Михаил Летуев (nord_traveller) wrote in ru_railway,
Михаил Летуев
nord_traveller
ru_railway

Category:

Тверь – Петербург: альтернативный маршрут

Оригинал взят у nord_traveller в Тверь – Петербург: альтернативный маршрут
Продолжение. Начало здесь
Часть 2. Окуловка: «военный пенсионер» с «кукушкой»
Посреди глухих лесов и болот Новгородской области проходит однопутная малодеятельная железнодорожная ветка. Вдоль неё – полтора десятка деревень и посёлков, для жителей которых ходивший ещё недавно два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям – пригородный поезд был едва ли не единственным способом связи с миром.
1

Полку блоггеров не прибыло
82-й скорый пришёл в Окуловку ровно в семь утра, до отправления поезда на Неболчи ещё час и сорок пять минут. О том, что существует уличное освещение, власти города, похоже, не имеют никакого представления. В кромешной тьме не то, что фотографировать, просто ходить без фонарика опасно для здоровья: или в яму наступишь, или споткнёшься обо что-нибудь. Единственная улица, по которой ещё можно передвигаться – ближайшая к стальной магистрали улица Ленина, но и то тусклым светом её «озаряют» лишь железнодорожные фонари. Придётся сидеть на вокзале, спасибо Фредерику Форсайту, чей последний роман «Список убийств» (не надо пугаться второго слова в названии, это не бульварная страшилка, а высококлассный – что отмечено не только мной – политический триллер; кто этого автора читал, тот знает) помог скоротать время.

Станцию Окуловка, по сравнению с той, какой она была в начале нулевых, сейчас не узнать. Полностью исчез островной вокзал, заметно расширился парк, стало больше посадочных платформ. Разумеется, высоких, рассчитанных на «Сапсан», «Ласточку» и другие современные составы, чьи двери попросту не приспособлены для «низкого старта». Никакой ошибки, «Сапсан» действительно делает здесь остановку.

Вокзал в Окуловке. Фото отсюда
2

В 7.09 подошла электричка из Малой Вишеры, а ближе к половине девятого из Бологого. Постояв примерно минуту, оба состава отправились дальше – соответственно на Бологое и Малую Вишеру. Если честно, я думал, что с ними приедут те, кого почему-то называют «железнодорожными маньяками» – любители фотографировать чугунку и всё, что с ней связано, особенно подвижной состав. А потом выкладывают снимки на Фотоэнциклопедию железнодоржного транспорта, Локотранс или Паровоз ИС . Последний рейс поезда «Окуловка – Неболчи» – неплохой, как мне казалось, информационный повод для людей с подобным увлечением. Я ошибался, единственными, в какой-то степени «маньяками» в тот день оказались лишь ваш покорный слуга да Константин – молодой парень из Звенигорода, приехавший в Окуловку на машине. Но он, по его словам, фотографирует исключительно для себя и снимки никуда не отправляет. В Неболчи состав тоже никто из фотолюбителей не встречал.

В зале ожидания
3

Тепловоз на «гражданке»
А вот и наш поезд стоит у ближайшей к вокзалу низкой платформы. Не современный дизель-поезд (рельсовый автобус) РА1 или РА2 и не ДТ1, работающий как на дизельной тяге, так от контактной сети. «Кукушка», «подкидыш», «бичевоз» – как только его не называли: единственный пассажирский вагон в корпоративном красно-сером окрасе, ведомый тепловозом ДМ62 с порядковым номером 1786. Когда-то этот трудяга верой и правдой служил в Советской Армии, работал в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Позже, когда огневая мощь рухнула вместе со сверхдержавой, этот военный пенсионер, как и десятки ему подобных, отправился доживать свой век, таская одно- или двухвагоные «кукушки» по Богом забытым веткам.
4

4а

М62, «машка», «малышка», «муха» – магистральный грузопассажирский тепловоз, выпускаемый Луганским (Ворошиловградским) тепловозостроительным заводом с 1965 года. Масса – 116 тонн, мощность двигателя – 2000 лошадиных сил, максимальная конструкционная скорость – 100 километров в час. Изначально производился только на экспорт для железных дорог стран соцлагеря, где, кстати, тоже получил прозвища. Например, в ГДР за характерный звук дизеля на холостых оборотах он известен как «Таёжный барабан» (Taigatrommeln), а в Польше его почему-то называют Гагариным. Для СССР выпуск М62 был налажен лишь пять лет спустя – в 1970-м. «Машка» неприхотлива, несложна в обслуживании, идеально подходит для вывозной работы на небольших расстояниях и работы с пассажирскими поездами, но для тяжёлых грузовых составов бесполезна даже в двух- и трёхсекционном исполнении. В различных модификациях М62 изготавливался для работы в степи, на Байконуре (для вывоза на стартовую площадку ракеты-носителя «Энергия» и корабля «Буран»), в составе БЖРК. Локомотивы для тяги ракетных комплексов получили обозначение «ДМ», после «демобилизации» с них демонтировалось специальное военное оборудование, а сами машины продолжили работать на железных дорогах как обычные «гражданские» «машки». ДМ имеет ряд внешних незначительных отличий от М62, таких, например, как чёрная номерная табличка или прямоугольные вместо круглых буферные фонари.

Тепловоз 2М62-0864 на станции Неболчи
5

Вспоминая классика
«Работу искать, чем же ещё?» - ответила разъездной кассир поезда «Окуловка – Неболчи» Елена Малышева на мой вопрос, чем она собирается заниматься в ближайшее время. Ровно в 8.45 тепловоз дал короткий гудок, и состав плавно тронулся. Главный ход Октябрьской магистрали со скорыми поездами, светлыми и более или менее комфортными вокзалами уходил влево, а наша однопутка пролегал среди лесов и болот, глухих полустанков, брошенных грузовых вагонов, где, по моим ощущениям, всё сохранилось в первозданном виде с тех пор, как была построена данная ветка. Хотя, нет, часть станций оснащены системой электрической централизации (ЭЦ) стрелок и сигналов.

Как только поезд начал движение, в вагоне загорелся свет. Но буквально через пару секунд стал тусклым, таким, какой бывает в пассажирских вагонах при движении в ночное время. Во время стоянки питание осветительных приборов вагона происходит от аккумуляторной батареи, заряжаемой в процессе движения. А на скорости электроэнергию вырабатывают генераторы, приводимые в действие от оси колесной пары. Чем быстрее состав движется, тем выше напряжение производимого тока и, соответственно, ярче горят лампы. А поезд на всём протяжении шёл не больше 25-30 километров в час, тот, кто часто ездит по чугунке, подтвердит, что при столь низких скоростях светильники могут поддерживать лишь «ночной» режим.

Последние пассажиры Елены Малышевой
6

6а

6б

Читать невозможно, спать не хотелось. Даже переброситься парой слов не с кем – в вагоне (вопреки очередным моим ожиданиям, не в обычном плацкартнике и не с деревянными, как в электричке, скамейками, а сидячем, из категории «межобластной»), включая проводницу и кассиршу Елену, находилось всего шесть человек. И сидели они в разных концах. Почти как у моего тёзки Лермонтова: и скучно, и грустно, и некому руку пожать.

На станциях Котово и Топорок на соседних путях стояли составы грузовых вагонов. Даже в темноте нетрудно разобрать, что прибыли они не день и не два назад, когда и с чем должны были отправиться дальше, неизвестно. Ни локомотивов, ни рабочих, готовящих составы к отправке, рядом не было. Близ Котово, если верить Wikimapia, располагается объект, обозначенный на карте как 13-й арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Министерства обороны РФ. Страшно вообразить: неужели в тех дырявых и поеденных коррозией вагонах могли перевозить боеприпасы? Замершие составы – единственные, если можно так назвать, признаки жизни на линии «Окуловка – Неболчи». Не считая, разве что, редких пассажиров. Больше ничего подобного там не было до самой конечной станции, ни один товарный на скрещивании в ожидании свободного пути не стоял.

7

7а

К десяти часам начало понемногу светлеть, и за вагонным окном отчётливее стал виден пейзаж новгородской глубинки. Красивый, как и любая нетронутая человеческой рукой природа, и, в то же время, однообразно-унылый. Незамёрзшие речки среди заснеженных береговых откосов, молоденькие ёлочки, выстроившиеся вдоль линии словно офицеры почётного караула по стойке «смирно». Весте с тем – полупустые посёлки, заколоченные окна зданий. Ещё – поваленные деревья вперемешку со столбами: последствия пронёсшегося здесь в июле 2010 года урагана. «До сих пор страшно вспомнить, - позже рассказала жительница деревни Чадково Людмила Одекова. – Чёрная туча, сверкает молния, при этом, ни дождя, ни грома не было. В считанные секунды поднялся ветер, люди прятались в домах. Бушевал ураган минут пять-семь, но беды наделать успел. Вырывал деревья с корнями, столбы, сносил крыши. Результаты его мы ощущаем и сегодня: в деревне до сих пор не восстановили электроснабжение, приходится пользоваться своими электростанциями».
8

Продолжение следует
Tags: ожд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments