djhooligantk (djhooligantk) wrote in ru_railway,
djhooligantk
djhooligantk
ru_railway

Categories:

Дачная линия саратовского трамвая

Огромным отдельным пластом городской культуры Саратова стала Дачная линия. Она была открыта в 1910 году в два этапа уже после того, как бельгийцами были сооружены все линии, предусмотренные проектом строительства трамвая в Саратове.



Предшественником Дачной была Астраханская (кладбищенская) линия. Она была открыта 18 августа 1909 года. Маршрут пролегал по улице Астраханской от угла Московской до Воскресенского кладбища, которое тогда находилось за границами города.

Летом 1910 года была открыта Дачная линия от угла Московской и Астраханской улиц по улице Астраханской до Трофимовского разъезда (район 4-я Дачной). Затем Дачная линия была продлена в отдалённый дачный район «Кумысная поляна» к кумысному хозяйству Аитова (лесной санаторий).

Кумысная поляна получила название в XIX веке. Местные татары арендовали её для выпаса лошадей. Татары продавали производимый из кобыльего молока кумыс, который пользовался популярностью среди жителей Саратова. По нему поляна получила своё название. Довольно быстро она стала одним из любимых мест не только лечения, но и отдыха, прогулок и познавательных экскурсий на лоне природы.
Сюда ещё до проведения трамвайной линии стали ездить семьи, студенческие и гимназические компании, барышни и кавалеры, пожилые профессора и служащие. Ученики Боголюбовского рисовального училища приезжали сюда на этюды. В воскресные дни прибывали сюда обыватели отдохнуть, прособирать ягод и грибов. Привозили с собой снедь, одеяла, самовар, прихватывали домашнюю собачку и игровые принадлежности – мяч, кегли, городки. В жаркую погоду народ тянулся к родникам – кто с кружками, кто с бидончиками. Так что неудивительно, что бельгийцы решили провести линию трамвая на Кумысную поляну.

Однопутная линия с несколькими разъездами шла по трассе нынешних 3-го и 4-го маршрутов. Однако, 10-я Дачная не была конечной, как сейчас. Линия продолжалась ещё дальше в гору до района детского лагеря "Дубки" на Кумысной поляне (11-я Дачная).
До 10-й Дачной ходил двухвагонный поезд. Дорога от 10-й Дачной до Кумысной поляны идёт в гору с немалым уклоном. Мощности слабого моторного вагона было недостаточно, чтобы тащить в гору ещё и прицепной вагон, а пассажиропоток позволял обойтись и одним вагоном, поэтому на 10-й Дачной прицеп отцепляли и оставляли на разъезде. Моторный вагон с праздными отдыхающими шёл на Кумысную поляну один, а на обратном пути забирал ожидающий его прицеп. (см. заглавное фото)
Плакат со схемой позволяет ясно представить масштабы линии. Полукруг внизу - это и есть город Саратов. Таким образом длина дачной линии многократно превышала величину города. Это был самый настоящий пригородный маршрут по летним дачам, которые строили себе богатые жители города.



Дачный трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Поездка на трамвайчике "Туда-сюда", как его называли, описывается в романе Константина Федина "Первые радости". Работал он с 1 мая по 1 сентября по следующему расписанию:
Отход от городского театра (нынешняя конечная троллейбуса №3): 8:45, 10:45, 12:45, 14:45, 16:45, 18:45, от Московской площади (перекресток Астраханской и Московской): каждый час, начиная с 7 часов утра до 20 часов вечера.
Отход обратно в город: от Кумысной поляны в 9, 11, 15, 17, 19, 21 час; от Большой Поливановки через каждые полчаса от 7:45 утра до 21:15 вечера. От Трофимовского разъезда через каждые полчаса от 8 утра до 21:30 вечера.



Вне города трамваю полагалось ехать не менее 20 верст в час (т.е. быстрее 21 км/час). Вот такой билет выдавался пассажирам. Напомню, что проезд на городских маршрутах между станциями стоил тогда 5 копеек в первом классе, 3 копейки - во втором (на подножке). Почти все линии имели 2 станции, и только две линии имели 3 станции (то есть делились на 2 отрезка). За проезд промежуточной станции нужно было доплачивать 2 копейки. Остановки между станциями в городе располагались "почти на каждом углу".



К сожалению, линия в лес на «Кумыску» просуществовала всего несколько лет. После революции кумысное хозяйство Аитова, а с ним и уникальный лесной санаторий прекратили своё существование, и эксплуатация последнего участка стала бессмысленной — разваленному трамвайному хозяйству было не под силу обслуживать и более значимые линии. Дачная линия была сокращена до 10-й Дачной остановки.

Участок выше 10-й Дачной последний раз был использован в 1920-х годах для перевозки элементов радиостанции РВ-3 (первой в СССР нестоличной широковещательной станции, установленной на самой высокой точке Кумысной поляны). Затем рельсы были разобраны и послужили материалом для укладки линий в строящийся Сталинский район (будущий маршрут №2). Правда ряд источников утверждает, что окончательно линия была разобрана лишь в 1942 году.

Однако артефакты Дачной линии в лесном массиве Кумысной поляны до сих пор присутствуют. На 10-й дачной трамвайная линия сейчас заканчивается, но автодорога на Кумыску продолжается, и проложена эта дорога как раз по трассе подъема трамвая. Как только трасса уходит в сторону, по ходу прямого движения мы обнаруживаем первый артефакт.



Это один из водопропускных мостиков, по которым курсировал трамвай Дачной линии.



Дальше вглубь леса идёт хорошо просматриваемая насыпь трамвайной линии, которая до сих пор не заросла.



Попадается щебень.



Где-то наоборот, видно выемку.



Второй водопропускник мы видим дальше, где вдоль пути трамвая идёт грунтовая дорога к лагерю "Дубки".



Он чуть меньше, но для 100-летнего инженерного сооружения, которому никто не уделял внимания, хорошо сохранился.



Специально для линии был построен стальной трамвайный мост через железную дорогу (на Стрелке). Это был первый путепровод через железнодорожные пути в Саратове. Все дороги тогда пересекались с железнодорожными рельсами на одном уровне (переезды). Кстати, один из вариантов трактования происхождения топонима "Стрелка" - стрелка на разъезде перед этим однопутным мостом, хотя он и маловероятен. Служил тот мост городу вплоть до 1960-х годов!

Вклад трамвая отмечен даже в топонимике города — до сих пор в микрорайоны Ленинского района носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 1-я Дачная, 2-я Дачная, 3-я Дачная, и т.д. Ленинский район строился и расширялся по ходу линии Дачного трамвая - этому способствовала готовая транспортная инфраструктура. Не каждый саратовец знает, что поначалу посёлки так и назывались: "Посёлок 2-й Дачной остановки", а адреса домов часто звучали, как "3-я Дачная остановка, дача №23". А потом уже названия микрорайонов были сокращены до устоявшихся "Дачных". Интересно, что на топографических картах до 1950-х годов пути дачного маршрута обозначались, как железная дорога. По сути маршрут и работал, как пригородная электричка.


фрагмент карты 1942 года

О том как использовалась трамвайная линия после революции, как на её основе пытались построить скоростной трамвай в Саратове читайте в моём подробном историческом исследовании.
Tags: Поволжье, Трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments