[ --> История Абхазской ж/д <--]
Проекты создания магистральной железной дороги, пролегающей вдоль Черноморского побережья Кавказа, обсуждались ещё в ХIX веке. В годы Первой Мировой войны началось строительство головного участка этой магистрали, названной Черноморской железной дорогой (от Туапсе до Сочи). Тогда казалось, что совсем скоро наступит тот момент, который изменит жизнь Южного Кавказа — будет создана транзитная магистраль через Абхазию, а существующий «кружной» путь на Тбилиси через Баку уйдёт в историю.
Но революция и гражданская война не позволили осуществить этот план. Лишь в 1923 году было открыто движение до Сочи, а в 1927 году был введён в эксплуатацию участок Сочи — Адлер.
Спустя некоторое время строительство было продолжено. В начале 1930-х годов магистральная железная дорога пришла на территорию Абхазии. В 1940 году был открыт участок от станции Ингури (Ингири) до Сухуми, с ветвью Очамчира — Квезани (позднее Ткварчели, ныне Ткуарчал).
В 1942 году, после завершения укладки пути на участке Сухуми — Адлер, началось сквозное рабочее движение на всём протяжении Черноморской железнодорожной линии. В постоянную эксплуатацию она была принята лишь в 1949 году, и вошла в состав Закавказской железной дороги.
Стоит заметить, что реализация проекта транзитной магистрали в Закавказье «тормозилась» два десятилетия! Причины такого промедления объяснить трудно. Возможно, виной тому было противодействие правителей страны, в том числе и самого И. В. Сталина, опасавшегося, что появление надёжной и удобной транспортной связи приведёт к ускорению процесса русификации Грузии.
В первой половине 1950-х годов происходило строительство капитальных вокзальных зданий на станциях Черноморской железной дороги, в том числе и на территории Абхазии. По замыслу советского руководства, вокзалы во всех «всесоюзных зонах отдыха» должны были стать лучшими в стране. Многие из построенных тогда вокзалов оказались действительно прекрасными, и даже после бомбёжек и пожаров поражают своим великолепием.
Во время войны железнодорожное полотно было сильно повреждено, однако после было частично восстановлено и стало использоваться для перевозки войск российского миротворческого контингента. Было открыто движение пригородных поездов из Сухума до Псоу, Очамчыры и Ткуарчала. В связи с нехваткой средств железная дорога находилась в аварийном состоянии и постепенно разрушалась.
В 2004 году силами РЖД был произведён капитальный ремонт участка пути Псоу - Сухум, и 10 сентября 2004 года открыто движение беспересадочных вагонов по маршруту Москва — Сухум.
- Информация взята с сайта infojd.ru.
Еще раз повторюсь, поезд едет ну очень медленно. И очень долго стоит на границе. К слову, указанное время прибытия на билете, как правило, не совпадает с фактическим. Мой поезд приехал на конечную станцию Сухум примерно на полтора часа позже.
Общая протяженность железной дороги - 221 км, из которых в настоящее время функционирует лишь 100 - км участок от Адлера до Сухума. На всем протяжении поездка сопровождается металлическим скрежетом из - за низкой прокатаности железнодорожного полотна.
Вокзалы на всех станциях заброшены. Лишь в на трех станциях были частично проведены восстановительные работы - отремонтированы и открыты кассы (Цандрыпше, Гагре, Гудауте и Сухуме)
Первая остановка - Цандрыпш.
Немногочисленных отдыхающих встречают местные таксисты.
К Гаграм я еще вернусь в одном следующих обзоров, а поездка продолжается.
Моя фото - позиция.
Заброшенная пригородная платформа.
В настоящее время пассажирское движение по Абхазии представлено тремя пассажирским поездами № 305/306 Москва — Сухум и сезонными Сухум — Санкт-Петербург и Сухум — Белгород. Также до ноября 2012 года между Гагрой и Адлером трижды в сутки курсировал электропоезд формирования Северо-Кавказской ППК.
Участок Ткуарчал - Очамчыра также используется, но только для грузового сообщения. Осуществляется доставка угля из Ткуарчала в порт Очамчиры. Затем уголь переправляют по морю в Турцию.
Станция Бзыпта.
Путевое разветвление.
Мост через реку Бзыпь.
Укрепленный участок с навесом - защита от камнепада.
Хотя участок до Сухума электрифицирован, мой поезд почему- то ехал на дизельной тяге. При проезде тоннелей ощущается запах гари.
Станция Мысра.
Тоннелей по ходу поездки очень много - я насчитал больше десятка. Строил их, кстати, никто иной, как всем известный метрострой.
Станция Шлара.
Переезд.
Полустанок Звандрипш.
Мост через реку Мчишту.
Внезапно на очередном разветвлении появляется грузовой состав с военной техникой и Российскими солдатами - миротворцами.
Ребята передают привет.
Делаем остановку на станции Гудаута.
Платформа почти необитаема.
Летнее море так и манит поскорее окунуться.
Мост через реку Аапсту.
Заброшенная безымянная платформа.
Участок ж/д у самого берега моря.
Мост через Сухумское шоссе.
Выезжаем в очередной тоннель (№14).
Этот оказался особенно длинным, его протяженность составляет 1 км.
Зимой мы с друзьями устроили здесь небольшую фотосессию :)
Выезжаем на самую необычную станцию Абхазской ж/д - Псырцху, буквально втиснутую между двумя гор. Протяженность платформы - всего 180 метров.
Поезд делает здесь небольшую 2-хминутную передышку и затем снова отправляется в путь. Ныряем в очередной тоннель (№16). Этот оказался еще длиннее предыдущего - 1,6 км!\
Подъезжаем к очередной крупной станции.
На оживленной платформе встречают вновь прибывших отдыхающих.
Станция Новый Афон.
Мое фото - путешествие из тамбура последнего вагона близится к завершению.
Следующая станция - Сухум. Пора собирать вещи :)
Некогда шикарные даже после пожара смотрятся величественно.
Над боковыми секциями крыша полностью отсутсвует.
На путях покрываются ржавчиной старые вагончики.
И даже ржавые паравозы!
Рядом с основным зданием вокзала восстановили небольшой корпус с залом ожидания и кассами.
На этом все. В следующем обзоре мы познакомимся ближе с Сухумом, посмотрим на город с крыш высотных домов и посетим парочку атмосферных брошечек.
Продолжение следует...
Смотри также :
Летний трип
1) Абхазская железная дорога (железнодорожное путешествие)
Зимний трип:
1) Новый Афон
2) Новоафонская пещера
3) Сухум
4) Подземная лаборатория ядреных исследований
5) Бедийский монастырь и Гральская ГЭС
6) Ткварчельская ГРЭС
7) Высокогорный город Акармара
8) Каменноугольный рудник им. Сталина