puerrtto (puerrtto) wrote in ru_railway,
puerrtto
puerrtto
ru_railway

Category:

Исторические вокзалы Стамбула и поезда, которые не ходят (Турция)

Любой, кто волею случая оказывался на каком-нибудь из двух основных ж.д вокзалов Стамбула, удивлялся, насколько там тихо и безлюдно. Для огромного 14-миллионного мегаполиса просто удивительно! Где тысячи пассажиров, спешащих на свой поезд в Анкару, или Карс? Где, наконец, знаменитый "Восточный экспресс", который, если верить Агате Кристи, должен курсировать между Стамбулом и европейскими столицами? Увы, но железнодорожное сообщение из Стамбула мало того, что почти сошло на нет после закрытия на ремонт главной линии Стамбул - Анкара (без которой крупнейший город страны теряет железнодорожное сообщение напрочь, ибо это единственная линия ведущая на восток), так параллельно еще и закрыли линию Стамбул - Эдирне, по которой бегал тот самый "Восточный экспресс". Иными словами, на сегодня (январь 2014) вам не удастся ни приехать в Стамбул на поезде, ни уехать из него. Пару пригородных электричек не будем брать в расчет. Власти обещают восстановить сообщение по обоим направлениям в конце 2015 года, причем они еще и соединят Европу с Азией, завершив строительство амбициозного проекта тоннеля под Босфором. Примечательно, что один тоннель турки уже прорыли, соединив берега Босфора линией метро. Я вот думаю, а не логичнее ли было объединить метро и железную дорогу в одном тоннеле? Так, или иначе, но были времена (я их даже помню), когда оба вокзала, Сиркеджи на европейской стороне и Хейдарпаша на азиатской были полны жизни! Дело было совсем недавно, каких-то лет 10 назад -





Оба стамбульских вокзала элегантны и имеют интересную историю. Например, Хейдарпаша, что в районе Кадикёй на азиатской стороне (туда ходят паромы из центра, с причала Eminonu) построен в 1908 году и именно отсюда начиналась знаменитая Хиджазская железная дорога, связавшая Стамбул с саудовской Мединой. Более того, технически, Хиджаз имел еще и ответвление на Палестину и Египет и в конце Второй мировой курсировали даже поезда в Каир, делая остановки в Дамаске, Бейруте и Тель-Авиве! Можете в это поверить? В наше время арабо-израильских конфликтов и войны в Сирии все это кажется сюрреализмом, но были времена, были. Чертовски горд собой, что перед самой войной в Сирии успел прокатиться на поезде Амман - Дамаск, связывавшем Иорданию и Сирию, см. "В кабине тепловоза в Сирию", кроме того, кому интересно могут почитать про ж.д музей в Аммане и про старинные оттоманские вокзалы в современном Израиле "Дорога в никуда".



Вокзал Хейдарпаша великолепен и... абсолютно пуст -



В 2001 году именно отсюда я отбыл в первое свое путешествие по Турции, сев на поезд в Кайсери (Каппадокия), см. "Записки архивариуса, из Стамбула в Каппадокию" -





Билетные кассы -



Какая-то старинная штуковина на стене -



Зал ожидания -





Выход на перрон -







Прямо перед вокзалом причал для паромов -



Собственно, причал в развернутом виде -





Как вы знаете, в Стамбуле я оказался в этот раз проездом (как и всегда), улетал вечером в Сараево. И решил прокатиться на пароме между двумя вокзалами. Сейчас уплываю от Хейдарпаша на европейскую сторону, в Сиркеджи -



Хейдарпаша остается далеко позади -







Европейская, "историческая" часть Стамбула -





Башня Галата -



Как и в случае с вокзалом Хейдарпаша, второй вокзал, Сиркеджи, расположен рядом с причалами -



Кстати, обратите внимание на амбициозного президента Эрдогана с его тоннелями -



Собственно, вокзал Сиркеджи (Sirkeci), построенный в 1871 году и связавший Османскую империю с Европой. Историки мне напомнят, что по-большому счету, треть Европы в те годы была под властью османов. Да, согласен, до освобождения той же Болгарии от турков оставалось 6 лет, а северная Греция оставалась под турками еще два с лишним десятилетия. Кстати, как известно Ататюрк сам родом из Греции, из города Салоники. Ну, короче говоря, идею вы поняли? Отсюда шли поезда в Европу -



Более того, еще до закрытия линии, мне довелось несколько раз ездить отсюда на спальном поезде в Софию и Бухарест, о чем есть отдельный отчет "На Восточном экспрессе из Турции в Болгарию" -



Между прочим, этот ресторан функционирует беспрерывно(!) с 1890 года -



Как вам зал ожидания?



Еще здесь есть маленький, но симпатичный музей железной дороги -











На этом заканчиваю, пора и Сараево посмотреть, в котором в данный момент нахожусь!

Tags: Азия, Поездки, Экзотика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Проник на экспериментальное ж/д кольцо. НЕ в Щербинке.

    Многие любители транспорта знают о существовании экспериментального кольца РЖД в подмосковной Щербинке. А вот у компании Сименс в Германии есть…

  • Первая декада июня...

    Начало июня богато на события, связанные с железными дорогами России: 3 июня 1869 года открыто движение на Курско-Харьковско-Азовской железной…

  • Вокзал, паровоз и Топки

    На майском фото 2021 года выше - железнодорожный вокзал станции Топки Кемеровской области постройки 1914 года. Судя по яндексу, ранее он был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments