?

Log in

No account? Create an account

[icon] Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:
Security:
Subject:Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Time:01:12 pm
Оригинал взят у nord_traveller в Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Заглянул случайно на Яндекс-расписания и вспомнил, как лет 15-17 назад несколько раз ездил из Твери в Санкт-Петербург на электричках с пересадками.
1

«На собаках» или «на перекладных» – так называли поездку из пункта А в пункт Б на нескольких пригородных поездах. Например, чтобы попасть подобным образом из Москвы в Питера, нужно сначала с Ленинградского вокзала столицы доехать до Твери, пересесть на электричку до Бологого, оттуда до Окуловки, в Окуловке сесть на «собаку» до Малой Вишеры, а там уже идёт прямой пригородный до Московского вокзала города на Неве. Езда «на собаках» считалась альтернативой автостопу – путешествию на попутных автомобилях с минимальными тратами на дорогу. Причём, альтернативой более щадящей, с более высокой гарантией на конечный результат. Возьмут тебя в попутчики или нет – как знать, а электричка, если она есть в расписании, будет в любом случае. Ну, пусть не любом, случиться может всякое, но элемент везения езда «на собаках» сводит к минимуму. К тому же сидишь в более или менее тёплом вокзале под крышей, а не мокнешь под дождём на трассе.

Существовал даже такой термин – «волна», означающий время в пути с минимальными разрывами между электричками на промежуточных станциях. Сами "собаки", как сейчас помню, делились на две категории: электропоезда (на неэлектрифицированных участках дизель-поезда) и "поезда с тётками" – составы из нескольких вагонов с локомотивной тягой. В отличие от электричек и дизелей, в поездах с тётками был проводник (чаще всего, женского пола в зрелом возрасте), который без проездного документа никого в вагон не впускал. Отсюда и название.
2

«Волна» от Твери до Петербурга в начале 2000-х выглядела примерно так. Около пяти утра выезжаешь в Бологое, туда прибываешь примерно в половине восьмого. В районе девяти отправлялась электричка на Окуловку и через час с небольшим была на месте. А вот в Окуловке приходилось ждать состава на Малую Вишеру то ли три, то ли четыре – уже сейчас не помню – часа. В итоге в Питер попадаешь около восьми вечера. Тем, кто двигался таким маршрутом из Москвы, чтоб успеть на пятичасовую электричку до Бологого, приходилось выезжать из столицы накануне вечером на последней и несколько ночных часов провести на тверском вокзале.

Схема обратного маршрута был такой. В семь с копейками из Питера выходила электричка до Окуловки с пятиминутной стоянкой в Малой Вишере. Окуловка снова становилась на несколько часов перевалочной базой. В Бологом человек оказывался около пяти вечера, к девяти выходил на перрон станции Тверь и в самом-самом начале следующих суток прибывал в златоглавую.

Окуловка. Об этом небольшом городке Новгородской области виду такого его специфического положения можно рассказать и поподробнее. Тогда ещё был на станции островной вокзал второго класса 1840-х годов постройки, правда, закрытый и приговорённый к сносу. А помещение вокзала с залом ожидания и билетной кассой размещалось в старом вагончике. Нынешнее здание построили году, если не ошибаюсь, в 2003-2004. А старый исторический снесли по той причине, что кривизна путей, необходимая для того, чтобы обогнуть вокзальный остров, служила помехой для скоростных поездов. Теперь от островного вокзала остались лишь воспоминания.
карта

Старый и теперь уже бывший вокзал. Фото отсюда
3

Новый вокзал. Фото отсюда
3а

За несколько проведённых в Окуловке часов ожидания успеваешь обойти её едва ли не всю. Посетить, во всяком случае, музей, носящий имя здешнего уроженца путешественника Миклухо-Маклая, изучить расписание автобусов с расположенной неподалёку автостанции, обойти рынок и зайти во все магазины. Ещё, кстати, вспомнилась одна деталь того времени – «Продукты секонд-хенд». В небольшом магазине были два торговых зала – продовольственный и поношенного забугорного тряпья. А вывески на фасаде «Продукты» и «Секонд-хенд» располагались, как правило, или на одном уровне, или друг под другом. Что и служило поводом для хохм, будто продают здесь тушёнку или макароны, которые кто-то уже однажды использовал по прямому назначению.
4

Не Окуловка, но смысл понятен
4а

В то время на участках «Бологое-Окуловка» и «Окуловка-Малая Вишера» ходило по пять пар электропоездов в сутки. Сейчас – если верить Яндекс-расписаниям – только по две: утром и вечером (дневную, которая ходит только по выходным дням, я в расчёт не беру). Мне трудно судить, какова истинная причина такого резкого сокращения пригородных поездов – отсутствия ли пассажиров, как уверяют чиновники от ОАО «РЖД» или нежелание, опять же, по словам железнодорожников, властей Тверской и Новгородской областей финансировать пассажирские пригородные перевозки, но факт остаётся фактом.
5

5а

Попробуем, воспользовавшись теми же самыми Яндекс-расписаниями, изобразить сегодняшнюю «волну» от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно. Поехали:
Москва                         Тверь
17.47                              19.53
18.10                              20.11 (экспресс)
18.15                              21.04 (по будням)
18.21                              20.11 (экспресс; по выходным)
Тверь                            Бологое
21.57                              1.31
Бологое                        Окуловка
6.57                                8.28
Окуловка                      Малая Вишера
8.31                               10.36
Малая Вишера            Санкт-Петербург
15.46                             19.01

Санкт-Петербург          Малая Вишера
20.32                              23.31
Малая Вишера             Окуловка
5.42                                7.09
Окуловка                       Бологое
7.10                                 9.06
Бологое                        Тверь
12.22                              15.10
Тверь                             Москва  
15.30                              18.05
6

Получается, что время в пути «на собаках» между двумя столицами занимает сутки с хвостиком, ненамного и больше, чем тогда, когда электричек было пять. Для не слишком привередливого человека это не критично. Но вот какая загвоздка: пользовались-то пригородными поездами между Бологое и Малой Вишерой не только путешественники из Петербурга в Москву и наоборот (а это, в основном, те, кого принято было называть неформальной молодёжью, выделяющейся длинными волосами, куртками-косухами и высокими шнурованными ботинками в любую погоду, часто не очень аккуратным внешним видом), но и местное население. Дневная электричка от Окуловки, как сейчас помню, пустой ни в одну, ни в другую сторону никогда не шла. Как, интересно, добираются сегодня жители сёл и деревень, ездившие по каким-либо делам в райцентр – к врачам к чиновникам или ещё куда? Да и «собачий» маршрут на главном ходу между двумя столицами не ушёл ли окончательно в историю? Тоже любопытно. Тряхнуть, что ли, как-нибудь стариной, вспомнить былое да сравнить впечатления и ощущения?
7

Впрочем, существует и альтернативный маршрут, который позволяет быстрее оказаться в СПб, если выезжать из Москвы в среду или субботу. И пересадки куда согласованнее, не то что в Малой Вишере 5 часов находиться.  Вот он

Окуловка-Неболчи    8:45-12:22
Неболчи-Будогощь   13:40-14:50
Будогощь-Обухово   15:30-18:20
Обухово-СПб            18:24-18:43
Спасибо за подсказку пользователю urshel611
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


seriyshanson
Link:(Link)
Time:2013-12-21 10:09 am
Помню я те волны, сейчас вроде и не осталось, вот от Смоленска до Барановичей я вчера попал в волну, мог бы и быстрей доехать, если бы не в лом 4 часа было ехать от Орши до Минска, а так дождался ускоренной. Вышло в 9 утра из Смоленска, потом Красное - Ораша, в 11 по местному был в Орше, погулял, покушал, в 15-00 сел на минскую, в 17-38 был на Минск-пассажирском, хотел в общем уехать на 18-23, но из-за соплежуев в кассе, которым, видимо, больше по жизни не с кем попиз-ть, как с кассирами, не успел купить билет, потому уехал на 19-20 с Института Культуры, в 22-08 прибыл на Барановичи-Полесские. С Москвы до Смоленска в общем вагоне на брестском поезде ехал (369 рублей), уехал на 19-38, там был в 2-20, волной не воспользовался, так как пришлось бы мне сидеть или в Можайске или в Сафоново, а что там за вокзалы, я не узнал.
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-21 08:15 pm
Что-то мне подсказывает, что эпоха вольных путешествий с минимальными издержками уходит, и не только по причине сокращения пригородных маршрутов. Хотя, не уверен в этом, но хочу выяснить. Кстати, если не секрет, в Беларуси можно проехать на "собаках" и при этом сэкономить? В смысле, проехать бесплатно, или только частично оплатить проезд? Или там с этим строго?
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)


Вадим Осипов
Link:(Link)
Time:2013-12-21 07:06 pm
А я ездил в этом году несколько облегчённым способом, из Питера в 7.11 выезжал на Ласточке (ну а что, по сути экспрессная электричка), в Бологое она прибывала в 10.23. Дальше были 3 часа ожидания электрички в 13.53 до Твери, потому как я очень удачно попал на временную отмену состава в 12 часов. Ну, зато погулял по городу, купил продуктов в дорожку. Отправился и в 17.11 приехал в Тверь, где оставалось подождать меньше часа, сесть на элку в 18.09 и в половину девятого приехать на ленинградский вокзал =) Правда и это не всё, живу я в Пушкино, так что перешёл на Ярик, сел на, пусть и идущую со всеми остановками, но зато свободную Пушкинскую же электричку в 20.48 и вот наконец-то в полдесятого я дома!
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2013-12-22 09:03 pm
Ласточка (ЭС1) является электричкой на всех сочинских маршрутах и на маршруте Казань - Аэропорт.


А на маршруте СПБ - Бологое, к большому огорчению, электричкой никоим образом является!
-------------------
rasp.yandex.r u/info/38
3. Почему вы пишете «электрички»? В моём городе нет даже проводов над путями!

С понятием «электричка» связана известная терминологическая путаница — часто так называют пригородный поезд, курсирующий даже по линии без контактной сети над путями. Формально говоря, пригородные перевозки осуществляются пригородными поездами. А вот подвижной состав может быть самый разный — электропоезд (та самая «электричка»), дизель-поезд, рельсовый автобус, автомотриса или просто состав из локомотива и сидячих или старых плацкартных вагонов с проводниками внутри. Мы предпочитаем не проникать вглубь теории и называть их все «по-народному».
-------------------
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)


fly_dream
Link:(Link)
Time:2013-12-21 08:27 pm
Что-то есть в этом романтическое, даже ожидания утренней предрассветной электрички (я как-то даже графоманил на эту тему), но есть два вопроса.

Как на счёт того самого ожидания поезда в Твери или Бологом. Это ютиться 6-8 ночных часов в каком-нибудь неудобном кресле в зале ожидания? Ночью же никуда не сходишь, если только просто погулять по ночному областному городу, который скорее всего весь спит и ничего там не происходит и не работает?

Ну и касаемо возможной встречи с контингентом поколения "слышь чо? (матом)ли ты тут, а?"
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-21 08:41 pm
Есть такое. А насчёт "контингента", то с ним можно встретиться не только в зале ожидания пригородного вокзала, но и в вагоне купе-люкс. Сейчас такое интересное время, когда количество денег у человека не зависит от количества у него ума и наоборот.
(Ответить) (Parent) (Thread)


beshenij_yozhik
Link:(Link)
Time:2013-12-21 09:30 pm
ездил в мае 2009 так... Выезжали 22.04 из Москвы, попали на отмену электрички в Окуловке из-за испытаний Сапсана и только через чутки попали в Питер. Обратно 7.13, в Москве уже в 9 вечера
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-21 09:38 pm
Вполне реально. Ещё летом от Окуловки до Бологого ходило три электрички постоянные и одна днём по выходным. Мы с приятелем ездили в Мшенцы http://nord-traveller.livejournal.com/7429.html оттуда от Алёшинки до Бологого на 19.40. Много времни потратили на дрогу, поэтому свои ходом не успевали. Сейчас той электрички уже нет. А 7.13 шла до Окуловки или до Вишеры?
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)


shurikls
Link:(Link)
Time:2013-12-21 11:02 pm
Как жаль, что в Окуловке старый вокзал снесли! Помню, был там в 1987 году, кажется, пересаживался с поезда на поезд, возвращался из какого-то похода, сидел в зале ожидания, промокший был.
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-21 11:22 pm
Всегда обидно видеть, как что-то сносят. Вот тут отыскал некоторую информацию http://okulovka.com/tag/vokzal
(Ответить) (Parent) (Thread)


ru_crow
Link:(Link)
Time:2013-12-22 12:01 am
Успел застать старую-добрую волну, ездил в 2007-2011 г., иногда получалось бесплатно в обе стороны) С друзьями ездили друг к другу в гости таким способом. Много новых знакомств было на волне, как-то ехал первого января, в Бологое подсел зэк стрельнуть сигаретку, немного денег и за жизнь перетереть.
Потом стал практиковать дешевую сидячку СПб-Бологое (21:07 - 01:32), с учётом продолжения волны в МСК попадал в 9 утра, ну а теперь только ПДС..
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-22 04:01 pm
Согласен, интересно было ехать, хотя бы краем уха захватить разговоры пассажиров и постараться определить социальную картину в районе. Электричка - большее окно в местный мир, чем пдс
(Ответить) (Parent) (Thread)


matthewstifler
Link:(Link)
Time:2013-12-22 12:20 am
начитались такой темы тоже как-то с другом и почти на электричках доехали от питера до мурманска. денег мы в это вложили немерено конечно:( на собаках мы никогда особо не ездили, поэтому с проездом зайцем решили не экспериментировать. да и в итоге пересели-таки на автостоп, как нам все вокруг и рекомендовали (в итоге по пути назад совершили незабываемое путешествие в пустом грузовом контейнере, где мы ехали в палатке с еще одним пацаном из благовещенска). но все-таки ночь ожидания электрички на вокзале в кеми, когда через ряд от тебя бабка блюет в пакетик, под ногами крутятся бродячие собаки, а прямо на полу, кинув поверх свои пенки, спят туристы из соловков -- такое не забывается:)
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-22 04:06 pm
Да уж, сюрреализм
(Ответить) (Parent) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2013-12-22 03:41 pm
Я подсчитал, что ездил от Москвы до Санкт-Петербурга или обратно с 1995 года около ста раз. При движении не на поездах дальнего следования учитываются и поездки до почти соседнего с Санкт-Петербургом города Чудово.

Из них 7 раз самолётом (не считая транзита на Норильск без выхода из здания аэропорта Пулково, в этом случае — 9 раз). 3 раза ездил поездом дальнего следования. Один раз это был скоростной поезд «Невский экспресс». Скоростным поездом «Сапсан» не ездил ни разу.

Поездки поездами дальнего следования на Мурманск и Таллин, которые не заходят в Санкт-Петербург - не учтены.

Ещё немного, 4-5 раз, я ездил автостопом, который люто ненавижу. И вот к чему это привело в последний раз:
n05.narod.r u/ex.html#lenderi
(без пробела в ру)

Всё остальное — на пригородных поездах. С пересадками в Твери, Бологое, Малой Вишере (обязательные), Окуловке (не всегда).

Ночёвок в Малой Вишере было около тридцати (!!!). Таково её географическое положение. Даже когда я привозил рюкзак книг в магазины Петербурга — ночевал в Малой Вишере и на пути туда, и на пути обратно, выехав последней электричкой. Причём это было зимой.

Ночёвки в Малой Вишере — в заброшенных зданиях (они есть на примете, cо временем они становятся непригодными), в зарослях у заброшенного депо. Кстати, за отданные на реализацию в Санкт-Петербурге книги никаких денег я в итоге не получил.

Cтандартная поездка:
sbchf.narod.r u/02/nspbdjd.html#poezdka

В Бологое было примерно 20 ночёвок (часто ехал далее в сторону Пскова). В Твери примерно столько же, в Окуловке меньше всего. Случалось ночевать и на непересадочных станциях: дважды были ночёвки вблизи станции Рябово (посёлок Пельгорское), по одному разу в Редкине, Калашниково, Чудово.

Я жалею, что не проехал по Маловишерской узкоколейной железной дороге, хотя и ходил к ней в 2001 году. В 2002 году она была полностью разобрана.

=================
Кстати, на данный момент волна и в том, и в другом направлении очень хорошая.
В Петербурге ночью делать нечего. Идеальное место для ночёвки - Малая Вишера.
И как ни странно, после сокращения движения на участке Окуловка - Бологое
до двух пар волна стала именно такой, как мне хотелось!

Другое дело, что есть угроза полной отмены...
www.severinform.r u/?page=newsfull&date=10-12-2013&newsid=200106



>до Бологого

Так не пишут и не говорят. Правильно - до Бологое, из Бологое.

Edited at 2013-12-22 15:43 (UTC)
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-22 04:09 pm
Ответил у себя
(Ответить) (Parent) (Thread)


livejournal
Subject:Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Link:(Link)
Time:2013-12-22 04:35 pm
User pilip_pilipich referenced to your post from Под стук колёс по «волнам» на «собаках» saying: [...] Оригинал взят у в Под стук колёс по «волнам» на «собаках» [...]
(Ответить) (Thread)


g_kar
Link:(Link)
Time:2013-12-22 05:03 pm
А сколько в общей сложности стоят билеты на "собак" сейчас?
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-22 05:19 pm
Можете подсчитать ради интереса. Московско-Тверская ППК (Москва-Бологое) берёт 33 р. за тарифную зону, Северо-Западная ППК (бологое-Питер) 30 р. за зону
(Ответить) (Parent) (Thread)


livejournal
Subject:Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Link:(Link)
Time:2013-12-22 07:55 pm
User sapiens4media referenced to your post from Под стук колёс по «волнам» на «собаках» saying: [...] нал взят у в Под стук колёс по «волнам» на «собаках» [...]
(Ответить) (Thread)

urshel611
Link:(Link)
Time:2013-12-22 08:01 pm
Почему не указан маршрут, который позволяет быстрее оказаться в СПб, если выезжать из Москвы в среду или субботу? И пересадки куда согласованнее, не то что в Малой Вишере 5 часов находиться.

Окуловка-Неболчи 8:45-12:22
Неболчи-Будогощь 13:40-14:50
Будогощь-Обухово 15:30-18:20
Обухово-СПб 18:24-18:43
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-22 08:05 pm
Считайте, что указан. Уже. Спасибо за подсказку
(Ответить) (Parent) (Thread)


livejournal
Subject:Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Link:(Link)
Time:2013-12-22 08:51 pm
User ace1962 referenced to your post from Под стук колёс по «волнам» на «собаках» saying: [...] нал взят у в Под стук колёс по «волнам» на «собаках» [...]
(Ответить) (Thread)


do88
Link:(Link)
Time:2013-12-24 09:47 pm
О, я на электричках ездил из Ижевска в Москву однажды. На ПДС из-за первого сентября билетов не было. Но с волной очень повезло тогда – нигде не пришлось долго ждать, даже ночью.

Думается мне, что сейчас такой способ передвижения актуален может быть лишь для тех, у кого проезд бесплатен или ради фана. Поезда дальнего следования будут и дешевле и быстрее.

Сейчас из-за очень высокой цены на пригородные поезда даже обратный эффект появился: на небольшие расстояния (100-200 км) люди выбирают ПДС вместо электричек.
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2013-12-25 07:18 am
Это приключение так приключение, впечатлений, наверное, на роман с продолжением. Насчёт цены, то билет на ПДС всегда обходился дешевле чем суммарная стоимость всех пригородных. Другое дело, что на электричке можно проехать или совсем бесплатно или меньше чем за треть цены. Поэтому и ездили так
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)


rustam79
Link:(Link)
Time:2014-01-04 12:18 pm
ооо, я помню, когда проезд был бесплатным по удостоверению в электричках, я так катался из Питера до Москвы неоднократно во время учёбы, экономя на билете. Один раз попался так на спартаковских болельщиков, тоже бесплатно ехали, выбивали при мне ногами стёкла в окнах в ответ на действия ментов. Жутко было.
Как щас помню, первая была из Питера в 07:25, приезжал в мск в 23:30. Первая до Угловки, потом до Бологое, потом Тверь, потом мск-окт. Когда были большие окна, ходил по местностям. На какой-то станции нашёл почту недалеко, а в ней туалет выгребной без света помню. Магазины сельпошные, церкви разрушенные, люди живут в вагонах пассажирских... Потом жопа болела от долгого сидения в электричках несколько дней. Всё это помню, да. Сейчас так бесплатно уже не поездить, да и нету уже наверное таких прямых волн, да?
(Ответить) (Thread)


nord_traveller
Link:(Link)
Time:2014-01-04 04:24 pm
Трудно сказать - можно или нет сейчас так ездить или нет. Вот насчёт волн это да - на многих направлениях по две-три электрички остались. А как люди добираются на работу, с работы или по делам ездят? В вашем Пермскм крае, вроде, пригородное ж\д-сообщение ещё не совсем закрылось. А станция с почтой, где туалет типа "сортир", наверное, Угловка
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread)

[icon] Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.