железнодорожные мастерские. Сто лет спустя.

История Барнаульского вагоноремонтного завода – одна из первых тем, которой заинтересовалась наша исследовательская группа. Работа по сбору материалов началась еще в 2014 г. и продолжается до сих пор. В поисках старых фотографий, интересных исторических фактов мы буквально перелопатили сеть Интернет, а также краеведческую литературу из фондов АКУНБ им. В.Я. Шишкова. Удалось найти даже небольшую заметку в дореволюционной газете про открытие мастерских. Мы неоднократно посещали заводской музей БВРЗ. Этот музей был основан в 1967 г. (то есть в этом году у него тоже свой юбилей – 50 лет); за годы работы там накопился поистине уникальный материал по истории предприятия. К сожалению, в настоящее время в музее нет постоянного сотрудника, но его экспозиции доступны для самостоятельного осмотра каждый вторник. Во многом именно материалы из фондов музея БВРЗ легли в основу нашего поста, посвященного ранней истории предприятия.
Однако не только прошлое завода было объектом нашего пристального внимания, но и его настоящее. Нам стало любопытно узнать – какие из первых зданий и сооружений сохранились до наших дней? Как они сейчас выглядят? Каким образом используются? Для ответов на эти вопросы мы решили отправиться непосредственно на вагоноремонтный завод. Благодаря помощи местного Совета ветеранов нам удалось выйти на председателя профкома, бывшего директора завода, В.А. Беделева. Виктор Андреевич с большой радостью принял нас и в течение вот уже полутора лет активно помогает в проведении исследований. Вместе с ним мы трижды совершали пешие экскурсии по территории предприятия. Впервые наша группа попала за проходную в начале декабря 2015 г., тогда мы осмотрели здания вагонного, паровозного, энергетического цехов и водонапорную башню. Во время второго посещения завода в октябре 2016 г. мы исследовали здания литейного цеха, материального склада и медицинского пункта. Наконец, в ходе третьей экскурсии на предприятие (февраль 2017 г.) нам удалось обследовать кузнечный цех и даже побывать внутри него, а также подробнее изучить деревянные складские помещения.
Результаты натурных обследований заводской территории показали, что до настоящего времени в том или ином виде сохранились все крупные производственные здания и сооружения Главных железнодорожных мастерских. К числу потерь можно отнести лишь трубы котельной и электростанции да местное нефтехранилище. Итак, перед нами – уникальный производственный комплекс начала XX века, памятник истории и памятник промышленной архитектуры. И сейчас мы предлагаем вам совершить заочную экскурсию по территории Барнаульского вагоноремонтного завода и увидеть все своими глазами!


Как и сто лет назад, на территорию предприятия можно попасть только через его проходную. Пропускной режим, вахтер на входе, журнал посетителей – все как полагается. Сама проходная за эти десятилетия кардинально изменила свой облик. В прежние времена это был простой вагончик с небольшой комнатушкой. Теперь здесь высится солидное трехэтажное здание.


Современное здание приходной БВРЗ. Вид с ул. Водопроводной.

Слева от проходной, почти на самом краю территории ВРЗ, рядом с улицей Водопроводной высится многометровая водонапорная башня. Это – один из архитектурных символов завода, его «визитная карточка».


Вид на башню со стороны энергетического цеха ВРЗ.

В настоящее время башня по прямому назначению не используется, но заводчане поддерживают ее в рабочем состоянии. Однажды они даже провели проверку сооружения и пришли к выводу, что водонапорная башня полностью исправна и готова к эксплуатации. К слову, сейчас водоснабжение предприятия производится из собственных скважин, расположенных тут же, на территории ВРЗ.


Водонапорная башня (водоемное здание), вид с севера.

Вход в башню расположен с северной стороны сооружения. Он оформлен полукруглой перемычкой. Фундамент этого, как и всех других подобных сооружений Алтайской железной дороги, выполнен из обработанных гранитных блоков, выложенных в определенном порядке и плотно подогнанных друг к другу.


Нижняя часть водонапорной башни. Вид со стороны энергоцеха.

Сооружение имеет пять этажей, каждый из которых маркирует небольшое окно с лучковой перемычкой. В настоящий момент все оконные проемы заложены. Между третьим и четвертым этажом можно увидеть небольшое круглое окошко, которое тоже сейчас заложено. Несмотря на эти изменения, башня смотрится грандиозно, явно выделяясь на фоне окружающей промышленной и жилой застройки.


Вид на водонапорную башню и территорию ВРЗ со стороны ул. Парижской Коммуны.

Еще одно производственное здание, в облике которого без труда угадывается его солидный возраст – это вагонный или вагоносборочный цех. Он расположен наискосок от проходной, за мемориалом работникам завода, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.


Юго-западная часть здания вагонного цеха. Вид со стороны мемориала.

В основном здание цеха одноэтажное, но в некоторых частях можно видеть небольшие чердачные помещения, на которых расположены по три узких окна, в некоторых случаях заложенных кирпичом.


Юго-западный угол вагонного цеха. В этой части здания до революции находилось малярное отделение.

За сто лет здание не поменяло свой профиль. В советские годы здесь осуществлялся ремонт вагонов так называемых «малых серий», то есть высокоспециализированных, предназначенных для перевозки особых грузов. В настоящее время цех по ремонту таких вагонов законсервирован.


Западная стена здания вагонного цеха. Вид со стороны мемориала.

Внутрь здания вагонного цеха ведут железнодорожные пути. Из-за отсутствия заказов на ремонт специальных вагонов, они не используются и потихоньку ржавеют.


Въездные ворота для вагонов внутрь цеха. Северо-западная сторона здания.


Вид на бывшие вагоносборочное и деревообделочное отделения со стороны кузницы.

В советское время здание цеха было сильно изменено. Например, в северо-западной части здания был пристроен второй этаж. С восточной и южной стороны дореволюционные стены в настоящий момент в основном закрыты позднейшими пристройками. Лишь в северо-восточной части сохранилась часть стены и тройные въездные ворота, такие же, как в и северо-западной.


Вид на вагонный цех с северо-запада.


Железнодорожные въездные ворота в вагонный цех, расположенные в восточной части здания.

Однако, несмотря ни на что, здание вагонного цеха является одним из наиболее узнаваемых архитектурных символов этого исторического комплекса.


Вагоносборочное отделение и позднейшие пристройки к нему. Вид с юго-востока.

Мы продолжаем экскурсию. Теперь перед нами – здание кузницы или кузнечного цеха. При первом взгляде на него невозможно точно сказать – было ли оно построено в начале XX века или гораздо позже. Нам пришлось анализировать содержание архивных фотографий и старых планов, чтобы понять, что старейшее из зданий Главных железнодорожных мастерских все же сохранилось.


Вид на кузнечный цех с южной стороны.

Фактически старейшая часть здания кузницы (под которой, напомним, лежит легендарная плата с надписью) сокрыта внутри нового здания, как в саркофаге. Лишь небольшой участок его южной стены доступен для осмотра.


Внутренняя стена кузнечного цеха, отделяющая большую восточную пристройку от дореволюционного здания.

На улицу выходит вот этот небольшой участок старой стены с шестью окнами, над которыми видны клинчатые перемычки, и чудом сохранившимся контрфорсом.


Участок южной стены кузнечного цеха. Шесть окон первого этажа расположены именно в дореволюционной части здания.

Кузнечный цех, теперь чаще называемый кузнечно-прессовым, работает до сих пор, то есть назначение здания не изменилось. В.А. Беделев рассказывал, что в восточной части здания, как раз в советской пристройке, находится гигантский пресс. Этот станок был выпущен в Германии. Он настолько огромен, что не поместился ни в одно существовавшее на тот момент здание завода. Тогда поступили так: сначала смонтировали пресс, а затем вокруг него возвели стены и крышу.


Внутри кузнечного цеха. Вид на дореволюционную часть здания и восточную пристройку.

Сейчас объем работ в цеху значительно снизился. В прежние времена там трудилось до 200 человек, сейчас – не более 40-50. Рабочие используют небольшие партии сырья, которые привозят в цех каждый день на автомашинах. Если в какой-то день машина не придет, то работы в эту смену может и не быть.


Вид из дореволюционной части здания на западную пристройку.

Однако, сейчас на заводе есть заказы, поэтому кузнечный цех продолжает функционировать.


Западная пристройка к кузнечному цеху. Здание слева – паровозный цех.

Следующее здание на нашем пути – это легендарный паровозный или слесарно-сборочный цех. Именно его называют монолитным, так как он был построен из бетона в те времена, когда эта технология только-только появлялась в Сибири.


Общий вид паровозного цеха с многочисленными пристройками с северной стороны.

В северо-восточном углу здания находятся громадные ворота, предназначенные для въезда паровозов внутрь цеха. Напомним, что некоторое время завод официально назывался паровозо- вагоноремонтным (ПВРЗ), тогда данный цех был чуть ли не основной производственной площадкой.


Въездные ворота и технические пути внутрь цеха. Северо-восточная часть здания.

Интересно, что с западной стороны этого здания можно увидеть такие же въездные ворота. Однако здесь они разделены между собой двумя мощными контрфорсами. Еще два контрфорса ограничивают крайние ворота справа и слева. К сожалению, здание паровозного цеха, как и здание кузницы, сильно изменено позднейшими пристройками, к числу которых относится и эта стена.


Тройные въездные ворота и контрфорсы в северо-западной части здания паровозного цеха.

Севернее паровозного цеха, на самом краю исторической территории Главных железнодорожных мастерских находится еще одно дореволюционное каменное здание – самое загадочное из всех. Его нет на старых планах предприятия, и нам до сих пор не удалось установить – что именно там было. Но то, что это здание – ровесник предприятия, бесспорно.


Большую часть объема этого здания составляют позднейшие пристройки. Дореволюционная часть представляет прямоугольник со сторонами приблизительно в 4 и 5 метров.

В настоящее время в здании располагается заводской медицинский пункт и мастерская по ремонту рабочей одежды.


Вид на здание с северо-западной стороны.

В ближайшее время предполагается сделать капитальный ремонт кровли на здании медицинского пункта. Это, возможно, повлечет за собой новые изменения его внешнего облика.


Вид на здание медицинского пункта с южной стороны.

Наш дальнейший путь по заводской территории приводит нас к зданию литейного цеха, который расположен западнее кузницы.


Литейный цех. Вид на северную сторону здания со стороны паровозного цеха.

В настоящее время здание цеха законсервировано и никак не используется. Предполагается провести в нем капитальный ремонт.


Северная стена литейного цеха. Вид со стороны подъездных путей е паровозному цеху.

У этого здания есть одна интересная архитектурная особенность. Над двумя соседними окнами второго этажа сделана единая клинчатая перемычка. Вероятно, это самая длинная перемычка такого типа в Барнауле.


Южная стена литейного цеха. Над двумя правыми окнами второго этажа можно видеть длинную клинчатую перемычку.


Определенный интерес представляют также близко расположенные друг к другу высокие и узкие окна, увенчанные клинчатыми перемычками.

Мы переходим в западную часть производственной площадки. Здесь сто лет назад находилась большая складская зона. Самым внушительным сооружением здесь был двухэтажный кирпичный материальный склад. Позже это здание использовалось как производственный цех, сейчас оно также не пустует.


Здание материального склада. Вид с юго-восточной стороны.


Здание материального склада. Вид с северо-востока.

Лучше всего сохранилась западная стена склада. Здесь мы можем видеть кирпичную надстройку над вторым этажом, своего рода чердак, в котором в годы Великой Отечественной войны размещалась Школа рабочей молодежи. Так что это не только памятник промышленной архитектуры, но и памятник истории!


Западная стена здания материального склада.

К северу от каменного здания склада сохранилось еще одно – деревянное. Как ни странно, оно тоже было построено до революции и когда-то служило навесом. Это одно из двух дореволюционных деревянных зданий на ВРЗ. Сейчас оно используется по прямому назначению, т.е. как склад.


Деревянный навес. Вид на здание с северо-запада.

На северной и восточной стенах здания сохранились дореволюционные элементы креплений крыши.


Деревянный навес. Вид на здание с северо-востока.

Наконец, третье из сохранившихся дореволюционных складских помещений – это небольшой деревянный пакгауз. Пакгаузом называли крытое складочное помещение железнодорожного типа, предназначенное для краткосрочного хранения грузов. Он находится к северо-востоку от каменного материального склада. В настоящее время к зданию сделаны пристройки с западной и восточной стороны. В одной из них, кстати, расположен заводской архив.


Деревянный пакгауз. Вид на здание с юго-западной стороны. Под крышей видны типичные для таких строений архитектурные элементы.

Нашу экскурсию по Главным железнодорожным мастерским мы заканчиваем почти там же, где и начали. Перед нами – здание энергетического цеха, бывшая заводская электростанция и котельная. Отличие лишь в том, что теперь вы не увидите гордо возвышающихся труб и градирни-охладителя – их снесли полвека назад.


Здание энергоцеха, южный фасад. В левом углу виден паровозный цех.

Сейчас своей электростанции на ВРЗ нет. Еще в 30-е гг. предприятие запитали от ТЭЦ-1, а после ее закрытия в 2000-х – переключили на ТЭЦ-2. Впрочем, энергохозяйство завода по-прежнему занимает историческое здание своего цеха.


Южный фасад энергоцеха, вид со стороны проходной.


Южный фасад энергоцеха, вид со стороны водонапорной башни.

Котельная главных железнодорожных мастерских занимала сделанную с северо-запада пристройку к электростанции.


Вид на северо-западную часть здания энергоцеха и водонапорную башню со стороны литейного цеха.

Особого внимания заслуживает башенка, разделяющая пополам южный фасад энергетического цеха. Эта башенка с выложенной на ней датой «1917», наряду с вагонным цехом и водоемным зданием, стала одним из архитектурных символов всего производственного комплекса. Очень часто, говоря о Главных железнодорожных мастерских, представляют именно ее. Кстати, сами заводчане считают энергетический цех старейшим зданием на ВРЗ.


Башенка на южном фасаде энергоцеха.

По поводу этой надписи – «1917 г.» - возникает немало споров. Кто-то считает, что надпись была сделана не в 1917 г., а гораздо позже, ведь в советское время было идеологически правильно начинать историю предприятия именно с этой даты. Другие утверждают, что надпись выложили тогда же, когда построили эту башенку, а это могло произойти и в 1917 г. Ясно одно: само здание энергоцеха было заложено вместе с остальными производственными помещениями в 1913-1915 гг. Поэтому дата на башне означает не год постройки здания, а нечто иное. Вероятнее всего – это время окончательного ввода предприятия в строй. Поскольку энергоцех находился ближе всех остальных цехов к проходной, а его фасад выходил на «красную линию» заводского поселка – на нем и поместили самую важную для всех его жителей дату.


Знаменитая надпись «1917 г.» - маркер возраста и предмет жарких споров.

Здесь мы и закончим свою экскурсию по заводу. «Башня 1917 года» - это своего рода «нулевой километр» ВРЗ, точка отсчета его славной истории. И никого не смущает, что строительство предприятия началось в 1913 г., а освящение – в 1916 г. Для многих поколений рабочих именно 1917-й был и остается датой основания предприятия.
8 каменных и 2 деревянных здания – именно столько дореволюционных построек производственного назначения сохранилось до настоящего времени. Ни один другой барнаульский завод, возникший во времена Российской империи, не может похвастаться таким количеством дошедших до нас промышленных сооружений! И в этом состоит уникальность БВРЗ.
Мы от всей души поздравляем предприятие и его коллектив с вековым юбилеем! Наша работа по изучению его истории, несомненно, продолжится!


Tags: История, Сибирь, жд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments