estrella_de_sur (estrella_de_sur) wrote in ru_railway,
estrella_de_sur
estrella_de_sur
ru_railway

Categories:

Железная дорога в Монако

Оригинал записи у меня в ЖЖ

Княжество Монако - карликовое государство на берегу Средиземного моря во Французской Ривьере. Площадь Монако - всего 2.02 км² при населении 36 тыс. человек. Монако вытянулось вдоль берега моря на ~3 км и граничит только с Францией. Монако находится на стыке моря и гор и имеет достаточно сложный рельеф, что придаёт застройке характерную террасную форму. Несмотря на все географические трудности через Монако проходит железнодорожная линия длиной 1.7 км, из которых 466 м приходится на единственную станцию в княжестве:



Сооружение прибрежной железнодорожной линии Марсель - Ницца - Вентимилья пришлось на продолжительный период с 1855 по 1872 гг. Движение открывалось небольшими участками со стороны Марселя. Первый поезд прибыл в Монако 28.12.1867, а полностью участок Ницца - Монако был открыт 09.10.1868, следующий участок Монако - Мантон открыт 06.12.1869. На этих участках линия проходит непосредственно вблизи береговой линии с большой долей межскальных выемок и тоннелей (полная схема линии, её пикетаж, расположение и протяжённость тоннелей), из-за чего их строительство растянулось на пять лет.

 Первоначально железная дорога проходила по территории Монако по поверхности (левый вариант трассировки на схеме) и включала в себя один-единственный короткий тоннель между двумя станциями - старой станцией Monaco - Monte-Carlo и старой станцией Monte-Carlo, располагавшихся в княжестве в ~1.5 км друг от друга. В таком виде железная дорога просуществовала на территории Монако 90 лет - до 1958 г., когда её северный сегмент (со стороны Вентимильи) был убран в трёхкилометровый тоннель, в основном проходящий под территорией Франции. Новая трасса (средний вариант-перемычка на схеме, который почему-то отмечен более поздним 1964-м годом) начиналась вскоре за станцией Monaco - Monte-Carlo, проходила через новый 132-метровый тоннель Saint-Dévote, пересекала по мосту овраг Sainte-Dévote и ныряла в новый трёхкилометровый тоннель Monte-Carlo, который уже через ~500 метров оказывался за пределами Монако. Старая станция Monte-Carlo в северной части княжества была ликвидирована, а освободившаяся от железной дороги территория мигом пала жертвой его европейского величества Уплотнения. 28.01.1969 участок от Канн до Вентимильи был переведён на электротягу (~ 25 кВ). В таком виде железная дорога просуществовала до 1999 г. (см. ниже следующую карту Монако).

В 1993 г. стартовал проект полного вынесения железной дороги в тоннель на всём её протяжении в пределах княжества (правый вариант трассировки на схеме). Для размещения новой станции Monaco - Monte-Carlo и ТПУ был выбран уже упоминавшийся ранее овраг Sainte-Dévote, разделяющий Монако на северную и южную половинки. Новая станция сооружалась в подземном исполнении преимущественно к югу от оврага и небольшим фрагментом к северу. На коротком участке в овраге был построен основной выход со станции, большой вестибюль и многоэтажный паркинг. К северу от станции был сооружён короткий трёхпутный участок нового тоннеля, который примыкал к тоннелю 1958 г. постройки, образуя с ним практически такой же по длине (3012 м) тоннель. Фрагмент тоннеля 1958 г. возле оврага, мост через овраг и 132-метровый тоннель стали частью подъездной автодороги на нижний уровень многоэтажного паркинга. К югу от новой станции сооружался новый тоннель длиной 2340 м, включивший в себя основную часть новой станции и заканчивающийся в ~1.5 км за пределами Монако. Длина внетоннельного участка железной дороги в пределах оврага составляет порядка ~30 метров. Если на третьем пути (C) не будет стоять какого-либо поезда, то пассажиры проезжающих поездов смогут увидеть в этом "окошке" станции это крошечное княжество.

Новая станция сооружалась односводчатой новоавстрийским методом в кривой. Длина станции - 466 м, ширина - 22 м, высота свода - 13 м. На станции три пути и две платформы: основная островная (пути A, B) и запасная боковая (путь C), расположенная со стороны моря. По три пути имеют и прилегающие к станции участки новых тоннелей, где расположились съезды и тупиковые упоры третьего пути. На новой станции, помимо основного вестибюля в овраге Sainte-Dévote были сооружены ещё два: в южном торце с длинным пешеходным тоннелем к выходам в La Condamine, Fontvieille, Castelleretto и в средней части станции с лифтовым выходом к Jardin Exotique и длинным пешеходным тоннелем к расположенному в низине оврага Port Hercule. Более подробный план станции приведён ниже (см. вторую карту). Таким образом, благодаря пешеходным тоннелям и лифтам новая станция имеет достаточно широкий охват территории княжества и прилегающей к оврагу Sainte-Dévote территории Франции. Можно сказать, что по охвату территории новая станция 1999 г.п. заменила сразу обе станции, работавших в Монако до 1958 г.

Новая станция Monaco - Monte-Carlo была открыта 07.12.1999. С этого момента протяжённость железной дороги в пределах Монако сократилась до 1.7 км и она целиком стала тоннельной. Какой-либо выразительностью новая станция не отличается: архитектурный проект очень бедный, на станции довольно темно, а глаз может зацепиться только за кривизну станции в плане и обилие лампочек на своде.

Карта Монако от gollandesc с нанесённой первоначальной трассой ж/д линии (1867-1958):



Карта Монако образца 1960-1995 гг. с указанием второго варианта (1958-1999) прохождения железнодорожной линии и единственной старой станцией Monaco - Monte-Carlo:



Современная схема участка линии Марсель - Вентимилья на Лазурном берегу:



Местоположение современного (с 1999) вокзала в овраге Sainte-Dévote:



Схема современного (с 1999) вокзала Monaco - Monte-Carlo (сайт):


Увеличенный вариант


1. Перед изучением железнодорожной сети Монако™ мы посмотрим вокзал города Ницца (Nice). Вокзал удалён от моря, имеет красивые клёпанные формы образца конца 19 века, много субтропической растительности и, увы, проходящую рядом над путями автостраду:



2. Ницца - одна из двух самых дальних от Москвы западных точек, до которых можно доехать на поезде, причём на поезде формирования p/d. Этот поезд успевает проехать по территории восьми стран:



3. По всей прибрежной линии от Марселя до Вентимильи организовано движение электропоездов. В наличии множество маршрутов: локальных и длинных, со всеми остановками и полуэкспрессных. На фото пассажиры готовятся к штурму одного из утренних электропоездов на Монако и Вентимилью:



4. Первая минута в Монако после прибытия:



5. Первые вопросы: где мы и куда идти? Не зная географии Монако, его сложного рельефа сразу трудно соориентироваться, тем более, что у нас в планах был полный пеший проход через всю страну от южной до северной границы. Поэтому мы решили пойти к географически южному выходу, полагая что он выведет нас на юг и мы не ошиблись. Изучение среднего и северо-центрального выходов было оставлено на вечер. На фото эскалаторы, ведущие в переход среднего выхода:



6. Вид станции в северном направлении, эскалаторы среднего выхода:



7. Указатель названия станции:



8. Вид в южном направлении:



9. Часы, информационные табло и путевые указатели. На станции Монако пути нумеруются как A, B и C:



10. Специальная багажная тележка:



11. Южный торец станции. С островной платформы в южный вестибюль ведёт узкий тоннель с единственным реверсивным эскалатором, работающим в обе стороны:



12. Вид на тоннель и светофоры:



13. Боковая платформа и южный вестибюль:



14. Вид с боковой платформы от южного вестибюля:



15. Южный вестибюль, попасть на островную платформу можно только через узкий тоннель с реверсивными эскалаторами:



16. Информационные табло, расписания и ромбо-колпарная композиция:



17. Длинный пешеходный тоннель от южного вестибюля:



18. Обратный вид из пешеходного тоннеля на вестибюль:



19. В пешеходном тоннеле имеются три пары траволаторов. После первых двух пар влево уходит первый тоннель для выхода в город, а после третьей пары траволаторов длинный пешеходный тоннель заканчивается вторым выходом в город. Первый выход в город - сравнительно короткий тоннель с прямым выходом на улицу Condamine (см. человеческую фигуру) и лифтами для подъёма на верхний уровень Castelleretto (справа):



20. Вид на последнюю пару траволаторов и упомянутые выше первый (влево) и второй (в конце) выходы в город:



21. Вид из конца тоннеля назад, в сторону южного вестибюля станции, видны все три пары траволаторов:



22. Дальний выход на Fontvieille:



23. Этот выход встроен в первый этаж дома:



24. Улица Fontvieille, выход в розовом доме слева:



Далее мы отправились изучать Монако и спустя семь часов вернулись к оврагу Sainte-Dévote, чтобы в оставшееся до электрички время внимательно осмотреть основную часть вокзала и оценить масштаб проделанных работ. Выход из средней части по длинному пешеходному тоннелю к нижней части оврага (Port Hercule) был упущен из виду, так как мы решили просто подниматься наверх.

25. Вид на овраг Sainte-Dévote снизу. Позади 50 метров суши и далее начинается бухта, впереди - овраг, за самыми верхними видимыми сооружениями которого проходит граница с Францией. Станция находится на высоте 27 метров над уровнем моря. На переднем плане мост бульвара Larvotto, по которому проходила первоначальная трасса 1867 года:



26. Обратный вид из-под моста - дорога и бухта:



27. Поднимаемся... В процессе подъёма к вокзалу проходим под арочным каменным мостом, соединяющим два тоннеля - здесь проходил участок железной дороги с 1958 по 1999 г., после чего тоннели и мост отдали автомобилям. В момент съёмки они находились в ремонте (см. также хронологически более поздние снимки сверху):



28. Вот и вокзал, уровень платформ, прямо с улицы можно зайти на боковую платформу:



29. Перед тем как подниматься в вестибюль и на верхний уровень давайте посмотрим на северный торец станции:



30. В торце есть редкое для магистральных железных дорог Франции явление - широкий настил для перехода через пути. Его назначение здесь не совсем понятно, так как через пути ходить не принято, в этой части платформы крайне редко останавливаются какие-либо вагоны, а буквально в 30 метрах позади находится лестничный переход. Возможно, этот настил используется для передвижения небольших транскаров, фрагмент "норки"-ворот для которых видно в левой части кадра:



31. Вид в тоннель в сторону Вентимильи, главные пути слева, в глубине тоннеля видны съезды:



32. Вид на станцию от северной торцевой стенки - прекрасно видна протяжённость "наземного" участка железной дороги в Монако с его лестничным переходом через пути:



33. Поднимемся на мостик:



34. Вид с мостика в северный торец:



35. Вид с мостика в южном направлении. Напомню, что длина станции - 466 метров:



36. То же, слева видно остекление с видом на овраг, мосты через него и бухту вдали:



37. На станцию мы вернёмся позднее, а пока направимся дальше изучать вестибюль:



38. Позади видно освещение "окошка" станции. В этом помещении находятся кассы, информационный пункт, билетные автоматы и валидаторы:



39. Информационный стенд, почти полностью соответствующий схеме вокзала, приведённой в начале этого фоторассказа:



40. Схема устройства вокзального комплекса - ТПУ с многоярусным паркингом. Мы взглянем на паркинг и поедем на лифте на его верхний уровень, откуда эскалатор поднимет нас на уровень моста:



41. Проходим из кассового зала дальше и оказываемся на нижнем уровне паркинга:



42. Лифтовые подъёмники:



43. Верхний уровень паркинга - лифты слева, эскалатор посередине, сильно шумящая компания молодчиков сомнительного вида на полу справа:



44. Эскалатор:



45. Финальная точка нашего подъёма - наземный павильон на мосту через овраг над станционным комплексом:



46. Наземный павильон. Торчащая за домами зелёная крона - это уже Франция:



47. Несмотря на удалённость этого наземного павильона от путей и платформ станции (пять минут ходьбы и использования эскалаторов и лифта, без учёта ожидания последнего), здесь есть табло с указанием времени прибытия и отправления ближайших поездов:



48. Вид на овраг Sainte-Dévote с его верхней точки. Здесь можно выделить следующее - бухту и полуостров с дворцом князя на холме, мост и тоннели (см. на жёлтые контейнеры) бывшего участка железной дороги 1958-1999 гг, фрагмент перекрытия станции с деревьями на оном (в нижней части снимка):



49. Пройдём немного по тротуару посмотрим на тот мост, с которого делался предыдущий снимок. Здесь видно всё нагромождение многоэтажного вокзально-парковочного комплекса, встроенного в верхнюю часть оврага - от перекрытия платформы с деревьями на оном до наземного павильона и расположенной уже глубоко во Франции горы на заднем плане:



50. Почти тот же кадр, но в горизонтальном исполнении:



51. Перекрытие платформенного участка станции, наверху посажены деревья и проложены пешеходные дорожки:



52. Данный кадр позволяет оценить расстояние между новыми (слева) и старыми (справа) железнодорожными тоннелями. Вид в северном направлении. Новый трёхпутный тоннель примерно через ~150 метров вливается в более старый двухпутный тоннель 1958 г.п. Отключённый от железной дороги фрагмент старого тоннеля был частично поднят, проведён над новым трёхпутным тоннелем и выведен на нижний уровень многоярусного паркинга:



53. Дополнительный кадр - обратный вид от моря на овраг со всеми сохранившимися мостами и наружной частью станционного комплекса, обратите внимание на плотность застройки - подземная станция находится слева от мостов в горе под домами:


Увеличенный вариант


54. Вернёмся на станцию, спустимся на боковую платформу и посмотрим в южную сторону:



55. Обратный вид, прибывает поезд в направлении Ниццы:



56. Возле среднего выхода, с цветами и светом получилось плохо, поэтому - ч/б:



57. Ещё раз посмотрим назад:



58. И спустимся в маленький вестибюль среднего выхода:



59. Из среднего вестибюля единственная дорога - эскалаторами вниз:



60. Совсем вниз:



61. И выходим к длинному пешеходному тоннелю, где направо - к лифту к Jardin Exotique, налево - труба к Port Hercule.
Кстати, Океанографический музей Монако - главный и обязательный объект для посещения, даже если вам эта тематика малоинтересна:



62. Вид на длинный пешеходный тоннель к Port Hercule:



63. Вид на короткий закуток к лифтам к Jardin Exotique:



64. Возвращаемся на островную платформу:



65. Пропускаем электричку на Вентимилью:



66. Компостируем билеты и садимся на нашу электричку в наш базовый город - Ниццу. Кстати, поездки на как на нижнем, так и на верхнем этажах таких электричек имеют свои плюсы и минусы. В целом, для обзора окружающих пейзажей лучше будет верхний этаж, но закруглённые стёкла окон порой создают такие блики, что иногда в них смотреть невозможно:



Спасибо за терпение!
 
Tags: Европа, История, Поездки, Путеводитель, Схемы, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments