Текст взят с http://www.archnadzor.ru/2012/10/20/snesyon-posledniy-dachnyiy-vokzal-rossii/
18 октября 2012 года произошло не очень заметное, но очень печальное событие. Российская Федерация полностью, окончательно и бесповоротно лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших пригородных деревянных вокзалов «дачного» типа. Развязка наступила на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги.
2005 год:
История сохранила названия последних трёх дачных вокзалов России – платформы Александровская и Курорт на Сестрорецкой линии под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье.
Судьба первых двух зданий сложилась печально – вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х годов, тогда же был снесён и вокзал платформы Александровская. До наших дней дошёл единственный дачный вокзал Ильинское.
Вокзал в Ильинском был построен полностью из дерева и состоял из капитальной средней части и двух симметрично пристроенных к ней летних веранд с навесами для защиты пассажиров, ожидающих поезд, от дождя и солнца. В средней части здания находился отапливаемый зал ожидания с помещениями билетной кассы и технической комнатой. Перед вокзалом была устроена низкая деревянная платформа. При электрификации участка Кунцево – Усово в 1957 году новая высокая пассажирская платформа была построена в стороне от исторического здания вокзала, поэтому его не снесли, а продолжили использовать в качестве пригородной кассы.
До нашего времени полностью сохранялась объёмно-планировочная структура здания – его центральный объём и два навеса для пассажиров. Вокзал ни разу не ремонтировался капитально, поэтому все его детали оставались подлинными. Сохранялись элементы деревянного декора обоих навесов и основной части здания, а также оригинальные оконные переплёты и двери. Сохранялись оригинальные деревянные накладные буквы названия платформы в верхней части здания. Общее состояние здания можно было оценить как предаварийное.
Вокзал был закрыт и не использовался для обслуживания пассажиров. Здание было полностью отключено от инженерных коммуникаций и, по существу, являлось заброшенным. Когда-то использовавшиеся для отопления зала ожидания и билетной кассы печи демонтировали.
В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В рамках работ был запланирован, в том числе, и снос старого вокзала платформы Ильинское. Зная отношение ОАО «РЖД» к своей истории и предвидя развитие событий, Архнадзор совместно с подмосковным отделением ВООПИиК направили письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, о недопустимости его сноса, так как вместе с этим вокзалом утрачивался целый класс вокзальных зданий. Параллельно мы готовили материалы для придания вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил.
На слушаниях в Общественной Палате РФ, которые проходили 15 октября, совсем недавно, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони высказался о вокзале Ильинское, скорее, вопросительно, чем отрицательно. Обсуждение судьбы вокзала на таком высоком уровне вселило некоторую надежду. Оказалось – зря.
2005 год:
Интерьер. Внутрь заходить показалось стрёмно, поехал без билета.
2008 год:
И 20 октября 2012:
Пройдём пешком до Усово, посмотрим что там:
Фото 2008 года. Сейчас на этой ветке заменили путь и контактную сеть, и вырубили деревья.
Карта путевого развития станции. Данные Openstreetmap.
Скоро станцию Усово закроют для перепланировки. Пассажирское движение не закроется: перед горловиной построена временная платформа.
Фото 2005 года.
Раньше к северу от платформы находился довоенный деревянный вокзал.
В 2005 году он был варварски снесён.
Вид за станцию (2004). Левый путь уходит за переезд на территорию предприятия.
В 1930-е годы линия продолжалась дальше километра на 3, но этот участок закрыт ещё до войны. На нём был дикий уклон. Трасса читается на спутниковых снимках, деревья на ней отличаются цветом от окружающего леса.
18 октября 2012 года произошло не очень заметное, но очень печальное событие. Российская Федерация полностью, окончательно и бесповоротно лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших пригородных деревянных вокзалов «дачного» типа. Развязка наступила на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги.
2005 год:
История сохранила названия последних трёх дачных вокзалов России – платформы Александровская и Курорт на Сестрорецкой линии под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье.
Судьба первых двух зданий сложилась печально – вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х годов, тогда же был снесён и вокзал платформы Александровская. До наших дней дошёл единственный дачный вокзал Ильинское.
Вокзал в Ильинском был построен полностью из дерева и состоял из капитальной средней части и двух симметрично пристроенных к ней летних веранд с навесами для защиты пассажиров, ожидающих поезд, от дождя и солнца. В средней части здания находился отапливаемый зал ожидания с помещениями билетной кассы и технической комнатой. Перед вокзалом была устроена низкая деревянная платформа. При электрификации участка Кунцево – Усово в 1957 году новая высокая пассажирская платформа была построена в стороне от исторического здания вокзала, поэтому его не снесли, а продолжили использовать в качестве пригородной кассы.
До нашего времени полностью сохранялась объёмно-планировочная структура здания – его центральный объём и два навеса для пассажиров. Вокзал ни разу не ремонтировался капитально, поэтому все его детали оставались подлинными. Сохранялись элементы деревянного декора обоих навесов и основной части здания, а также оригинальные оконные переплёты и двери. Сохранялись оригинальные деревянные накладные буквы названия платформы в верхней части здания. Общее состояние здания можно было оценить как предаварийное.
Вокзал был закрыт и не использовался для обслуживания пассажиров. Здание было полностью отключено от инженерных коммуникаций и, по существу, являлось заброшенным. Когда-то использовавшиеся для отопления зала ожидания и билетной кассы печи демонтировали.
В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В рамках работ был запланирован, в том числе, и снос старого вокзала платформы Ильинское. Зная отношение ОАО «РЖД» к своей истории и предвидя развитие событий, Архнадзор совместно с подмосковным отделением ВООПИиК направили письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, о недопустимости его сноса, так как вместе с этим вокзалом утрачивался целый класс вокзальных зданий. Параллельно мы готовили материалы для придания вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил.
На слушаниях в Общественной Палате РФ, которые проходили 15 октября, совсем недавно, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони высказался о вокзале Ильинское, скорее, вопросительно, чем отрицательно. Обсуждение судьбы вокзала на таком высоком уровне вселило некоторую надежду. Оказалось – зря.
2005 год:
Интерьер. Внутрь заходить показалось стрёмно, поехал без билета.
2008 год:
И 20 октября 2012:
Пройдём пешком до Усово, посмотрим что там:
Фото 2008 года. Сейчас на этой ветке заменили путь и контактную сеть, и вырубили деревья.
Карта путевого развития станции. Данные Openstreetmap.
Скоро станцию Усово закроют для перепланировки. Пассажирское движение не закроется: перед горловиной построена временная платформа.
Фото 2005 года.
Раньше к северу от платформы находился довоенный деревянный вокзал.
В 2005 году он был варварски снесён.
Вид за станцию (2004). Левый путь уходит за переезд на территорию предприятия.
В 1930-е годы линия продолжалась дальше километра на 3, но этот участок закрыт ещё до войны. На нём был дикий уклон. Трасса читается на спутниковых снимках, деревья на ней отличаются цветом от окружающего леса.