Владимир Якунин выступил с «сенсационным» заявлением: он может покинуть пост президента ОАО «РЖД» и уйти в частный бизнес. Повод в очередной раз поговорить о железных дорогах России, только не в организационно-правовом, а в самом, что ни на есть, материальном их качестве. А ещё – об экономике. В невесёлых, разумеется, тонах.

Главе «РЖД» не нравится требование раскрывать свои доходы согласно постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2014 года. Он считает это, цитирую Интерфакс, «неправомерным вмешательством в частную жизнь». Уйдёт Якунин или не уйдёт, мы загадывать не будем, а остановимся на событиях, происходящих в хозяйстве РЖД. В Вологодской области свершилось то, чего опасались: с 1 января полностью отменены все пригородные поезда. Полностью. Все. В регионе с населением 1 млн. 200 тыс. человек (третий после Санкт-Петербурга и Ленинградской области в СЗФО), через который проходят Транссиб и линия «Москва – Архангельск». Кто следующий?
«Как я буду добираться на работу, ведь у нас нет работы, и колхоз развалился?» «Как мы будем ездить в больницу с маленькими детьми?» «Как мы будем добираться в учебное заведение?» «Как добраться до магазина, ведь от нас можно доехать только на трактооре?...» «...В начале лета по этому маршруту ходило две электрички, а сейчас не одной. И тяжелые 90-е не отменяли. И даже в ВОВ курсировал поезд». Это фрагменты материала «Моя поездка в «Последней электричке» вологодского предпринимателя Алексея Груздева
aleks_gruzdev о последнем рейсе электропоезда сообщением «Вологда – Вожега» в конце прошлого года. (Ещё по этой же теме – «Электрички. Следов судебных исков пока не найдено» Евгения Доможирова
domozhiroff). Электропоезда, судя по этим записям, от недостатка пассажиров не страдали, только кого, кроме самих пассажиров, это волнует?



«Требования компании (ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» – прим. Авт.) измеряются сотнями миллионов рублей в год, мы их принять не можем, поскольку они необоснованны. Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но РЖД эта сумма не устраивает», - заявил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Кто виноват? Власти, что не заложили в бюджет достаточное количество финансовых средств? Или железнодорожники в лице СППК со своим аппетитом? Вологодская область – не единственная, кого коснулись отмены. В последний день ушедшего года ОАО «РЖД» на своём официальном сайте сообщило, что нынче по всей стране может быть отменено до 220 пригородных поездов. В группу риска (читай – в число недобросовестных регионов, компенсирующих не более половины убытков) попали Забайкальский край, Тверская, Тамбовская, Белгородская, Псковская области. В последней, впрочем, уже и отменять-то нечего. А замены привычному транспорту в виде автобусов нет, и даже если предвидится, то очень не скоро.


* * *
В моей родной Тверской губернии пригородное железнодорожное сообщение тоже, как и везде, тающее. Скажем, количество электричек в сутки на направлении «Тверь – Торжок» сократилось, по сравнению с прошлым годом, с четырёх до трёх. Между Ржевом и Торжком – вторым и четвёртым по численности населения после Твери городами – этим летом число пар пригородных поездов снизилось с двух до одной (я об этом писал в серии заметок «Меж двух жемчужин»). Не обошлось и без нелепиц. Например, от Твери до Бологого ходит в день пять электричек, а обратно только четыре. Прибывающая в Бологое в 18.16 идёт затем в 20:28 только до Вышнего Волочка, а оттуда в 3 утра уже на Тверь. Роптать в такой ситуации, что в составах всего шесть вагонов, что народу в них в пятницу и выходные дни набивается как сельдей в бочки, что едут они вместо положенных двух часов три, пропуская на промежуточных станциях «Сапсаны», так сказать, не совсем этично. Спасибо, что хоть это сохраняется. Даже если электричка будет стоять минут 30-40 где-нибудь в Лихославле, Калашникове или Осеченке, а «настоящая жизнь» проноситься мимо. В виде двух подряд «Сапсанов».
Осеченка: электропоезд стоит...

...а настоящая жизнь проносится мимо

Ещё год назад поездов было два

В этой связи вопрос – обнародовать Владимиру Якунину свои доходы или нет – можно было бы оставить на совести самого Якунина, если бы не одно «но». ОАО «РЖД» – это наглядный пример того, что законы в современной России делятся на два вида – для простых смертных и для сильных мира сего. Вот пример. В заметках «Тверь – Петербург: альтернативный маршрут» я упоминал о турникетах, которые были установлены в здании тверского вокзала, о том, что ни провожающим, ни встречающим невозможно выйти на перрон, что турникеты помешают эвакуации людей в случае пожара и, наконец, о том, что есть решение суда о демонтаже этих самых турникетов. Но воз, точнее, турникеты и ныне там. Интересно, знает ли об этом сам Владимир Иванович? А ещё о том, к чему привело дробление единой структуры железных дорог на отдельные самостоятельные профильные «дочки»? Одни занимаются грузовыми перевозками, другие – пригородными, третьи – поездами дальнего следования. Массовая отмена пригородных поездов – следствие как раз политики дробления, одобренной федеральным правительством и проведённой Якуниным.
Турникеты на тверском вокзале: воз и ныне там. Несмотря на решение суда


К чему я всё это? К тому, что у нас наверху очень любят говорить об инвестициях, о развитии экономики, о создании новых предприятий. О развитии сельской местности, разных льготах уезжающим в глубинку молодым специалистам. Допустим, пришёл в умирающий посёлок какого-нибудь N-ского района инвестор, построил там завод, набрал персонал, обеспечил всех жильём. Вроде, посёлок начал воскресать. Но вот долго ли люди там проживут-проработают, если в мало того, что в самом посёлке нет ни социалки в виде школ-больниц, ни чего-то ещё, что может требоваться дееспособному образованному человеку, так ему ещё и не выбраться за пределы этого посёлка? То есть, долго ли этот инвестпроект просуществует? То-то же. Налицо вред экономике, диверсия, можно сказать. А вы – доходы Якунина. В них ли, по большому счёту, дело?




Главе «РЖД» не нравится требование раскрывать свои доходы согласно постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2014 года. Он считает это, цитирую Интерфакс, «неправомерным вмешательством в частную жизнь». Уйдёт Якунин или не уйдёт, мы загадывать не будем, а остановимся на событиях, происходящих в хозяйстве РЖД. В Вологодской области свершилось то, чего опасались: с 1 января полностью отменены все пригородные поезда. Полностью. Все. В регионе с населением 1 млн. 200 тыс. человек (третий после Санкт-Петербурга и Ленинградской области в СЗФО), через который проходят Транссиб и линия «Москва – Архангельск». Кто следующий?
«Как я буду добираться на работу, ведь у нас нет работы, и колхоз развалился?» «Как мы будем ездить в больницу с маленькими детьми?» «Как мы будем добираться в учебное заведение?» «Как добраться до магазина, ведь от нас можно доехать только на трактооре?...» «...В начале лета по этому маршруту ходило две электрички, а сейчас не одной. И тяжелые 90-е не отменяли. И даже в ВОВ курсировал поезд». Это фрагменты материала «Моя поездка в «Последней электричке» вологодского предпринимателя Алексея Груздева



«Требования компании (ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» – прим. Авт.) измеряются сотнями миллионов рублей в год, мы их принять не можем, поскольку они необоснованны. Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но РЖД эта сумма не устраивает», - заявил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Кто виноват? Власти, что не заложили в бюджет достаточное количество финансовых средств? Или железнодорожники в лице СППК со своим аппетитом? Вологодская область – не единственная, кого коснулись отмены. В последний день ушедшего года ОАО «РЖД» на своём официальном сайте сообщило, что нынче по всей стране может быть отменено до 220 пригородных поездов. В группу риска (читай – в число недобросовестных регионов, компенсирующих не более половины убытков) попали Забайкальский край, Тверская, Тамбовская, Белгородская, Псковская области. В последней, впрочем, уже и отменять-то нечего. А замены привычному транспорту в виде автобусов нет, и даже если предвидится, то очень не скоро.


* * *
В моей родной Тверской губернии пригородное железнодорожное сообщение тоже, как и везде, тающее. Скажем, количество электричек в сутки на направлении «Тверь – Торжок» сократилось, по сравнению с прошлым годом, с четырёх до трёх. Между Ржевом и Торжком – вторым и четвёртым по численности населения после Твери городами – этим летом число пар пригородных поездов снизилось с двух до одной (я об этом писал в серии заметок «Меж двух жемчужин»). Не обошлось и без нелепиц. Например, от Твери до Бологого ходит в день пять электричек, а обратно только четыре. Прибывающая в Бологое в 18.16 идёт затем в 20:28 только до Вышнего Волочка, а оттуда в 3 утра уже на Тверь. Роптать в такой ситуации, что в составах всего шесть вагонов, что народу в них в пятницу и выходные дни набивается как сельдей в бочки, что едут они вместо положенных двух часов три, пропуская на промежуточных станциях «Сапсаны», так сказать, не совсем этично. Спасибо, что хоть это сохраняется. Даже если электричка будет стоять минут 30-40 где-нибудь в Лихославле, Калашникове или Осеченке, а «настоящая жизнь» проноситься мимо. В виде двух подряд «Сапсанов».
Осеченка: электропоезд стоит...

...а настоящая жизнь проносится мимо

Ещё год назад поездов было два

В этой связи вопрос – обнародовать Владимиру Якунину свои доходы или нет – можно было бы оставить на совести самого Якунина, если бы не одно «но». ОАО «РЖД» – это наглядный пример того, что законы в современной России делятся на два вида – для простых смертных и для сильных мира сего. Вот пример. В заметках «Тверь – Петербург: альтернативный маршрут» я упоминал о турникетах, которые были установлены в здании тверского вокзала, о том, что ни провожающим, ни встречающим невозможно выйти на перрон, что турникеты помешают эвакуации людей в случае пожара и, наконец, о том, что есть решение суда о демонтаже этих самых турникетов. Но воз, точнее, турникеты и ныне там. Интересно, знает ли об этом сам Владимир Иванович? А ещё о том, к чему привело дробление единой структуры железных дорог на отдельные самостоятельные профильные «дочки»? Одни занимаются грузовыми перевозками, другие – пригородными, третьи – поездами дальнего следования. Массовая отмена пригородных поездов – следствие как раз политики дробления, одобренной федеральным правительством и проведённой Якуниным.
Турникеты на тверском вокзале: воз и ныне там. Несмотря на решение суда


К чему я всё это? К тому, что у нас наверху очень любят говорить об инвестициях, о развитии экономики, о создании новых предприятий. О развитии сельской местности, разных льготах уезжающим в глубинку молодым специалистам. Допустим, пришёл в умирающий посёлок какого-нибудь N-ского района инвестор, построил там завод, набрал персонал, обеспечил всех жильём. Вроде, посёлок начал воскресать. Но вот долго ли люди там проживут-проработают, если в мало того, что в самом посёлке нет ни социалки в виде школ-больниц, ни чего-то ещё, что может требоваться дееспособному образованному человеку, так ему ещё и не выбраться за пределы этого посёлка? То есть, долго ли этот инвестпроект просуществует? То-то же. Налицо вред экономике, диверсия, можно сказать. А вы – доходы Якунина. В них ли, по большому счёту, дело?


