?

Log in

No account? Create an account

[icon] Усть-Каменогорск железнодорожный - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Security:
Subject:Усть-Каменогорск железнодорожный
Time:04:50 pm
IMG_0216.JPG



Восточно-казахстанская столица, центр производства цинка, висмута, магния, бериллия и тантала, восьмой по населению город страны - Усть-Каменогорск представляет собой довольно необычный по истории и конфигурации железнодорожный узел.

IMG_0204.JPG

Железная дорога в городе появилась ещё в начале 1917 года, вскоре после февральской революции когда была запущена узкоколейка между Риддером и Усть-Каменогорском, надёжно связавшая риддерские рудники и заводы с пристанями на Иртыше.
Эта линия никак не была связана с единой железнодорожной сетью Российской империи.
Хотя ещё в 1910-х годах в паре сотен километров северо-западнее города прошла Алтайская железная дорога (головной участок будущей Туркестано-Сибирской магистрали), ветку широкой колеи от станции Локоть к Усть-Каменогорску ввели в строй только в 1937 году.
Судя по всему, тогда же была перешита на широкую колею и линия Усть-Каменогорск - Риддер.
Железная дорога прошла по северному краю города, и главной обслуживающей город станцией стала станция Защита, в те времена удалённая от городских километров на 6; Усть-Каменогорск в те годы начинался только за Ульбой.
Такое необычное для железнодорожной станции и вроде бы никак не связанное с названием города название (Защита) - историческое: "защитами" назывались укрепления в составе пограничных линий, в данном случае - Иртышской линии.
В 1940-х годах в городе началась интенсивная индустриализация на базе эвакуированных из европейской части страны предприятий, город стал центром цветной металлургии всесоюзного значения.
Грузопотоки многократно возросли; чисто логистически Усть-Каменогорск был завязан на РСФСР, обычная ситуация для городов Казахской ССР, особенно северных.
Железная дорога прошла через центральную часть города только в 1953 году, когда была построена линия на Зыряновск, идущая к запущенной в 1952 году Усть-Каменогорской ГЭС и дальше вдоль Иртыша.
Таким образом, в течение десятилетий Усть-Каменогорск был связан с внешним миром только через российский Алтайский край. Все поезда - как в сторону Сибири (Барнаул - Новосибирск), так и в сторону Казахстана (Семипалатинск - Алма-Ата) шли через станцию Локоть (Веселоярск) недалеко от Рубцовска. Логично, что в этих условиях станция Защита оставалась основным городским вокзалом - дальние поезда просто не заходили на центральный вокзал Усть-Каменогорск, расположенный на зыряновской линии.
Только в 2008 году усть-каменогорский железнодорожный узел был связан с национальной железнодорожной сетью - от станции Ново-Усть-Каменогорск линия пошла на Чарск, связав город напрямую с Туркестано-Сибирской железнодорожной магистралью. Это был последний этап программы по повышению связности казахстанской железнодорожной сети и ликвидации "островных" участков - там, где поезда могли попасть из одного казахстанского региона в другой только через российскую территорию.
Сейчас железная дорога в Усть-Каменогорске - это 3 станции, 4 направления; огромная промзона и индустриальные гиганты в этой промзоне генерируют значительные грузопотоки.

Оскемен_железная дорога.jpg

Несмотря на принципиальное изменение конфигурации железнодорожного узла, все усть-каменогорские поезда дальнего следования кроме одного проходят через центральную часть города; тем не менее, основным (практически единственным) вокзалом остаётся станция Защита на периферии города.
Несмотря на то, что сейчас почти все поезда дальнего следования проходят через весь город, заходя не только на расположенную на периферии станцию Защита, останавливаются они только здесь.
Впрочем, официально станция уже несколько лет как переименована в "Усть-Каменогорск I" ("Оскемен I"), но новое название не прижилось, и в обиходе станцию называют исключительно "Защитой".

4. IMG_0178.JPG

По факту, сейчас это единственная действующая пассажирская железнодорожная станция в Усть-Каменогорске: все дальние поезда проходят/отправляются отсюда. На вокзале в центре дальние поезда не останавливаются; подозреваю, что станция Защита и раньше была главной в городе, но на центральном вокзале были остановки у некоторых поездов - по крайней мере, у пригородных. Сейчас из Усть-Каменогорска (то есть со станции Защита) отправляется три поезда дальнего следования (два на Алма-Ату, один на Астану), ещё один местный (на Зыряновск), плюс ещё два поезда (Лениногорск/Риддер - Астана и Лениногорск/Риддер - Томск) следуют транзитом.

5. IMG_0181.JPG

Пассажирский поезд на первом плане - гордость Казахстанских железных дорог, скоростной "Тулпар-Тальго" астанинского производства. Ну как скоростной - 1 100 километров до Алма-Аты он проходит за 17 часов, вместо суток, которые тратит на это обычный поезд.
В целом, железнодорожный транспорт занимает заметное место в структуре междугородних пассажирских перевозок в Усть-Каменогорске, гораздо увереннее конкурируя с автобусами, чем это происходит, например в России. Это как следствие дешевизны поездов (при наличии скоростного поезда, что сложно себе представить в индустриальной российской глубинке), так и неважными казахстанскими дорогами и бескрайними казахстанскими просторами - даже более бескрайними, чем наши родные просторы.
Такое ощущение, что междугородний автобусный транспорт здесь востребован прежде всего в сторону сопредельных российских регионов (Алтайского края).

Казалось бы, один поезд в соседнюю Россию - это немного, но в современном Казахстане кроме столичных Астаны и Алма-Аты есть ещё лишь два города, служащие конечными пунктами для поездов в Россию (Петропавловск и Атырау); так что томский поезд - явное свидетельство сохраняющихся сибирско-восточно-казахстанских связей.
Пригородное движение в Казахстане по причине малого количества городов и ещё меньшей плотности населения никогда не было особенно изобильно, а процессы его ликвидации зашли тут гораздо дальше чем в России: за пределами Астаны, Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Кустанайской областей электричек/дизель-поездов практически не осталось.
Не исключение и Усть-Каменогорск: здесь, как и во всей Восточно-Казахстанской области, пригородных поездов нет вообще, а местных внутрирегиональных поездов почти нет.
Полагаю, что и в советское время, когда в Усть-Каменогорске были пригородные поезда, их значение в масштабах города было небольшим - станций/платформ/остановочных пунктов здесь совсем немного, и расположены они не самым удобным образом.
Станция забита товарными вагонами - её грузовое значение заметно больше пассажирского:

6. IMG_0170.JPG

7. IMG_0176.JPG

Южнее начинается огромная промзона, включающая в себя все основные индустриальные гиганты Усть-Каменогорска;

8. IMG_0201.JPG

А ещё тут находится один из двух крупных городских элеваторов (Защитинский) - сельскохозяйственную округу никто не отменял:

9. IMG_0169.JPG

С северо-восточной стороны станции - привокзальная площадь с конечной автобусов и непременным старым паровозом в качестве памятника.

10. IMG_0183.JPG

На "тыльной стороне" станции, напротив основной площади с конечной автобусов - как раз трамвайное кольцо.

11. IMG_0168.JPG

Подозреваю, что изначально это была одна из функций городского трамвая - связать город с удалённой на несколько километров главной железнодорожной станцией, но сейчас автобусный транспорт однозначно доминирует - как на этом направлении, так и вообще в структуре перевозок городского общественного транспорта.

12. IMG_0276.JPG

Всё пассажирское сообщение на имеющем удобное центральное положение (исторический центр города) вокзале Усть-Каменогорск (в разговорной речи "УКа-вокзал") - это местный поезд до Зыряновска.

13. IMG_0270.JPG

А так - только грузовое движение.

14. IMG_0268.JPG

Впрочем, привокзальная площадь сохранила свою функцию крупного узла городского общественного транспорта.
Южная конечная городского трамвая .

15. IMG_0263.JPG

И большая автобусная конечная.

16. IMG_0278.JPG

Вот такой вот железнодорожный узел Усть-Каменогорска, во многом типичный для современного Казахстана: без электрификации и пригородных перевозок, зато с востребованными дальнемагистральными пассажирскими перевозками, многочисленными товарными составами и недавно построенными новыми линиями.
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


natoha
Link:(Link)
Time:2017-03-07 01:54 pm
Все ссылки на фотографии "поплыли".
(Ответить) (Thread)


tempus_curat
Link:(Link)
Time:2017-03-07 02:26 pm
Нужен КАТ! И фотки не видно.
(Ответить) (Thread)


randomshchik
Link:(Link)
Time:2017-03-07 03:28 pm
Интерсно!

На 8 фотографии справа кажется что море)
(Ответить) (Thread)


inzirka_25kv
Link:(Link)
Time:2017-03-07 04:22 pm
Посмотрел карту электрофикации — БИДА в этих краях далеко-далеко. По всей видимости не скоро то и будет.
(Ответить) (Thread)


rust2008
Link:(Link)
Time:2017-03-07 06:11 pm
*** официально станция уже несколько лет как переименована в "Усть-Каменогорск I" ("Оскемен I"), но новое название не прижилось, и в обиходе станцию называют исключительно "Защитой"***
Неправда. Официальное переименование произошло лишь в ноябре 2016 года. Точнее, это даже не официальное переименование, а решение комиссии соответствующего министерства. В системах станция по-прежнему именуется как Защита.

Edited at 2017-03-07 18:12 (UTC)
(Ответить) (Thread)


me_frai
Link:(Link)
Time:2017-03-07 07:25 pm
а почему тогда уже в августе 2015-го года надпись на здании вокзала была "Оскемен I"?
(Ответить) (Parent) (Thread)

Alex Neevrodeputatov
Link:(Link)
Time:2017-03-08 04:22 pm
Блин там что шпалы деревянные до сих пор? Каменный век!
(Ответить) (Thread)


st_tsourkan
Link:(Link)
Time:2017-03-10 06:43 am
Зато от этих шпал обалденно пахнет креозотом :)
(Ответить) (Parent) (Thread)


zaleskiy
Link:(Link)
Time:2017-03-09 06:19 am
Спасибо за статью!
Внесу поправки.
1. "Хотя ещё в 1910-х годах в паре сотен километров северо-западнее города прошла Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль"
Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль "ТУРКСИБ" была открыта в 1930 году.
2. "Впрочем, официально станция уже несколько лет как переименована в "Усть-Каменогорск I" ("Оскемен I"), но новое название не прижилось, и в обиходе станцию называют исключительно "Защитой"
На многих станциях в Казахстане сменили вывески на новые названия, однако в системе ЕСР (Единая сетевая разметка), соответственно и на билетах названия станций старые. В данном случае 713007: Защита.
(Ответить) (Thread)


me_frai
Link:(Link)
Time:2017-03-09 09:41 am
пожалуйста!
да, верно, целиком Турксиб был пущен в конце 1920-х, но Алтайская железная дорога от Новосибирска до Бийска и Семипалатинска, начальный участок будущего Турксиба, была запущен ещё до революции
(Ответить) (Parent) (Thread)

maina.dreamwidth.org
Link:(Link)
Time:2017-03-29 04:08 pm
А как там вообще казахи оказались?
(Ответить) (Thread)


me_frai
Link:(Link)
Time:2017-03-29 04:10 pm
ну они там исторически жили, в окрестных степях
(Ответить) (Parent) (Thread)

maina.dreamwidth.org
Link:(Link)
Time:2017-03-29 04:19 pm
Мало ли кто где жил.Они и под Москвой жили.
Там даже названия все исключительно русские. Понятно конечно что это исторический казус. Даже есть недавнии аналогии.
(Ответить) (Parent) (Thread)


me_frai
Link:(Link)
Time:2017-03-29 04:20 pm
ну, степи всегда были казахские, а вот по долине Иртыша и ближе к горам действительно всегда было много русских. и города тоже были русские.
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Усть-Каменогорск железнодорожный - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.