TomkaD - mente et malleo... (tomkad) wrote in ru_railway,
TomkaD - mente et malleo...
tomkad
ru_railway

КОПЦЕВИЧИ – СЕЛЮТИЧИ – СТАРУШКИ. Пешком по шпалам. Часть 2

Оригинальный пост в моем журнале http://tomkad.livejournal.com/123840.html

Будучи этим летом в Петрикове на бурении, мне удалось выкроить себе время на несколько однодневных вылазок по Петриковскому району. Утром геолог-напарник сообщал мне свежие новости с буровой: “Опять п...здроны ушастые нихера керна не подняли за ночь! Сегодня никуда не едем…” Вот именно в такие дни я и выбирался в покатушки автостопом, перемежая их со шпациром по шпалам красивейшей Полесской железной дороги (Гомель - Брест).



Напомню еще раз, что первый рассказ касается вылазки на участок КОПЦЕВИЧИ – СТАРУШКИ. Первая часть рассказа, когда я побывал на станции Копцевичи и разыскал руины разъезда Селютичи, находится здесь . Во второй же части повествуется о заключительном этапе моих железнодорожных изысканий в тот день. «Гвоздь программы» - легендарная станция Старушки, про историю которой должен знать каждый интересующийся историей и географией белорус.


Итак, продолжаем рассказ.

… под палящим солнцем шагаю то по дороге, то по шпалам. Курс – строго на запад. Вечером этого дня я стану своеобразным «компасом», потому как по моим сгоревшим левой руке и ноге можно будет безошибочно определить, что солнце все время находилось слева от меня - на юге.

Но пока еще все в порядке, и я продолжаю снимать железнодорожные пейзажи…





По моим расчетам вот-вот уже должен был пройти дизель сообщением Житковичи – Гомель, которым пару дней назад я подъезжал от Муляровки до Коржевки. Его надо было снять достойно, и я разыскал-таки хорошую кривую, у которой простоял почти полчаса.



Дизель и не думал появляться, и слава Богу, что я не стал там оставаться дальше, потому как в этот день его я так и не увидел. Странно, потому как в расписании он числится как ежедневный.

У очередной кривой, которых здесь непривычно многовато для равнинной местности (дело видимо в болотах, которые необходимо было огибать при прокладке дороги), вижу высокую ель.



Дерево явно выглядит несколько инородно – его словно просто взяли и воткнули в этот пейзаж. При этом еще и ветви подрезали на уровне проводов ЛЭП, в результате чего в кроне появилась немалая брешь.



Ель эта стоит у дороги не спроста. Подойдя поближе, я увидел «то», что она охраняет. Здесь расположена Могила неизвестного солдата



На памятнике, к сожалению, никаких табличек и надписей найти не удалось…


Иду дальше – этот путь мне определенно нравится!





У дороги снова видны болотные массивы.









Вот уже вдалеке показался входной светофор – это станция Старушки.



Постепенно нарастает гул, и я уже вижу вдалеке грузовой состав под «фантомасом». Черт возьми! Еще полчаса назад я проходил такие красивые кривые, а теперь просто приходится «долбить» его на прямом участке, да еще и почти против солнца!



Фотографирую «по уходящей» и вижу у путей на грунтовке джип. Как оказалось, это рабочая машина путейцев. Удобно так совершать объезды - не правда ли?



Ну а я прохожу восточную горловину станции и оборачиваюсь назад у тупика



Параллельно путям видна заросшая травой насыпь, которая сразу за переездом свернет влево в лес.



И дальше по лесу пойдет грунтовая дорога, по которой когда-то до войны лежали железнодорожные пути!



Это все, что осталось от линии СТАРУШКИ – БОБРУЙСК протяженностью 134 км, которую начали строить в 1930 году прошлого века. На учебной географической карте «Белорусская ССР в 20-30-е годы» эта дорога обозначена (цифра 1 – станция Старушки)



Как говорится, во время ВОВ дороге «повезло» пролегать в самой гуще разворачивающихся событий «рельсовой войны», поэтому она была жестоко раздербанена нашими партизанами и после войны так и не была восстановлена. От линии остался лишь существующий и ныне участок БОБРУЙСК – РАБКОР (69 км).

Генштаб 1: 500 000. Лист "Минск"



Прошу обратить внимание на то, что после Рабкора на юго-запад можно рассмотреть непрерывно тянущуюся грунтовку аж до самых Старушек – это и есть бывшая трасса железной дороги.

Единственное, что не вяжется с этой историей, так это «Атлас железных дорог СССР» 1945 года, в котором линия показана полностью со всеми станциями и расстояниями между ними. Словно и не было войны вовсе...



На карте мы видим следующие раздельные пункты линии Старушки - Бобруйск:
Старушки – 0 км
Мехедовичи – 13 км
Заполье – 28 км
Филлиповичи – 41 км
Секеричи – 51 км
Рабкор – 65 км
Рудобелка – 69 км
Залесье – 76 км
Ратмировичи – 86 км
Мошны – 98 км
Брожа – 110 км
Красный брод – 120 км
Бобруйск – 134 км


Станции Мехедовичи, Заполье, Филлиповичи и Секеричи сегодня мы не увидим на карте, лишь только одноименные деревни (кроме Заполья). На этом куске генштабовской карты грунтовка (трасса железной дороги) видна еще отчетливей



Взглянем еще раз на эту грунтовку «в реале», прикинем, что по ней и сегодня теоретически можно добраться аж до Бобруйска и отправимся, наконец, дальше вглубь станции.

На Бобруйск!



А вот теперь затронем, наверное, самую загадочную и запутанную часть истории станции Старушки. Если мы были внимательны когда просматривали генштабовские карты, приведенные выше, то могли увидеть, что от Старушек шла еще одна железнодорожная линия!

Генштаб 1936 год. Масштаб 1:50 000



Шла она на северо-северо-запад и доходила (достоверно установлено) до совхоза Сосны (ныне д. Сосны Любанского р-на). Далее шла узкоколейная ветка на колхоз Имени БВО (ныне д. Коммуна Любанского р-на) и практически достигала деревни Нижин (Нежин). Все это нам известно из генштабовских карт 1936 года (масштаб 1: 50 000).



Узкоколейка в Коммуне, кстати, заслуживает отдельного разговора. Данная дорога была построена усилиями местных жителей и благодаря этому стала такой известной.

Из воспоминаний председателя Модина:

«…I дапамаглi. Да зiмы ў Ленiнградскi порт на адрас нашай камуны прыбыў вузкакалейны паравоз з платформамi i неабходным абсталяваннем для 24-кiламетровай вузкакалейнай чыгункi. Запрошаны iнжынер-чыгуначнiк сказаў:
- Для вашай чыгункi i насыпу не патрабуецца. Укладвайце рэйкi проста на грунт.
Да вясны вузкакалейная чыгунка даўжынёй 9 кiламетраў была пабудавана. Уся камуна горача i шчыра вiншавала дарожную брыгаду, у якую ўваходзiлi толькi жанчыны.
Гранiчная скорасць на чыгунцы была 15 кiламетраў у гадзiну, але наша "кукушка" лятала па рэйках са скорасцю i 25 кiламетраў. Далёка над прасторамi балот i лясоў разносiлася рэха яе свiст коў. Вузкакалейка карэнным чынам змянiла ўсё жыццё камуны...»


Кроме того, про дорогу эту написал и Янка Купала в своем произведении «Над Ракой Арэсай»:

Да саўгаса «Сосны»
Па балоце — рэйкі,—
Гэта ад камуны
Йдзе вузкакалейка.

Правялі ударна
Па даўгім абшары
Зімою мінулай
Яе камунары.

Не было ў іх спецаў,
Ані там прарабаў,
Самі ж яны зналі
Інжынерства слаба.

Зналі адно толькі,
Што чыгунка трэба,
Як дождж на пасевы,
Як да стравы хлеба.
…..


Такая вот известная узкоколейка, от которой сегодня на местности ничего не осталось.

Ну а теперь представим себе станцию Старушки, находящуюся в самой глуши белорусского Полесья, году этак в 1935-м. Крупная узловая станция на четыре (!!!) направления: Калинковичи, Лунинец, Бобруйск, Сосны – Коммуна (тупиковая линия).

Но и это еще не все! Тут мы подходим к самому интересному моменту: железная дорога от Старушек на Сосны на протяжении нескольких лет не была тупиковой, а шла еще дальше на север и соединялась со станцией УРЕЧЬЕ линии Тимковичи – Осиповичи!
Опять прибегаем к помощи обзорных карт, для того чтобы просто заценить масштабы той трагедии.

Цифра 1 – станция Старушки, 2 – Уречье.





Можете теперь себе представить Старушки в таком виде? Узловая станция сопоставимая со Жлобином или Калинковичами – это как пить дать.

На форуме проекта railwayz.info с 2008 года в отдельной теме идет обсуждение истории существования линии СТАРУШКИ – УРЕЧЬЕ. И совершенно недавно любители можно сказать максимально приблизились к истине. Сначала на сайте Любанского района находится следующая цитата:
"У лютым - сакавіку 1944 г. камандаванне нямецка-фашысцкімі войскамі імкнулася наладзіць работу ў сваіх армейскіх тылах. 3 гэтай мэтай было распачата аднаўленне разбураных партызанамі грунтовых і чыгуначных дарог. Асаблівая ўвага надавалася будаўніцтву чыгункі ад ст. Урэчча праз в. Таль, г.п. Любань, саўгас "10 год БССР" да ст. Старушка."

А еще через некоторое время «мифическая» линия Уречье-Старушки находится в «Атласе железных дорог СССР» за 1945 год.



Вопросов, правда, меньше от этого не становится.
Во-первых, «Атлас…» 1945 года – единственный документ, где эта линия отображена. На аналогичных атласах 1943 и 1948 годов этой линии нет. Во-вторых, линия хоть и показана, но на ней не указаны ни станции, ни расстояния – просто нарисована дорога и все.

Так или иначе, но сегодня можно с уверенностью сказать, что хоть всего несколько лет, но дорога Уречье-Старушки существовала! Глядя сегодня на 2 несчастных пути, оставшихся на станции даже и не представишь того, что было здесь раньше.




Кстати, небольшой участок линии на Уречье смог просуществовать аж до  90-х годов 20-го века.  Ветка шла от Старушек до деревни Ветчин. Несмотря на то, что уже лет 20 ветки не существует, её до сих пор показывают на картах.

Генштаб 1: 200 000. Лист "Петриков"



В день, когда я был на станции, я так и не смог (даже с помощью работников станции) разыскать насыпь ведущую от  Старушек в сторону Ветчина. Настолько все заросло вокруг. Зато мой товарищ, будучи здесь в 2007-м году, эту насыпь нашел.



Фото Андрея Вашкова

Еще в 90-е годы прошлого века станция имела 4 пути, однако в 2000 году 2 пути были демонтированы.



Сегодня в Старушках живет около 30-40 человек, вокруг леса да болота. Такая вот нынешняя участь некогда перспективной  полесской станции

Хозяйственное помещение



Магазин





Пути и платформы







Выходные светофоры в восточной горловине станции. Слева виднеется тупик  - остаток пути, уходившего на Бобруйск











Наконец, покидаю Старушки и двигаюсь в сторону Бринева по красивой грунтовке. Местами виднеются следы крупных вырубок леса. Я прикидываю, может это как-то связано с месторождением гипса, давным давно открытым в этом районе. И оказываюсь прав. Мой напарник как раз работал на разведке гипсов в этом месте - об этом он рассказал мне позже.



Уже перед самой деревней натыкаюсь на отгороженные заборами поля - обычная практика для этих мест. Еще немного таких фото я публиковал здесь - http://tomkad.livejournal.com/117267.html



В поселке я побыл не долго, потому как уже вечерело , а до дома надо было проделать еще приличный путь. Поэтому я добрался до центра деревни и начал "стопить" в сторону Лясковичей.

Указатель в центре Бринева



Стоп сразу задался хорошо. Вторая машина укатила меня в Лясковичи. В центре Лясковичей я не преминул посетить гостиницу "Над Припятью", ресторан которой в марте искренне порадовал нас низкими (просто смешными) ценами на еду



Еще минут через 20  я уже сидел в автомобиле, который гнал прямо до Петрикова. В районе 8 вечера я уже был дома: усталый, голодный, но довольный сегодняшней вылазкой! Сегодняшний круг по Петриковскому району замкнулся!



Еще читать:

КОПЦЕВИЧИ – СЕЛЮТИЧИ – СТАРУШКИ. Пешком по шпалам. Часть 1

ЛЫНТУПЫ - судьба станции

ВОРОПАЕВО - начало Друйской ветки

ДРУЯ - конец железнодорожной ветки

ГОДУТИШКИ - не взятый пункт((

Tags: История, Подвижной состав, СНГ, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments