?

Log in

No account? Create an account

[icon] Невечный покой - Железная дорога — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:, , , ,
Security:
Subject:Невечный покой
Time:12:47 pm
Поездку в это чрезвычайно атмосферное место, окутанное тишиной и печалью, я не забуду никогда. Время здесь будто застыло. Уважаемые ЖЖители, представляю вашему вниманию репортаж с кладбища паровозов.

Кладбище паровозов.
Ржавые корпуса.
Трубы полны забвенья,
свинчены голоса...

Ярослав Смеляков, 1946

Когда на смену паровозной тяге пришли тепловозы и электровозы, «старшее поколение» локомотивов поначалу оставалось «в запасниках» локомотивных депо в качестве стратегического резерва. Однако когда СССР вошел в стадию «полураспада», постановлением правительства все паровозы были списаны. Красавцы-локомотивы с великой историей, ковавшие промышленную мощь нашей страны, буквально спасшие ее в годы Великой Отечественной, в одночасье стали вторчерметом. Нельзя без боли вспоминать, как

в эпоху хаоса 1990-х один за другим эти раритеты разрезали на части и сдавали в металлолом.

Этот варварский способ заработка, приносивший, кстати, совсем не великие барыши, тут же встал на поток.
Так бы и сгинули паровозы в небытие, оставив о себе память лишь в виде немногочисленных памятников на отдельных станциях. Однако в 2007 году вышло другое постановление, содержание которого было прямо противоположно первому: паровозы сохранить! И не просто сохранить, но и содержать в исправном состоянии.

Не менее пяти машин на каждой дороге должно быть потенциально на ходу, гласило распоряжение.


На Западно-Сибирской железной дороге эту почетную миссию несет база запаса эксплуатационного локомотивного депо Белово (ТЧЭ-14), разместившаяся на станции Промышленная. И это едва ли не единственный островок на дороге, где сохранились отголоски величавой эры паровозов. Восемь стальных черных громадин серии Л (они же «Лебедянки»), с колесами в человеческий рост, стоят в ряд на путях этого предприятия. И не только стоят.

– Как минимум раз в два месяца мы с помощью маневрового тепловоза перемещаем каждый паровоз на пять-восемь метров, чтобы подшипники не застаивались.
паровозы
Проворачиваем вручную и другие их подвижные детали. Все это делается для сохранности деталей техники, – объясняет начальник базы запаса ТЧЭ-14 Владимир Гопта.
Самым «пожилым» из этих локомотивов уже более 60 лет.

SL709257
Осмотрев первый попавшийся на глаза паровоз, замечаю, что шток поршня у него заботливо обвязан дощечками – так работники базы запаса сберегают его от ржавения.
SL709211
На окнах кабины установлены деревянные решетки, которые также смастерили рабочие базы, дабы окна не побили, случайно или нарочно.
SL709226
Забираюсь в кабину машины. На котле – табличка, сообщающая, что он законсервирован cиликагелем. Аналогичным материалом, сохраняющим поверхность сухой, проложена и топка.
SL709214
Осмотревшись, понимаю, что локомотивным бригадам приходилось работать в более чем спартанских условиях: видимость минимальная, автоматики никакой, как и утепления стен. Героические были люди...
SL709215

На базе запаса ТЧЭ-14 сохраняется и другое историческое наследие железной дороги: вагоны, тепловозы, электровозы, которые тоже уже отработали свое, однако при необходимости еще могут послужить. В связи с обновлением парка депо Белово, который сейчас активно пополняется электровозами нового поколения 2ЭС10 «Гранит», на базу запаса еженедельно поступает по два-три «сошедших со сцены» локомотива устаревшей серии ВЛ-10.
SL709224
Благодаря этому во время прогулки по междупутьям базы создается ощущение, что я нахожусь в музее железнодорожной техники на станции Сеятель. Кстати, с этим музеем у базы запаса налажена непосредственная связь. Но мысль о том, что все эти «экспонаты» уже завтра готовы выйти на линию, если «позовет труба», напоминает, что я все-таки на производственном предприятии.
– Рядом с нашей территорией тянутся пути общего пользования, – говорит Владимир Яковлевич. – Когда мимо проезжает электричка, многие пассажиры, особенно мальчишки, прямо-таки льнут к окнам, желая получше рассмотреть через забор нашу технику и, в первую очередь, конечно, паровозы.

SL709233
По словам начальника базы запаса,

реанимировать любой из восьми паровозов можно всего за сутки.

Если поступит такой приказ, к восстановлению паровоза привлекут специалистов, ветеранов-ремонтников, руки которых, вероятно, еще помнят былую работу. Есть в депо Белово машинист, имеющий право вождения паровоза, так что и за бригадой дело не встанет.
К слову, меньше года назад президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал еще одно распоряжение о восстановлении работоспособности раритетной техники. Документ предписывает использовать паровозы для экскурсионных и туристических целей и для пропаганды железнодорожного транспорта. Проще говоря, будут создаваться новые ретропоезда. Не напрасно центральный аппарат компании регулярно интересуется в своих телеграммах: сколько осталось на Западно-Сибирской паровозов и в каком они состоянии?

SL709246
В разговоре о «подопечных» паровозах у Владимира Гопты то и дело проскальзывает: «Они ведь живые». Чувствуется, что

коллектив базы запаса относится к технике, переданной им на сохранение, как работники заповедника – к животным, внесенным в Красную книгу:

бережно, с заботой и сочувствием, осознавая всю важность своей миссии. Параллели и правда явные: в 1990-е «браконьеры» вырезали едва ли не весь этот «вид», остались лишь неживые «чучела» в музеях и на постаментах, и теперь небольшому коллективу поручено сохранить те единицы, что еще есть «в природе». Коллектив подразделения и правда невелик – девять человек: подсобные рабочие, сторожа, слесари и сам начальник, но рук хватает.

SL709212
Удар лихой эпохи, о котором сказано выше, приняла на себя и база запаса на Промышленной.

– Если к концу 1980-х здесь размещалось порядка 60 паровозов (не только «Лебеди», но и «Эрки»), то к 2000 году – всего 18, –

вспоминает председатель совета ветеранов подменного пункта станции Промышленная Анатолий Михайлов, сам когда-то руководивший базой запаса ТЧЭ-14.
После издания спасительного постановления-2007 локомотивы если и уходят за пределы базы, то только чтобы украсить одну из станций нашей магистрали в качестве памятников. Так, паровоз-памятник на станции Называевская, открытый в канун Дня железнодорожника-2011, еще недавно коротал деньки на Промышленной.

SL705135

– Кто-то называет нашу базу «кладбищем локомотивов». Это прозвище нам совсем не подходит. Мы скорее «запасной путь дороги»,

– резюмирует Владимир Гопта.

SL709246
Камерная тишина, успокоение и безмолвие царит на базе запаса, лишь ветер посвистывает на междупутьях. Ощущения, охватывающие того, кто забрел в этот «мавзолей» железнодорожной техники, сложно передать. Это умиротворение, смешанное с легкой грустью. Грустью от осознания того, что еще не так уж давно эти гиганты преодолевали многокилометровые расстояния, вытягивая за собой сотни вагонов, жизнерадостно пыхтели и свистели, чадили дымом... А сегодня престарелые «Лебеди» лишь вспоминают эти лучшие мгновенья своей былой жизни, и в воздухе будто повисли их тяжелые печальные вздохи... Впрочем, быть может, о «лебединой песне» говорить пока рано, и их время еще вернется?
SL709248
Справка
Магистральный грузовой паровоз серии Л разработан в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта под руководством инженера Льва Лебедянского. До 1947 года серия имела обозначение П – «Победа». С 1945 по 1955 годы тремя советскими заводами было выпущено 4200 «Лебедянок». Один из лучших советских паровозов: конструкционная скорость – 80 км/ч, мощность – 2200 л.с.

...Тут ведь одно железо.
Пусть оно учит всех.
Медленно и спокойно
падает первый снег.
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


serokoy
Link:(Link)
Time:2014-04-04 06:45 am
> как и утепления стен
Ну, всё ж будка (не кабина) обита внутри вагонкой, то есть утепление есть. А кроме того, это скорее летом кондиционер надо, чем зимой отопление.
В П36, правда, было отопление. Стекла машиниста, например, чтобы не запотевало.
(Ответить) (Thread)


asuprun
Link:(Link)
Time:2014-04-04 09:18 am
Резерв для ядерной войны. Рад, что сохраняют такую красоту в рабочем состоянии.
(Ответить) (Thread)

lykke
Link:(Link)
Time:2014-04-04 11:01 am
Какие же красавцы! Спасибо! Печально, конечно, что многое ушло в небытие..
(Ответить) (Thread)


fon_rotbar
Subject:как и утепления стен.
Link:(Link)
Time:2014-04-04 01:57 pm
Вот поверьте- оно с топкой 12 кв.м. совершенно не нужно.
(Ответить) (Thread)


lescab
Link:(Link)
Time:2014-04-04 04:19 pm
"Запасной путь" определенно лучше, чем "кладбище".
(Ответить) (Thread)


reddiz
Link:(Link)
Time:2017-02-20 10:28 am
А вот заброшенная база запаса паровозов в Рославль - II
http://reddiz.livejournal.com/14326.html
(Ответить) (Thread)

[icon] Невечный покой - Железная дорога — ЖЖ
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.