
Всего 17 фото
Большинство дворянских усадеб в Московской и окрестных губерниях постигла грустная участь в советское время – они были разрушены, разграблены и растащены местными жителями на стройматериалы. Редко каким удалось уцелеть в качестве музеев, детских домов, школ и психиатрических больниц…) И Тульская область как раз представляет собой классический образчик такой разрухи. Это касается как усадеб, так и автомобильных дорог. Можно считать, что дорог нет вовсе, не учитывая дороги федерального значения и подъездные к областным городам. Поселковые дороги Тульской губернии представляют собой унылое, шокирующее и одновременно забавное зрелище. Да о чем это я? Просто, в сентябре я друзьями из ЖЖ (axlav) отправился в Тульскую область осматривать местные достопримечательности и «отколесив» целый день, наконец, понял, что для таких исследовательских целей нужен все же настоящий внедорожник, а не просто комфортный седан. Однако, ближе к делу.
Это пост об одной архитектурной жемчужине Тульской области сохранившейся на удивление – железнодорожной станции «Рюриково», что примерно в 10 км от Алексина. Протащившись черепашьим шагом по вышеупомянутых дорогам, мы добрались, наконец, до первой цели спланированного на этот день путешествия. Стояла дождливая осенняя погода, было сыро, неуютно, и мы, оставив машину около некого подобия деревни, отправились к станции по полю, увязая в грязи. И это, стоило того. Далее под катом история этого архитектурного шедевра затерянного в безбрежных полях и весях Тульской губернии и любопытный фото отчет об этом путешествии.
Появление этой красивой и уникальной постройки кажется совершенно не логичным – вокруг, куда ни глянь, - поля, перелески, редкие полузаброшенные деревни, «унылый пейзаж», в полном смысле этого слова. Но среди этой серости и остановившейся жизни, вдруг, мы видим сооружение чрезвычайно похожее на затейливый русский теремок.
02.

Дело в том, что построена эта станция в начале прошлого века для того, чтобы добираться до усадьбы Першино, а эта усадьба достойна отдельного упоминания. В конце 19-го – начале 20-го веков Першино прославилось в России и даже в Европе своей знаменитой псовой охотой. Усадьбой владел Великий князь Николай Николаевич. Дмитрием Вальцовым была даже издана известная книга «Псовая охота Великого князя Николая Николаевича в селе Першине Тульской губернии. 1887–1912” (СПб, 1913). Желающих поохотиться в Першино съезжалось очень много и станция Сызрано-Вяземской железной дороги с соответствующим монаршим названием «Рюриково» исправно выполняла эту свою особую роль. От станции до усадьбы Першино высокопоставленных гостей везли обычно конным транспортом около 20 км.
Здание станции «Рюриково» построено в так называемом «псевдорусском стиле» в начале прошлого века. Этот стиль нам знаком по зданиям ГУМа, Исторического музея и многим другим. При вокзале была станционная церковь. Других исторических сведений и старых фото мне, к сожалению, разыскать не удалось. Перейдем, однако, к нашим живым впечатлениям.
Здание вызывает неподдельный восторг из-за контрастов с окружающей действительностью. Прошагав полкилометра до станции, ты получаешь чистую порцию удивления и радости. Должно быть, этого эффекта и добивались архитекторы здания - гости Великого князя наверняка отмечали неожиданную красоту и уникальность этого сооружения. Кроме того, по всей видимости, впечатление от станции должно было изначально сгладить будущую утомительную и довольно длинную дорогу до Першино в 20 верст по грунтовой дороге.
03.

Здание очень красивое, ему бы, где ни будь в Москве находиться, а не здесь) Сразу бросаются в глаза заложенные кирпичом проемы больших станционных окон. Это был выход на пристанционную площадь, где гости пересаживались на гужевой транспорт.
04.

Некоторые источники упоминают пристанционную церковь, которую якобы снесли, но я думаю, что речь идет о встроенной церкви в здании самой станции. На эту мысль наталкивает стилизованная готическая средневековая башня напоминающая колокольню и торцевые парадные входы как раз с этой стороны станции, где мы сейчас с Вами находимся. Возможно, башня и была расположена как раз над часовней. По некоторым не точным сведениям башен было даже две!
05.

06.

07.

На сегодня в здании оставлены незаложенными только два больших окна, смотрящих на железнодорожное полотно. Воображение легко дорисовывает остальные полностью застекленные окна, в результате здание станции перестает быть угрюмым, массивным и, приобретая легкость, создавая ощущение радушия и приветливости.
08.

09.

Это вид со стороны речки и родника, что бьёт из земли совсем рядом - прямо за платформой.
10.

Ну, вот и классический вид станции «Рюриково». Здесь под станционной табличкой видна надпись – На Алексин (влево) и на Плеханово (вправо).
11.

Пассажирский поезд ходит сюда два раза в день, то есть - очень редко. Поэтому крайне заинтриговал приближающийся гудок тепловоза.
12.

Оказалось, что здесь ходят и грузовые поезда, но они короткие, за локомотивом, буквально, всего несколько вагонов. Очевидно это состав с какого-то небольшого местного предприятия. Пассажирский поезд, идущий к этой станции мы еще увидим издали (в моем следующем посте), находясь на Ильинской горе, что в Алексине на Оке.
13.

Обойдем здание станционного вокзала «Рюриково» с другой стороны. Не очень похоже на то, что эта часть здания с башней подвергалась грубому демонтажу. Трубы сохранившихся станционных печей косвенно это подтверждают. Да и выглядит это здание как то цельно и естественно.
14.

15.

16.

Проникнуть внутрь не было не никакой возможности. Дверь стояла насмерть) Местные жители сообщили, что в здании вокзала на заре перестройки находился клуб игровых автоматов, и что зал вокзала там полностью ими забит. Так это или нет – неизвестно, тем более спиртовой запах от аборигенов говорил сам за себя)
Бросив последний взгляд на это «неорусское» чудо, явленное в Тульской губернии мы отправились назад к дороге, где оставили свою машину.
17.

Станция «Рюриково» оставила яркое, светлое и доброе впечатление. Это как нежданное появление таинственного острова с белым коралловым песком и пышными зелеными пальмами посреди безбрежного, пустынного и своенравного океана.
Дополнительные сведения:
Тем, кто заинтересовался Паршинской псовой охотой, даю ссылку на любопытный подробный материал
Выражаю благодарность axlav спланировавшего эту насыщенную и полную приключений поездку)
Большинство дворянских усадеб в Московской и окрестных губерниях постигла грустная участь в советское время – они были разрушены, разграблены и растащены местными жителями на стройматериалы. Редко каким удалось уцелеть в качестве музеев, детских домов, школ и психиатрических больниц…) И Тульская область как раз представляет собой классический образчик такой разрухи. Это касается как усадеб, так и автомобильных дорог. Можно считать, что дорог нет вовсе, не учитывая дороги федерального значения и подъездные к областным городам. Поселковые дороги Тульской губернии представляют собой унылое, шокирующее и одновременно забавное зрелище. Да о чем это я? Просто, в сентябре я друзьями из ЖЖ (axlav) отправился в Тульскую область осматривать местные достопримечательности и «отколесив» целый день, наконец, понял, что для таких исследовательских целей нужен все же настоящий внедорожник, а не просто комфортный седан. Однако, ближе к делу.
Это пост об одной архитектурной жемчужине Тульской области сохранившейся на удивление – железнодорожной станции «Рюриково», что примерно в 10 км от Алексина. Протащившись черепашьим шагом по вышеупомянутых дорогам, мы добрались, наконец, до первой цели спланированного на этот день путешествия. Стояла дождливая осенняя погода, было сыро, неуютно, и мы, оставив машину около некого подобия деревни, отправились к станции по полю, увязая в грязи. И это, стоило того. Далее под катом история этого архитектурного шедевра затерянного в безбрежных полях и весях Тульской губернии и любопытный фото отчет об этом путешествии.
02.

Дело в том, что построена эта станция в начале прошлого века для того, чтобы добираться до усадьбы Першино, а эта усадьба достойна отдельного упоминания. В конце 19-го – начале 20-го веков Першино прославилось в России и даже в Европе своей знаменитой псовой охотой. Усадьбой владел Великий князь Николай Николаевич. Дмитрием Вальцовым была даже издана известная книга «Псовая охота Великого князя Николая Николаевича в селе Першине Тульской губернии. 1887–1912” (СПб, 1913). Желающих поохотиться в Першино съезжалось очень много и станция Сызрано-Вяземской железной дороги с соответствующим монаршим названием «Рюриково» исправно выполняла эту свою особую роль. От станции до усадьбы Першино высокопоставленных гостей везли обычно конным транспортом около 20 км.
Здание станции «Рюриково» построено в так называемом «псевдорусском стиле» в начале прошлого века. Этот стиль нам знаком по зданиям ГУМа, Исторического музея и многим другим. При вокзале была станционная церковь. Других исторических сведений и старых фото мне, к сожалению, разыскать не удалось. Перейдем, однако, к нашим живым впечатлениям.
Здание вызывает неподдельный восторг из-за контрастов с окружающей действительностью. Прошагав полкилометра до станции, ты получаешь чистую порцию удивления и радости. Должно быть, этого эффекта и добивались архитекторы здания - гости Великого князя наверняка отмечали неожиданную красоту и уникальность этого сооружения. Кроме того, по всей видимости, впечатление от станции должно было изначально сгладить будущую утомительную и довольно длинную дорогу до Першино в 20 верст по грунтовой дороге.
03.

Здание очень красивое, ему бы, где ни будь в Москве находиться, а не здесь) Сразу бросаются в глаза заложенные кирпичом проемы больших станционных окон. Это был выход на пристанционную площадь, где гости пересаживались на гужевой транспорт.
04.

Некоторые источники упоминают пристанционную церковь, которую якобы снесли, но я думаю, что речь идет о встроенной церкви в здании самой станции. На эту мысль наталкивает стилизованная готическая средневековая башня напоминающая колокольню и торцевые парадные входы как раз с этой стороны станции, где мы сейчас с Вами находимся. Возможно, башня и была расположена как раз над часовней. По некоторым не точным сведениям башен было даже две!
05.

06.

07.

На сегодня в здании оставлены незаложенными только два больших окна, смотрящих на железнодорожное полотно. Воображение легко дорисовывает остальные полностью застекленные окна, в результате здание станции перестает быть угрюмым, массивным и, приобретая легкость, создавая ощущение радушия и приветливости.
08.

09.

Это вид со стороны речки и родника, что бьёт из земли совсем рядом - прямо за платформой.
10.

Ну, вот и классический вид станции «Рюриково». Здесь под станционной табличкой видна надпись – На Алексин (влево) и на Плеханово (вправо).
11.

Пассажирский поезд ходит сюда два раза в день, то есть - очень редко. Поэтому крайне заинтриговал приближающийся гудок тепловоза.
12.

Оказалось, что здесь ходят и грузовые поезда, но они короткие, за локомотивом, буквально, всего несколько вагонов. Очевидно это состав с какого-то небольшого местного предприятия. Пассажирский поезд, идущий к этой станции мы еще увидим издали (в моем следующем посте), находясь на Ильинской горе, что в Алексине на Оке.
13.

Обойдем здание станционного вокзала «Рюриково» с другой стороны. Не очень похоже на то, что эта часть здания с башней подвергалась грубому демонтажу. Трубы сохранившихся станционных печей косвенно это подтверждают. Да и выглядит это здание как то цельно и естественно.
14.

15.

16.

Проникнуть внутрь не было не никакой возможности. Дверь стояла насмерть) Местные жители сообщили, что в здании вокзала на заре перестройки находился клуб игровых автоматов, и что зал вокзала там полностью ими забит. Так это или нет – неизвестно, тем более спиртовой запах от аборигенов говорил сам за себя)
Бросив последний взгляд на это «неорусское» чудо, явленное в Тульской губернии мы отправились назад к дороге, где оставили свою машину.
17.

Станция «Рюриково» оставила яркое, светлое и доброе впечатление. Это как нежданное появление таинственного острова с белым коралловым песком и пышными зелеными пальмами посреди безбрежного, пустынного и своенравного океана.
Дополнительные сведения:
Тем, кто заинтересовался Паршинской псовой охотой, даю ссылку на любопытный подробный материал
Выражаю благодарность axlav спланировавшего эту насыщенную и полную приключений поездку)
© Vladimir d’Ar