?

Log in

No account? Create an account

[icon] Пассажирские здания станций Западной Беларуси, построенные поляками в 1921-1939 г.г. - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Пассажирские здания станций Западной Беларуси, построенные поляками в 1921-1939 г.г.
Time:02:45 pm
По условиям Рижского мира 1921 года, положившего конец Советско-Польской войне, значительная часть современной территории Беларуси, так называемая Западная Беларусь, вошла в состав Второй Речи Посполитой. Эти земли были окраиной новообразовавшейся Польской Республики и в быту так и назывались - кресы всходне (kresy wschodnie) - восточные окраины. Западная Беларусь была промышленно неразвитым регионом, к тому же основательно разрушенным войнами. Железнодорожная сеть досталась в наследство от Российской Империи и поляками почти не расширялась (единственная новая линия Воропаево-Друя была построена в 1933 году). Польские власти в основном усовершенствовали и развивали имеющиеся железнодорожные линии и станции.
В этой подборке я постарался собрать фотографии большинства станционных зданий, построенных поляками на территории Западной Беларуси за период 1921-1939 г.г. Почти все эти здания построены в так называемом стиле дворковом (styl dworkowy) - модернистском архитектурном стиле межвоенной Польши, который позиционировался как национальный архитектурный стиль возродившейся Речи Посполитой.
Составляя эту подборку я пользовался фотоматериалами сайта railwayz.info и Википедии. Данный пост составлен и переведён из двух белорусскоязычных постов в сообществе польской архитектуры "на кресах" kresy_arch (раз и два).

1. Железнодорожная станция в д.Озерница Слонимского района Гродненской области. Линия "Локомотивное депо - Волковыск центральный". Постройка середины 1920-х.
Фото Головко П. с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны деревни:


2. Железнодорожная станция в д.Бастуны Вороновского района Гродненской области. Линия "Лида-Беняконе". Постройка середины 1920-х.
Фото Андрея Скуратава (в ЖЖ tomkad) с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны деревни:

Зал ожидания:


3. Железнодорожная станция аналогичного проекта в д.Бенякони Вороновского района Гродненской области. Линия "Лида-Беняконе". Постройка середины 1920-х.
Фото Виктора Шерышева (у ЖЖ victogan) з сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны деревни:

Фото здания в 1939 году из Википедии:


4. Железнодорожная станция в г.п.Городея Несвижского района Минской области. Линия "Институт Культуры-Барановиавичы Полесские". Постройка 1930-х.
Фото andy_t с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Фото Михаила Костунова с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны посёлка:


5. Железнодорожная станция в г.Жабинка Брестской области. Линия "Барановичи-Центральные - Брест-Центральный". Постройка середины 1920-х.
Фото Саныча с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны города:


6. Железнодорожная станция в а/г.Лесная Барановичского района Брестской области. Линия "Барановичи-Центральные - Брест-Центральный". Год постройки 1925.
Фото Виктора Шерышева с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны агрогородка:


7. Железнодорожная станция "Оранчицы" в д.Линово Пружанского района Брестской области. Линия "Барановичи-Центральные - Брест-Центральный". Год постройки 1925 (проект аналогичный станции в Лесной).
Фото Саныча с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Фото andy_t с сайта railwayz.info.
Вид здания сбоку:


8. Железнодорожная станция "Коссово-Полесское" в д.Нехачево Ивацевичского района Брестской области. Линия "Барановичи-Центральные - Брест-Центральный". Постройка середины 1920-х.
Фото Саныча с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Фото Головко П. с сайта railwayz.info.
Вид со стороны деревни:


9. Железнодорожная станция в г.п.Новоельня Дятловского района Гродненской области. Линия "Барановичи-Полесские - Лида". Год постройки 1923.
Фото Головко П. с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Фото andy_t с сайта railwayz.info.
Вид со стороны посёлка:


10. Железнодорожная станция в д.Поречье Гродненского района Гродненской области. Линия "Узбереж - Полесский Парк". Постройка середины 1920-х. Как для деревни так здание просто шикарное.
Фото Саныча с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Фото Евгения Громова с сайта railwayz.info.
Вид со стороны деревни:


11. Железнодорожная станция в г.Слоним Гродненской области. Линия "Локомотивное депо - Волковыск центральный". Год постройки 1922.
Фото andy_t  с сайта railwayz.info.
Вид со стороны города:

Фото Антона Конкина с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:


12. Железнодорожная станция в г.Сморгонь Гродненской области. Линия "Молодечно-Гудогай". Постройка середины 1920-х, в советские времена перестраивалась.
Фото Евгения Громова с сайта railwayz.info.
Вид с перрона:

Вид со стороны города:

Довоенный вид здания (фото из википедии):


13. Железнодорожная станция в г.Столбцы Минской области. Линия "Институт Культуры - Барановичи-Полесские". Постройка середины 1920-х.
Фото Александра Довнара с сайта railwayz.info.
Вид здания с южной стороны:

Фото Виктора Шерышева с сайта railwayz.info.
Вид здания с северной стороны:

Довоенный вид здания (фото из википедии):
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


dennism
Link:(Link)
Time:2013-07-07 12:25 pm
Весьма характерная архитектура! Спасибо.
(Ответить) (Thread)


kurasch
Subject:При чём здесь поляки.
Link:(Link)
Time:2013-07-07 03:16 pm
Не буду за всё, но причём здесь поляки, все эти сусальные картинка - это заслуга "батьки Лукашенкр", он просто придал им нормальный вид.
Под евростандарт подогнали. Ни РЖД, PZD думаю здесь никакого участия не принимали.
(Ответить) (Thread)


yozas_gubka
Subject:Re: При чём здесь поляки.
Link:(Link)
Time:2013-07-07 03:24 pm
пост про здания построенные "при Польше", то что они сохранились до наших дней это конечно хорошо, но пост не про реконструкцию станционных зданий в РБ
(Ответить) (Parent) (Thread)


kurasch
Subject:Re: При чём здесь поляки.
Link:(Link)
Time:2013-07-08 04:46 am
80 % фотографий показывают современное состояние построек, и в этом заслуга Белорусской ЖД. Они красиво смотрятся: при этом отвечают современным стандартам.
(Ответить) (Parent) (Thread)


nord_ursus
Link:(Link)
Time:2013-07-07 06:07 pm
Спасибо! Очень интересный материал.
Сколько раз был в Столбцах и не знал, что вокзал польский.
(Ответить) (Thread)


yozas_gubka
Link:(Link)
Time:2013-07-08 05:54 am
как утверждает Википедия именно проходя пограничный досмотр на станции Столбцы Маяковский написал свои знаменитые стихи про серпастый-молоткастый, а о самой станции он отписывался так:
"Здание станции Столбцы, и чистое видом, и белое цветом, сразу дало и Европу, и Польшу. Вот это забота, вот это стройка! Но сейчас же за Столбцами пошла опять рухлядина — длинные-длинные перегоны без жилья и крестьян и косые хаты…"
(Ответить) (Parent) (Thread)


jazzkosch
Link:(Link)
Time:2013-07-07 08:51 pm
Спасибо за информативный обзор! Жаль, что на БЧ настолько безлико и невнимательно к историческим деталям реконструируют эти здания. Называется "евростандарт", а на самом деле - колхоз. Учились бы у поляков, которые "на шаг западнее" реконструируют уже бывшие немецкие вокзалы по всем канонам и исторически верно.

Единственно вокзал в Поречье понравился какой-то сохранённой оригинальностью, даром что оттуда теперь ни в Друскининкай, ни в Марцинки поездов нет.
(Ответить) (Thread)


schelkunov
Link:(Link)
Time:2013-07-08 09:17 am
Думал, что в Мостах тоже польский вокзал. А он, оказывается, перестроенный дореволюционный...
(Ответить) (Thread)


yozas_gubka
Link:(Link)
Time:2013-07-08 11:51 am
и в Вилейке тоже, а также в Княгинине, Ражанке, Скиделе, Полочанах и др. в 1920-е поляки реконструировали эти здания и придали им вид стиля дворкового
(Ответить) (Parent) (Thread)


crimecat1
Link:(Link)
Time:2013-07-08 12:08 pm
Вот мое фото вокзала в Княгинине

(Ответить) (Parent) (Thread)


tokatema
Link:(Link)
Time:2013-07-08 08:34 pm
Довольно интересные вокзалы, в особенности Поречье. Словно особняк.
(Ответить) (Thread)

[icon] Пассажирские здания станций Западной Беларуси, построенные поляками в 1921-1939 г.г. - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.