Утро у меня началось с того, что я обнаружил у себя уникальную способность выключать будильник, не просыпаясь, даже если он стоит на шкафу, но всё таки не проспал, так как для подстраховки я всегда завожу будильник на телефоне. Встал я в 7-10, то есть за час до отправления электрички со станции Удельная. Быстро собрался, то есть позавтракал, затем сделал бутерброды и приготовил чай в термосе, и уже в 7-45 вышел из дома и за двадцать минут добрался до Удельной. Купив билет, вышел на платформу, и немного поснимал станцию. Было приятное солнечное утро.
2.
Поезд, на котором мне предстоит ехать, — пригородный поезд Санкт-Петербург—Советский (Советский — это посёлок между Приморском и Выборгом). По плану я один час собирался погулять в Советском, а затем сесть на дизель до Выборга.
3. Большим сюрпризом оказался подвижной состав. Я был поражён, когда увидел в наших краях живую электричку ЭР2К. Уже и не помню, когда видел их в последний раз.
4. Поближе (фото сделано после прибытия в Советский):
5. Внутри — деревянные лавки. И отчего-то очень уютная атмосфера. После посадки в поезд невнятный голос машиниста по громкой связи пробурчал "До станции Зеленогорск поезд идёт без остановок, далее в Советский со всеми остановками".
Услышав это, я стал думать, каким образом электричка может ехать дальше Зеленогорска, если там заканчивается электрификация. И пришёл к выводу, что, к ней просто цепляется тепловоз. В принципе, пригородный поезд с тепловозом в голове — стандартный транспорт на неэлектрифицированных ветках, и мне на таких ездить доводилось, но всё же тепловоз, тянущий электричку, смотрится несколько чудновато.
Тронувшись на Удельной, электричка набирает скорость. До Зеленогорска она идёт, как уже сказано, без остановок, но, разумеется, по тому же маршруту, что обычные электрички в этом направлении. За окном знакомые пейзажи скоростной магистрали Питер-Хельсинки, но в то же время от чего-то ясно чувствуется, что скоро мы с неё свернём. Хотя на железной дороге я всегда испытываю странное чувство, когда вижу знакомые пейзажи за окном, сидя при этом в непривычном для них подвижном составе. Думаю, что проехал бы я здесь в плацкартном вагоне поезда дальнего следования, — это чувство было бы ещё сильнее.
6. За окном — освещённый утренним солнцем лес Карельского перешейка.
7. Станция Белоостров:
8.
9. Река Сестра. Старая граница с Финляндией:
10. В девять часов утра электричка прибыла на станцию Зеленогорск. Здесь до сих пор стоит уцелевший в войну (а войны в этих краях было две, первая ещё в 1939-40 годах) вокзал начала XX века, построенный тогда, когда станция ещё называлась Териоки. Автором проекта был финский архитектор Бруно Гронхольм. Год назад вокзал был отреставрирован и благоустроен.
11. Здесь наш пригородный поезд стоит двадцать минут. Отправление только в 9-18. Можно выйти на утреннюю станцию и немного поразмяться. Нечасто ведь бывают долгие стоянки у пригородных поездов.
12. А главное, — можно понаблюдать, как к нашей электричке спереди прицепляют тепловоз М62, который и поведёт её дальше.
13. За пять минут до отправления я захожу обратно в вагон. Первые десять минут после Зеленогорска наш теперь уже дизель, а не электричка, идёт до соседнего остановочного пункта Ушково. Ход поезда неторопливый. Рядом ещё тянется контактная сеть, но электрифицированная магистральная дорога постепенно отходит в сторону. Уже чувствуется, что мы устремляемся в глушь.
14. Вокруг — прекрасные пейзажи Карельского перешейка.
15. Кое-где леса болотистые. Вот тут-то и завязли наши войска в Советско-финскую войну.
Кстати, сама эта железнодорожная ветка имела изначально именно военное предназначение. Перед Первой Мировой войной на берегах Финского залива началось активное строительство так называемой Морской крепости Императора Петра Великого, то есть комплекса оборонительных сооружений, которые должны были защищать Санкт-Петербург (и впоследствии Петроград) с Балтики. Одним из таких сооружений был мощный форт Ино (он же "Николаевский"), построенный в 1909-1916 годах на северном берегу залива на полуострове Инониеми к западу от села Териоки (нынешний Зеленогорск). И, когда мировая война уже началась, в 1914-1916 годах была построена железнодорожная ветка вдоль побережья Финского залива от Териоки до городка Койвисто (ныне Приморск), при помощи которой форт Ино и ещё ряд фортификационных сооружений в окрестностях был привязан к железнодорожной сети. Но форту не суждено было принять участие в боевых действиях. В 1917 году он оказался в составе теперь уже независимой Финляндии и, по мирному договору между Финляндией и РСФСР, заключённому в эстонском городе Тарту в октябре 1920 года, форт был разоружён. Ну а финны впоследствии продлили эту железнодорожную ветку дальше за Койвисто и замкнули её, дотянув до Выборга. Уже после присоединения этих земель к СССР основной выборгский ход был электрифицирован, а приморская ветка осталась второстепенной.
16. Ну а мы вернёмся из истории в наши дни и продолжим поездку по железнодорожной ветке. Это — станция Приветнинское. Упомянутый форт Ино находится именно здесь.
Видео. В конце как раз прибытие в Приветнинское.
17.
18. Вдоль дороги стоят покосившиеся деревянные финские домики. Рядом — огороды.
19. Попадаются вот такие хутора:
20. А также озёра:
На фото выше — озеро Пионерское. Раньше оно называлось Куолемаярви. С финского на русский это переводится весьма зловеще — "озеро смерти".
Есть тут и станция Куолемаярви. Прибытие на неё я тоже заснял на видео. В начале видео — суровые и по-своему красивые болота.
21.
22. Леса становятся всё более дремучими:
В конце этого видео дизель прибывает на станцию Ермилово (бывшее Хумалйоки):
23. Вскоре приезжаем в Приморск. Его я не сфотографировал, поскольку у меня уже есть фотографии этой станции, сделанные во время ноябрьской поездки в Приморск (тогда я доехал на него на автобусе из Выборга):
24. Здание вокзала. Финский модерн, однако:
25. В Приморске из моего вагона вышли последние пассажиры и я остался в вагоне один:
26. Старый финский вокзальчик на станции Прибылово:
27. Путейский домик:
28. Здесь в кадре можно заметить ручную стрелку:
29. Ландшафт преображается. Почва в хвойном бору становится каменистой, а из земли то и дело появляются валуны:
30. И живописно вдоль леса тянется линия деревянных телеграфных столбов.
31. И уже в без десяти двенадцать дизель прибывает на свою конечную станцию — Советский. Без малого сто километров от Зеленогорска он прошёл за два с половиной часа. Поезд пришёл на второй путь и встал там, где платформы нет. Интересно при этом и то, что станция находится не в самом посёлке, а на отшибе. Вокруг лес, на станции почти никого нет. Выйдя из пустого дизеля на пустую станцию, я стал озираться вокруг и пытаться понять, куда меня занесло. Приморская ветка своими пейзажами — как природными, так и чисто железнодорожными, напомнила мне ветку Кузнечное-Хийтола-Сортавала вдоль северо-западного берега Ладоги, по которой мне довелось проехать в мае от станции Яккима до Кузнечного.
32. Типовой деревянный финский вокзал. В Кузнечном примерно такой же.
33. А вот так выглядит собственно станция:
У меня был час на то, чтобы погулять по посёлку. Что особенно интересно, посёлок находится не с той стороны, с какой вокзал, а наоборот. И, чтобы идти в посёлок, мне пришлось около двухсот метров пройти по ЖД полотну и переходить пути в неположенном месте. Хотя, вроде, более цивилизованным способом выбраться в посёлок можно с другой стороны станции, но, как говорится, мы не ищем лёгких путей. Идя в посёлок, я не торопился, думая, что времени много (целый час ведь). Но это стоило мне того, что на обратном пути мне пришлось сперва ускорить шаг, а затем, на подходе к станции и вовсе бежать, когда поезд уже показался, а платформа была ещё далеко. Конечно, если бы я опоздал, ничего бы страшного не случилось. В Советском я бы не застрял и спокойно выехал бы в Выборг на автобусе, которые ходят там каждые полчаса. Но ведь моя цель была именно проехать целиком железнодорожную ветку до самого Выборга.
34. Но обошлось. Я успел. Пока бежал к платформе, запечатлел собственно поезд. Интересно, что подумали машинист с помощником, увидев человека, который явно бежит на станцию, чтобы успеть на поезд, при этом останавливается и оборачивается, чтобы сделать кадр, а затем бежит снова. Кстати, этот состав я уже видел утром в Зеленогорске (он, в отличие от дизель-электрички, на которой я приехал, стартует не от Питера, а от Зеленогорска) и сразу тогда догадался, что именно на нём я потом поеду от Советского до Выборга.
35. Как видно по фото, тепловоз М62 тянет уже не электричку, а просто два сидячих вагона, таких, как в поездах дальнего следования. Интерьер вагона выглядел вот так:
Видео, снятое уже из этого поезда. Подъезжаем к остановочному пункту Попово. В конце видео с запада примыкает электрифицрованная однопутная ветка на город Высоцк, где находится нефтеналивной порт. Над головой снова появляется контактная сеть. Кстати, когда-то в Высоцк ходила электричка из Выборга.
А в этом самом Попово в вагон загрузилась орава школьников разных возрастов (от 10 до 16 лет), которые возвращались из четырёхдневного похода (это я установил по доносившимся до меня обрывкам фраз). Но они были не шумные, да и ехать оставалось совсем немного, буквально полчаса.
Весьма непривычно было выходить на знакомый выборгский вокзал из сидячего вагона, такого, как в дальнем поезде. Далее была четырёхчасовая прогулка по Выборгу, который я в этот раз практически не фотографировал, так детально отснял там всё уже давно. Примерно час этой прогулки ушёл на подробный осмотр экспозиции музея Выборгского замка.
36.
А дальше, уже вечером, я ехал привычным маршрутом на электричке обратно в Питер. Был уже уставший, фотографировал мало, так как большую часть обратной дороги просто наслаждался окружающими пейзажами.
37. Станция Выборг. Перед отправлением:
38. Отъезжаем от Выборга:
39. Лазаревка. В кадре видна братская могила советских солдат, погибших здесь в 1944 году:
40. 117 км:
41. Где-то на подъезде к Гаврилово:
42. Болото.
Это после отправления от платформы Лейпясуо (с финского это переводится как "хлебное болото"). На 0-47 виден финский ДОТ укрепрайона Лейпясуо (линия Маннергейма):
43. Станция Каннельярви. Здесь моя электричка стояла 15 минут под обгон "Аллегро".
44. А это уже где-то возле Белоострова:
В общем, поездка удалась. Весьма интересно бывает подумать о том, что на Карельском перешейке ещё где-то и даже довольно много где осталась такая глушь, а не только элитные дачи вдоль трассы "Скандинавия" и скоростной "Аллегро" по укатанным магистральным рельсам. Стоит только свернуть немного в сторону с основного выборгского хода. При этом природа остаётся неизменной. И поэтому особенно интересно было подумать о том, что ещё несколько десятков лет назад главная выборгская магистраль выглядела почти так же, как сейчас выглядит приморская ветка. И на фото 41 даже проступают напоминания о прошлом — всё те же телеграфные столбы, которые уже никак не вписываются в пейзаж современной скоростной железной дороги. Радует, что в сети железных дорог России ещё есть такие ветки, которые сохраняют облик прошлого. И ведь эта ветка — ещё далеко не самый яркий подобный пример.