bazz linser (b282) wrote in ru_railway,
bazz linser
b282
ru_railway

Categories:

Вольский железнодорожный узел

Оригинал взят у b282 в Вольский железнодорожный узел

Во время моего визита на цементный завод Holcim в Вольске заведующая архивом (очень радушная женщина, любящая свою работу и радеющая за сохранение истории предприятия) нарисовала схему движения рабочего поезда, который курсировал по городу между цементными заводами. В общем-то нижеследующего текста могло бы не быть, если бы не ее рисунок:



На схеме есть некоторые несходняки, но в целом она дает возможность восстановить некоторые железнодорожные станции, которые были в Вольске и канули в лета.

Но прежде, чем заняться занимательной картографией, я предлагаю вашему вниманию еще одну небольшую порцию информации - список станций маршрута заводской "кукушки" (он был передан мне после схемы, для уточнения):
  • Красный Октябрь
  • Малыковка
  • Город
  • Большевик

Итак, что касается схемы, то очевидная неточность тут одна: со станции Большевик выбраться на Вольск-2 можно было только через набережную, но никак не напрямую. А вот ветка на Клёны от Большевика есть. Место, стоит отметить, очень живописное. Но строили ее из практического интереса.

В пятидесятые - начале шестидесятых выход со ст. Большевик на пути Министерства путей сообщения (МПС) осуществлялся вдоль набережной  на ст. Привольск, а оттуда - на Вольск-2.



На фото показана железная дорога, проходящая вдоль набережной в Вольске:



Однако постоянные оползни и весенние разливы Волги существенно усложняли использование этого участка железной дороги. Порой доходило до того, что после весенней распутицы приведение путей в рабочий порядок продолжалось аж по июль включительно. Поэтому и было принято решение построить ветку на Клёны (тогда она называлась Цементная).

Был заключен договор, в соответствии с которым ветка строилась заводом, но по передаче в эксплуатацию отходила в ведение МПС. Она-то и замкнула кольцо Вольск-2 - Привольск - Большевик - Клёны - Вольск-2. Вот схема, сделанная на базе карты Яндекс:



Правда просуществовало это кольцо не долго - очередной оползень (на схеме показано место, где он, вероятно, случился) разорвал участок Привольск - Большевик, а в виду наличия выхода на Клёны восстанавливать его не стали. Этот момент и стал моментом прекращения движения рабочего поезда на ст.Большевик.

Но вернемся к схеме, с которой все началось. Станции Комсомолец и Красный Октябрь - это одноименные станции соответствующих цементных заводов (на верхней схеме их не видно, они располагаются ниже по течению Волги). А вот что за станции Вокзал и Малыковка, где Вольск-1 и что за станция Город (указанная в списке) - вот с этим пришлось поразбираться.

Я начал с того, что предположил, что Вольск и Город - это одна и та же станция. Но вот получается, что на Викимапии указаны станции Вольск и Вольск-1, причем Вольск по версии Викимапии - это Вольск-1 по версии Яндекса. Вот версия Викимапии:





Нужна была дополнительная информация. И я решил найти станцию Малыковка. Информации про эту станцию крайне мало, удалось найти буквально одно предложение, но зато какое!

В конце 20-х и начале 30-х гг. ... на станции Малыковка путь к грузовой пристани на берегу Волги был продлен до цементного завода "Красный Ок­тябрь", проведен путь к Вольской нефтебазе.

Стоит сказать, что в Вольске не далеко от берега Волги, да еще возле железнодорожной станции, находится только одна нефтебаза. Я ее показал на схеме выше. И, если принять ее ко вниманию, то получается, что станция Вольск-1 (по версии Викимапии) раньше была станцией Малыковка. Получается, что Вольский железнодорожный узел по состоянию на конец 50-ых - начало 60-ых включал в себя следующие станции, между которыми и ходил рабочий поезд (маршрут которого показан красной линией):



Что еще интересно по этой теме... Мне удалось найти вот такую фотографию паровоза с пассажирскими вагонами на Вольской набережной:

http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/volsk-parovoz-na-naberezhnoy


Набережная располагалась на участке между станциями Вольск и Большевик. Единственный пассажирский поезд, который там мог ходить - это рабочий поезд Вольского объединения цементных заводов.

А вот фото станции Большевик, сделанное где-то в 60-ые годы:



На нем отлично видны в правой части кадра два пассажирских вагона и станционное здание.

Вот такая небольшая исследовательская работа была проведена сегодня.


Железнодорожный транспорт цементных заводов Holcim
Железная дорога коломенского Holcim | Подъездной путь Щуровоцемента в конце марта и ТГМ6А в снегу | Погрузочная площадка карьера Holcim в Вольске | Мотовозы цементного завода "Большевик" | Вольские вертушки | Станция Большевик цементного завода Holcim в Вольске | Пристань цементного завода Holcim в Вольске | Вольский железнодорожный узел

Subscribe

  • Весь пассажирский подвижной состав Швеции

    Пассажирские перевозки по железным дорогам Швеции согласно организации пассажирского сообщения можно условно разделить на несколько видов, куда…

  • Комсомольцы

    Ленинград-Финляндский участок Октябрьской железной дороги. Начальник комсомольско-молодежной смены М.Петушкова держит первое место в социалистическом…

  • Паровоз системы Ерь

    Ьвн-9792. Просто констатация невежества. Сейчас в новостях рассказывали о паровозах и в том числе о музее паровозов в Москве, всё это относительно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments