kassx (kassx) wrote in ru_railway,
kassx
kassx
ru_railway

Categories:

Рассказы бывшего проводника. Money, money, money

начало здесь и здесь

Что сейчас знают и помнят о СССР? Что секса и вопросов финансовых как бы не было.
Ну если секса на поездах действительно не было (я пишу лишь о том, где я работала, а не о всесоюзном масштабе), то финансы были.
Да, я туда пошла не из-за денег. Но кто сказал, что брак по любви обязательно неудачный в финансовом смысле?!
Из чего складывался заработок, из основных/официальных и побочных законных и незаконных.
1.Зарплата. Чем больше жил в поезде, тем больше зарабатывал.
Средняя зарплата проводника была около 180рублей. Но мы меньше 240 рублей в месяц не получали, а особо трудолюбивые в кассе получали по 700руб. Видели бы вы недоброжелательные лица штатных сотрудников при этом! Стояли то все в одной очереди.
В 89 году я работала в международном студенческом отряде проводников ( нас из ЭССР было только 6 вместе с командиром) . Там оплата была выше, т. к. нам платили командировочные. Часть в валюте страны, куда ехали, а часть в наших кровных любимых рублях.
2.Побочная законная.
К этому доходу можно отнести сдачу тару. Вы представляете мешок от матраса, на которых спали в вагонах? Менее половины никогда забит не был. Люди себе в питье в дороге не отказывали. В деньгах за рейс выходило 15-24рубля.
Люди мы были коллективные, сдачу тары проводили централизованно. Или нанимали электрокар (ооо.. электромобили были в СССР) или брали багажные тележки и их загружали. Не всегда при этом процессе присутствовала, т. к. кто выполнял операцию «хрусталь», тому денюжку немного и платили.
Этими деньгами иногда помогали тому, кто умудрялся проворонить и свои деньги и выручку. А в плацкартном вагоне 54 пассажира, за рейс 108 рублей, не считая за чай. Так что 2 случая имели место — девушки рыдали от горя ( что обокрали) и от счастья, что помогли.
3.Побочная незаконная:
-чай. Стакан чая стоил 4 копейки, продавали за 6-8 копеек. Хотя можно было и не поднимать цену — т. к. брать сдачу отказывались. Брать сдачу за чай считалось моветон. Ну не знаю почему.
Несколько рублей набегало, как раз хватало расплатиться за сухари, вафли и печенье. Их выдавали по 10 пачек. Если были случаи, что печенье или вафли все таки доходили до пассажиров, то сухари съедали сами. Ну очень их любили!
Еще одна проблема была — заварка. Кто то помнит чай советский? Его крепко заварить было практически невозможно. Иногда удавалось достать грузинский, а в основном приходилось добавлять — травяные таблетки от кашля за 1 копейку. Говорят, что в них была сода. Но если и была, то в очень незначительном кол-ве. Если положить в чай лимон — то химической реакции не происходило, в отличие если в заварку просто соду положить.
В общем и профилактика от кашля и чай. Сами мы его так же пили.
-кофе. Примерно такая же ситуация как с чаем. Но нужно прибавить и продажу своего кофе. Кофе иногда выдавали, иногда нет. Растворимый кофе — был дефицитным.
Его выпивали всегда! Для меня остается загадкой страсть пассажиров к чаю или кофе.
К примеру, если утром не лениться и своевременно затопить титан, то пол пятого утра весь вагон потреблял кофе!
Я не помню сколько стоила банка, кажется около 4,50-6,50рублей. Реализация выходила около 12рублей. Если не наглеть с дозой. Кто наглел, получал на 10 рублей больше.
-белье «вторичное». Да, было такое. Основная причина не жажда нажива, а желание обойтись без скандала. В основном выделялось на плацкартный вагон 108-112 комплектов белья. Но в летнее время могли получить … 85, к примеру. И вы представляете, какие крики были?! Иногда комплект продавали двум. Одному простыня и полотенце, а второму простыня с наволочкой.
Комплекты, которые были в почти первозданном состоянии, брызгали водой, складывали и помещали под свой матрас. Продавалось второй раз.
-прибыли в виде мыла и туалетной бумаги.
Да, первоначально клали в туалет для пассажиров. Но и туалетная бумага и мыло в то время был дефицит круче растворимого кофе! После нескольких пассажиров из туалета пропадало все, кроме унитаза!
Дома года 4 не покупали ни мыло, ни туалетную бумагу... и чай.
-белье. В вагоне были ответственны за все. Включая ложечки. И белье было проблемой.
С ним обманывали при приемке в прачечной. Да, мы сдавали белье в прачечную сами, которая находилась при депо.
Кроме того воровство пассажиров. Особенно полотенец. Хотя некоторых ловили и в тамбуре со всем содержимым: матрас, белье, подушка... «Доченька, я же тебе рубль заплатила!».
В общем, мы быстро смекнули с системой прачечной и тут уж чья возьмет: ли мы их, или они нас.
Можно ли эту статью в доходы поставить? Наверно нет. Это были методы решения проблемы недостачи.
-Зайцы.
Возможно пару раз, кого то пару станций. Я зайцев не брала. За это можно было вылететь из института, а оно мне надо?!
Другое дело на международных рейсах. Там покупался билет без места. И если есть свободное место, то взять человека можно было вполне официально, неофициальной была плата проводнику. До Варшавы кажется 25 рублей. Упорно в мозгу крутиться 40-50 рублей... но уже не помню за что. Может быть и цифры спутала.
После проезда гос. Границы ревизоров не было. И брать можно было кого угодно. Там деньги уже шли небольшие.
Мы работали на международных рейсах в паре. 12 через 12 часов. Боже мой, пока я спала, моя напарница загружала весь вагон зайцами! И они проходили и таможенный и погранконтроль! В Бресте или Гродно выходили и уже официально покупали билеты и ехали с билетами по территории СССР.
Деньгами напарница делилась, количество ушастых оглашала... но мне это стоило нервов.
-Если уж обо всех доходах сразу, то упомяну и 89-ый год. Пассажиры расплачивались и рублями и валютой.
Польские злотые, чехословацкие деньги, немецкие марки конечно не отдавались в реализацию. Мы клали рубли, а валюту могли использовать в своих целях: на одежду и времяпрепровождение (катались на лодках, ходили в музеи, рестораны и т. д.) В общем — не жаловались.
Отдельная тема- марки. Западногерманская марка и восточная шли по курсу одинаково. По факту западногерманская в 2 раза дороже.

Могу сказать лишь о тяжелой встрече с первой зарплатой экономиста ( по специальности работу не нашла...89-ый год!). На это жить нельзя. Проработала 9 месяцев и навсегда рассталась с гос. структурами... а там и страна поменялась. Но это уже другая история.

Надеюсь, кому то было интересно обратную сторону работы проводника. Не думаю, что сейчас много поменялось.
Продолжение следует ...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments