?

Log in

No account? Create an account

[icon] Железнодорожная линия Ковров - Муром - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Железнодорожная линия Ковров - Муром
Time:02:31 pm
Оригинал взят у kirillfedorov4 в Железнодорожная линия Ковров - Муром
Муром - крупная станция на железнодорожной магистрали Москва - Казань, по которой проходит ежедневно множество поездов в направлении Поволжья, Урала и Сибири. Интересно, что первой железной дорогой в Муроме была вовсе не она, а второстепенное ответвление от станции Ковров, действующее до сих пор.
DSCN0268

Первый проект железной дороги в Муроме появился еще в середине XIX века, когда отставной поручик Вонлярлярский ходатайствовал в Министерство путей сообщения о строительстве железной дороги из Москвы в Елатьму (городок близ Касимова) через Муром или хотя бы до Мурома. Ему ответили отказом. Но с постепенным развитием железных дорог в центральной части России (1860-е годы) возникла необходимость соединить Муром с сетью стальных магистралей. Стали появляться проекты строительства соединительной линии к городу от Московско-Рязанской или Московско-Нижегородской дороги. Второй вариант был выбран оптимальным (из-за отсутствия необходимости строительства моста через Оку), а начальным пунктом был выбран крошечный тогда город Ковров. Строительство, в котором массово участвовали крестьяне из окрестных деревень, началось в 1873 году и продолжалось до конца 1879 года. В январе 1880 г. из Коврова в Муром вышел первый поезд, а в октябре того же года было открыто "правильное" товарное и пассажирское движение со скоростью до 25 верст в час. Впоследствии дорога была передана в казенное управление. Значение этой линии для развития региона было колоссальным. Муром получил выход на сеть железных дорог, грузы доставлялись в Нижний Новгород (на ярмарку) и в промышленные районы - в Москву и Иваново-Вознесенск. В Муроме появились паровозные мастерские, спустя десятилетия ставшие одним из крупнейших локомотивостроительных заводов. Ковров из заштатного городка превратился в процветающий торговый и транспортный узел...
В 1912 году был открыт участок Казанской железной дороги до Мурома, в котором по проекту Щусева был построен удивительный вокзал. Транзитное значение Муромской железной дороги, как она официально называлась, стало падать. В конце 1980-х годов перестала действовать соединительная линия через центр Мурома (параллельно Владимирскому шоссе) от станции Муром-2, первой в городе, к станции Стройдеталь. Выход поездов на Ковровскую линию стал осуществляться по другому маршруту. Неиспользуемые рельсы лежали до начала 2000-х годов и были разобраны при очередной реконструкции Владимирского шоссе. Вокзал станции Муром-2 (первый в городе) был разрушен, а сама станция превратилась в задворки. Рельсы уходят под асфальт прямо около автовокзала, о трассе бывшей железной дороги напоминает также памятник бронепоезду "Илья Муромец". (Я уже посещал станцию Муром-2 в 2012 году). С конца 1990-х годов пассажирское сообщение на линии также деградирует. В феврале 2014 года линия оказалась в центре скандала, связанного с заменой поездов автобусами, которые так и не были пущены (смотреть с 23-й минуты). В настоящее время (лето 2014 года) осталась лишь одна ежедневная пара пригородных поездов Ковров - Муром и одна пара Ковров - Волосатая, будущее довольно туманно.
Некоторое время линия была известна среди железнодорожных любителей тем, что на ней работали последние в России тепловозы ТЭП10. С 2006 года они заменены обычными М62.
Поездка автора по линии состоялась 26 июня 2014 года. Поезд сообщением Муром - Ковров состоял из тепловоза и двух вагонов (вспоминается, что всего два года назад их было три). Он был подан к 1-й платформе.
2014-06-26_15-14-08_48
Как можно заметить на фото, платформа имеет "отрицательную высоту" (ниже головки рельса). Заходить с нее в поезд очень неудобно (первая ступень находится выше уровня моего колена), особенно пенсионерам-дачникам, составляющим основной контингент пассажиров. При этом ничто не мешает производить посадку с того же пути, но с другой платформы, имеющей стандартную высоту, или с той же платформы, но около вокзала. Надеюсь, что в ближайшее время это будет исправлено, и поездка пассажиров станет гораздо более комфортной.
Один из вагонов был обычным плацкартным (разумеется, без белья), второй - сидячим. Я выбрал второй, чтобы фотографировать линию из заднего тамбура. Вагон был старым и очень уютным, с деревянными рамами на окнах.
DSCN0174
Трогаемся. Казанская магистраль вскоре остается в стороне, и мы двигаемся по однопутной малодеятельной линии.
DSCN0175
Пересечение с Владимирским шоссе.
DSCN0178
И вскоре за ним начинается первая на нашем пути станция - Стройдеталь. Примыкание подъездного пути, а когда-то - начало перегона на Муром-2.
DSCN0180
Станционное здание и павильон для ожидания в стиле автобусной остановки (простите за качество, снимал на увеличении через грязное стекло).
DSCN0182
Проезжаем под развязкой, ведущей на новый автомобильный мост через Оку. Начинаются "километровые" остановочные пункты, представляющие собой узкую и низкую бетонную платформу на один вагон (посадка и высадка - только через первый). На каждом из них выходили по несколько пассажиров, и поезд пустел.
А я отправился в тамбур снимать через заднее окно. Проводница спокойно отнеслась к моей деятельности. Она тоже обеспокоена возможным закрытием маршрута в близком будущем.
DSCN0191
Бывший разъезд 15-й километр. Слева видны следы второго пути, а чуть дальше за кустами - заброшенное деревянное станционное здание.
DSCN0194
После 15-го километра следовали платформы Сусановская и Бурцевская. Они известны с 1878 года и расположены соответственно рядом с деревнями Михалево и Межищи.
DSCN0201
Очень мрачное впечатление произвела закрытая станция Безлесная. Когда-то она являлась началом ответвления на Юромку, которое было заброшено в 1990-е годы и позднее разобрано. В лучшие времена существовал маршрут пригородного поезда Муром - Безлесная.
Бывшая стрелка с главного пути:
DSCN0210

DSCN0211
Заколоченный вокзал:
DSCN0214
Ржавеющие боковые пути:
DSCN0215
Закрещенный неработающий светофор:
DSCN0221
Остановочный пункт Шульгино.
DSCN0226
Пейзаж резко изменился при подъезде к деревне Новлянка. Высокие холмы, почти горы возле реки Ушна даже немного напоминали Восточную Сибирь. Железная дорога проходит в кривых, по многочисленным выемкам и насыпям.
vlcsnap-2014-07-04-01h19m29s31

vlcsnap-2014-07-04-01h20m07s177

vlcsnap-2014-07-04-01h20m32s158

DSCN0238
Стрелка непонятного назначения на бывшем разъезде Высоково. Ведет в тупик.
DSCN0253
Мы приближаемся к районному центру - посёлку Красная Горбатка. Станция сохранила его историческое название - Селиваново.
DSCN0282
Здесь все благополучно работает. Сохранилась водонапорная башня, остатки паровозной гидроколонки.
DSCN0285
Ручные стрелки на главном пути:
DSCN0287
В этом районе уже преобладают сосны.
DSCN0302
Следующая станция узловая, от нее отходит ответвление на ст. Нерудная без пассажирского движения (а совсем недавно оно доходило почти до Судогды).
DSCN0307
Называется она смешно и необычно - Волосатая. Здесь конечная второй и последней пары пассажирских поездов, которая почему-то не доходит до районного центра. Стоянка нашего поезда здесь 10 минут из-за скрещения (попросту - разъезда) с рабочим поездом. Множество путей:
DSCN0313
Узнаются остатки водонапорной башни. Вторая постройка, скорее всего, тоже дореволюционная.
DSCN0314
Двухэтажный вокзал, которому бы иной город позавидовал. А здесь всего лишь поселок Новый Быт, население - 1335 человек.
DSCN0319
Вагоны заботливо расцеплены, оставляя свободным пешеходный проход:
DSCN0320
Вторая половина пути проходит в основном через леса. Остановки здесь реже.

Встречаются и болота.

Поселок Восход отделен от станции небольшим прудом.

Симпатичный одноэтажный вокзал.

Профиль пути на лесных перегонах:

Спустя некоторое время мы попадаем в Иваново. Нет-нет, не областной центр, а небольшое село с населением меньше двух тысяч человек. Удивительно обнаружить здесь двухэтажный (!) деревянный вокзал. Название станции - Эсино.

До Коврова второго по величине города Владимирской области, остается совсем немного. Но, как ни странно, этот участок можно назвать самым глухим. Здесь встречается такое явление, как пристанционные поселки, куда трудно добраться по каким-либо еще дорогам. Например, поселок Новинки на 92-м километре.

Наконец, поезд прибывает на станцию Ковров-Грузовой. До самого города отсюда порядка 10 километров, здесь начинается подъездной путь на Ковровский карьер нерудных материалов в поселке Мелехово. До недавнего времени здесь находились в работе раритетные тепловозы ТЭ3. На самой станции я ожидал увидеть индустриальный пейзаж и множество вагонов, но она оказалась обычной провинциальной станцией:

Живописный разъезд 107 километр в черте Коврова.

Довольно долго поезд идет в выемке через городские промзоны.

Наконец, спустя три часа после отправления из Мурома, показывается паутина электрифицированных путей, через которые непрерывно мчатся товарные и пассажирские поезда.

Тепловоз отцепляется и обгоняет наш состав, чтобы отвезти вагоны обратно, на этот раз до Волосатой. Мы покидаем уютный вагон и идем к вокзалу. Через два часа от первой платформы отправится наша "Ласточка" на Москву.
Спасибо за внимание.
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


tokatema
Link:(Link)
Time:2014-07-09 11:34 am
Спасибо, интересно было посмотреть. Жаль, что все находится в столь плачевном состоянии.
(Ответить) (Thread)


kirillfedorov4
Link:(Link)
Time:2014-07-09 12:50 pm
Почему же всё в плачевном состоянии? От Селиванова до Коврова всё по-прежнему действует, товарные поезда ходят регулярно, чего нельзя сказать про первую половину линии.
(Ответить) (Parent) (Thread)


seriyshanson
Link:(Link)
Time:2014-07-09 04:48 pm
Не товарные, а грузовые, учи матчасть.
(Ответить) (Parent) (Thread)


kirillfedorov4
Link:(Link)
Time:2014-07-09 05:07 pm
Тролль таки detected :-)
(Ответить) (Parent) (Thread)


tokatema
Link:(Link)
Time:2014-07-11 12:45 pm
Очень сложно сказать, что линия в хорошем состоянии.
(Ответить) (Parent) (Thread)


alik2005
Link:(Link)
Time:2014-07-11 07:17 pm
Получается, что станций/разъездов на начальной части линии нет? Какая первая после Стройдетали?
(В фильме Акимова часть разъездов уже была грохнута, но сейчас всё ещё хуже.)
(Ответить) (Thread)


kirillfedorov4
Link:(Link)
Time:2014-07-11 08:48 pm
Выходит, что после Стройдетали - сразу Селиваново (на бывшем рзд. Высоково есть путевое развитие в виде стрелки в тупик, но это не станция). Судя по всему, между Селиваново и Стройдеталью грузовое движение отсутствует как явление: со Стройдетали груз. вывоз идет на Муром, от Селиванова и севернее - на Ковров.
Можно про фильм Акимова поподробнее?
(Ответить) (Parent) (Thread)


alik2005
Link:(Link)
Time:2014-07-12 03:21 pm
Сейчас напишу личным сообщением, ибо ссылку, скорее всего, ЖЖ заблокирует.
(Ответить) (Parent) (Thread)


kovrov2
Link:(Link)
Time:2014-08-13 12:52 am
Отличный репортаж! Спасибо.
Я работал помощником машиниста в депо Ковров 1 30 лет назад и очень много ездил по этому участку.
Он был разделен на два участка: Ковров-Волосатая и Волосатая-Муром.
На станции Волосатая расформировывались и составлялись поезда на 3 направления: Ковров, Муром и Судогда.
В 84-ом там было достаточно интенсивное движение. Только от ковровского депо работали 4 вывозных тепловоза.
И пригородные ходили несколько раз в день.
Еще раз спасибо. Приятно было посмотреть на знакомые места.
Кстати, уже не первый раз слышу про фильм Акимова.
Не подскажите где можно его найти?
(Ответить) (Parent) (Thread)


kirillfedorov4
Link:(Link)
Time:2014-08-13 02:42 am
Информация о фильмах: http://www.bahnrail.narod.ru/v.htm . В 1990-е годы человек по имени Юрий Акимов наснимал по официальному разрешению много видео на тему железных дорог, известны в основном про БАМ. Стоят дорого, конечно, но материал в каком-то смысле уникальный.
(Ответить) (Parent) (Thread)


kovrov2
Link:(Link)
Time:2014-08-13 08:53 pm
Спасибо за ссылку
(Ответить) (Parent) (Thread)


kovrov2
Link:(Link)
Time:2015-03-01 09:11 pm
Я недавно начал делать маршрут Ковров - Муром для игры Train Simulator 2015.
До этого в течение нескольких месяцев собирал фотографии, видео станций,
перегонов, мостов, железнодорожных переездов.
Короче всего, что поможет создать максимально приближенный к реальности маршрут.
Собственно говоря, я и сейчас собираю любую информацию.
Поэтому решил обратиться к Вам.
Может быть у Вас есть еще фотографии этого маршрута?
Если да, то не могли бы Вы поделиться?
Заранее благодарен.
(Ответить) (Parent) (Thread)


Воен УпЯЧК1!!
Subject:Эжхзж
Link:(Link)
Time:2018-11-16 09:59 pm
Как успехи в создании симулятора?
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Железнодорожная линия Ковров - Муром - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.