anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in ru_railway,
anna_bpguide
anna_bpguide
ru_railway

Categories:

Самое старое метро Европы

Оригинал взят у anna_bpguide в Самое старое метро Европы

Нравится мне эта фотография.
Из-под колоннады Монумента Тысячелетия на Площади Героев выныривает
вагон Будапештской подземки.

С этого места хорошо начинать экскурсии по Будапешту.

Фото: http://hu.wikipedia.org/wiki/Millenniumi_Földalatti_Vasút

Время действия – самое начало ХХ века.
В 1896 году венгры отмечали тысячелетний юбилей Обретения родины,
то есть прихода мадьяр на берега Дуная.

Праздновали от души и не жалея средств, тем более, что последние десятилетия
Х
IХ века для Австро-Венгерской империи – настоящее «время тучных коров»:
и силы есть, и деньги, и вера в Прогресс и Цивилизацию.

И Монумент со статуями великих венгров, и подземка открыты к юбилею,
на радость горожанам. 

Сейчас поезда первой линии метро и дальше, к Сечени и улице Мексики,
идут под землей. А тогда сразу за площадью выходили на поверхность
и уже по земле шли сначала к Зоопарку, а потом к купальням, называвшимся
еще просто Артезианскими, а с 1913 года получившим имя графа Сечени.

На фото туман и голые деревья. Зима.
Снято с обратной стороны колоннады, из Варошлигета.


Метро-поезд из одного вагона как раз сворачивает к Зоопарку.
У него весь маршрут такой: не от завода к заводу, и даже не от вокзала к вокзалу,
а: дорогой район возле Дуная, Опера, парк, зоопарк, купальни.
Не от нужды – для удовольствия.

Вход на станцию 1 линии на Vörösmarty tér (конечная):

Фото: Максим Гурбатов http://kniga-bukv.livejournal.com/

И, конечно, первая линия – это не «метро».

Слово «метро» еще не было в ходу, когда она открылась, и как в Лондоне не метро,
а Undergrownd, так и в Будапеште желтая линия – не метро,
а Földalatti («земля-под»: в венгерском не предлоги, а послелоги).

Дизайн Belle Epoque: уже металл, но еще капители, уже клепка,
но еще листья аканфа, как со времен античности положено:



Фото: Максим Гурбатов http://kniga-bukv.livejournal.com/

Это действительно второй после Лондонского метрополитен в мире или –
кажется, так звучит еще солиднее – первый на Европейском континенте.


Update:
в журнале уважаемого gizgaz, где бездна информации о старом Будапеште,
нашла такую фотографию.
Это как раз 1896 год, площадь Октогон и слева – вход в подземку.



Как сундучок ))))

Приезжайте – покажу и расскажу.

Upd:
http://foto-history.livejournal.com/1753048.html?view=comments#t18287576, http://ru-metro.livejournal.com/3539797.html?view=comments#t107647829


http://retrostori.blogspot.hu/2010_12_01_archive.html

Tags: Европа
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment