Ничего себе! Столь диковинная машина живо напомнила мне вот это. Кстати, снят итальянский "крокодил" был в 1973-ем году, но сделана сама машина была явно в тридцатые, а то и раньше. Автор снимка Дьедонне-Мишель Кост. Можете пройти по ссылке, там у него много красивых чёрно-белых снимков железной дороги.

Неужели все старинные итальянские электровозы были именно такими, с двумя пантографами, подумалось мне. И тут я вспомнил ETR200, знаменитый итальянский скоростной электропоезд конца 30-х. У него-то был обычный пантограф, не двойной. Значит не вся итальянская контактная сеть была такой странной?

Попытался что-нибудь найти на тему итальянских двойных пантографов и двухпроводной контактной сети. По-русски написано об этом очень мало, по-английски тоже. А искать что-то подобное на языке оригинала - удовольствие небольшое.
Рим. Если приглядеться, то заметны два провода.

Наконец нашёл. Взято из статьи о государственных железных дорогах Италии, справочник "Железные дороги мира" за 1959-й год.
Ранее электрификация осуществлялась с применением трехфазного тока 162/3 гц 3 600 в и постоянного тока напряжением 3 000 В, однако на всех вновь электрифицируемых линиях применяется система постоянного тока, а существующие линии на которых применяется трехфазный ток, переводятся на питание постоянным током. Производятся и запланированы работы по дальнейшей электрификации.

Ещё фото подобных электровозов с двойными пантографами.

И цветное фото "крокодила" того же типа, что и наверху.

Совместное существование двух типов электрификации было в Италии на протяжении десятилетий. Но постепенно трёхфазный ток уступал место постоянному. И в 1976-м году все железные дороги Италии были переделаны, и контактная сеть везде приняла привычный нам вид.
А это итальянские электрички, схожие по очертаниям, но с разными пантографами.

