crimecat1 (crimecat1) wrote in ru_railway,
crimecat1
crimecat1
ru_railway

Categories:

Железнодорожное путешествие по Закавказью. Часть I Турецкий город Карс.

Недавно мой хороший друг Михаил Кульгейко, знакомый многим из Вас своими публикациями как на Паровозе так и на фотолиниях совершил давно планировавшуюся поездку в Азербайджанский анклав, отрезанный от "материкового" Азербайджана, Нахичеваньскую автономную область. И конечно же главной целью его поездки было посещение городов и станций Нахичевань и Джульфа, а также попытка найти ответ на вопрос есть ли сейчас движение через границу по главному (во времена СССР) железнодорожному переходу в Иран через станции Джульфа - Джульфа-Иранская.
Изначально поездку планировалось совершить еще год назад. По состоянию на тот момент мы вместе с Михаилом планировали ее как совместную и даже строили планы о том как бы включить в нее еще и Иран и попытаться сделать фото идущего по Азербайджанскому берегу Аракса, поезду, с Иранской стороны (с Азербайджанской стороны такую фотографию сделать не возможно ввиду того что железная дорога Нахичевань - Джульфа проходит у подножья гор по самому берегу Аракса который в является границей между двумя странами и весьма хорошо охраняется). Мы много раз обсуждали нашу поездку, строили планы, но в результате Михаил совершил ее в одиночку весной этого года.
Общая "нитка" исполненного им маршрута получилась такая: Киев - Стамбул - Ыгдыр - Догубаязет - Ыгдыр - Карс - Ыгдыр - Нахичевань - Джульфа - Нахичевань - Ыгдыр - Стамбул - Киев.
Участок Киев - Стамбул - Ыгдыр был преодолен на самолете ( в обе стороны), остальное передвижение по маршруту происходило на местных автобусах и маршрутках.

Первая часть отчета будет посвящена Турецкому городу Карс, расположенному на железнодорожной линии Ленинакан(Гюмри) - Карс. Во времена СССР по этой линии существовал железнодорожный трафик в Турцию. Пограничные станции на этой линии были Ахурян(СССР) и Догукапы(Турция).
Вторая часть отчета будет посвящена Нахичевани и Джульфе.

Весь нижеследующий текст подготовлен и написан непосредственно самим Михаилом и публикуется мной от его имени и с его согласия с полным сохранением авторской стилистики и орфографии, дабы познакомить уважаемое сообщество с этим поистине мало исследованным уголком железнодорожья бывшего СССР.



ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Железная дорога пришла в Карс, который находился в то время в составе Российской империи, в 1899 году в рамках строительства Закавказской железной дороги. Линия Александрополь (Гюмри) - Карс играла важную роль для связи основной части Российской империи с завоеванной в 1878 г. территорией Восточной Анатолии. Ширина колеи была стандартной для всей остальной сети Российских железных дорог и составляла 1524 мм. В 1913 г. линия была продолжена далее на запад до города Сарыкамыш, где располагалось стратегическая крепость.
Вид первоначального здания вокзала, построенного в 1899 г. и простоявшего до средины 1970 годов.
(источник фото - http://alihasar.blogspot.com/2014/04/kars-oblasti-1878-1917.html)




После начала боев на Кавказском фронте Первой мировой войны в 1915 г. и дальнейшего продвижения российских войск на запад, от Сарыкамыша до Эрзурума была построена военная узкоколейная железная дорога. Ширина колеи составляла 750 мм.

После подписания Александропольского и Московского мирных договоров, которые завершили армяно-турецкую войну и установили границу между СССР и Турецкой республикой, большая часть линии Ленинакан (Гюмри)-Карс оказалась на территории Турции. Примечательно, что участок гос.граница - Акьяка - Карс - Сарыкамыш оставался изолированным от остальной части Турецких железных дорог. Колея также не менялась и оставалась 1524 мм.

Пассажирский поезд под тягой паровоза серии Ов прибывает на ст. Сарыкамыш, 1929 г.
Прошу обратить внимание на совмещенную колею 750 мм и 1524 мм.

ФОТО ВЗЯТО ОТСЮДА



Ситуация начала меняться в 1939 году, когда была построена линия колеи 1435 мм. Кайсери-Эрзерум. В 1957 году с колеи 750 мм. на колею 1435 мм. была "перешита" линия Эрзерум-Карс. В 1962 году участок Карс-Акьяка-Догукапы (пограничная станция с СССР) был окончательно "перешит" на стандартную колею.
Паровоз-памятник 55011 на ст. Карс (аналогичен немецкой серии BR57)



Вид на современное здание вокзала, построенное в 1970-ых годах
Я так понимаю со стороны привокзальной площади (прим. crimecat1)



В октябре 1961 г. между СССР и Турцией было подписано соглашение о прямом железнодорожном сообщении. Стык железных дорог проходил через станции Догукапы и Ахурян. В 1993 г. решением правительства Турции была закрыта армяно-турецкая граница и движение поездов через границу было прекращено. В итоге Карс стал тупиковой станцией. До 2011 г. единственным пассажирским поездом, который следовал до Карса являлся поезд Стамбул-Карс, позже урезанный до Анкары. В 2011 г. были назначены две пары пригородных поездов Карс-Акьяка.

Помимо пассажирского вокзала на станции есть небольшое депо на 4 канавы. На момент его посещения в депо стоял один тепловоз серии DE22000 и три автомотрисы серии MT5700 произведенных заводом Фиат Ферровиариа в 1993 г.
Вид на депо






Тепловоз 24359 (построен на заводе TÜLOMSAŞ в 1982 г.)



Интересная деталь, что на боковых путях станции и на всех парковых путях депо уложены на железных шпалах (!) рельсы немецкого производства, в т.ч. фирмы "Крупп" (!!!) с клеймами о производстве в 1925 г. и 1938 г. (!!!)






Единственным встреченным ПС на станции была сплотка из двух автомотрис MT5722 и MT5716, которые подавались на посадку на рейс в Акьяку. Локомотивная бригада весьма удивились фотографированию, но отреагировали добродушно: погудели и помахали в ответ.

Автомотриса МТ5722 (построена на заводе Fiat Ferroviaria в 1993 г.)









ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Community