?

Log in

No account? Create an account

[icon] Поездка на объекты железнодорожного транспорта Литвы и Латвии, 2012 год - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Поездка на объекты железнодорожного транспорта Литвы и Латвии, 2012 год
Time:11:05 am
Решение ехать в Латвию и Литву летом 2012 года было принято из-за печального события — полного уничтожения узкоколейной железной дороги в Олайне, одной из крупнейших узкоколейных железных дорог Латвии.

Трагическое сообщение об уничтожении узкоколейной железной дороги пришло в июле. Решаю срочно ехать. Но сделать это весьма сложно — между Россией и «цивилизованной» Европой действует жёсткий визовый режим. Для получения визы нужно собрать различные бумаги, многие из которых мне получить затруднительно.

Известный энтузиаст железнодорожного дела из Литвы Удрюс Армалис действительно помог мне, прислав частное приглашение. Поездка состоялась в конце августа 2012 года. На "похороны" я опоздал - узкоколейная железная дорога в Олайне уже была полностью разобрана.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4175854 — скачивание 1804 фотографий, сделанных в ходе поездки


На случай, если эту публикацию прочтут сотрудники консульства — уточню, что поездка изначально предполагалась для изучения большого числа узкоколейных железных дорог, не только в Олайне. Я поставил перед собой цель обследовать абсолютно все узкоколейные железные дороги на территории бывшего СССР и проездить все действующие узкоколейные железные дороги.

Большинство из обследованных в этой поездке узкоколейных железных дорог находились в Литве. Я провёл в Литве существенно больше времени, чем в Латвии.

В начале 1991 года я наносил на московские заборы надписи «СВОБОДУ ЛИТВЕ!» (как это происходило: http://infojd.ru/dop/pp.html). За одно это мне бы следовало выдавать визу без массы ненужных бумаг. Но доказать данный факт нечем. Получить визу Литвы удалось вовсе не благодаря этому, а только благодаря помощи литовского железнодорожного энтузиаста.

Среди бумаг, которые обязательны для получения визы — медицинский страховой полис. Он был куплен у агентов вблизи консульства за 500 рублей, что было ошибкой. В офисе страховой компании такой же страховой полис можно приобрести за 150 рублей. От подачи документов до получения визы, как и положено, прошло 7 дней.


Шенгенская виза Литовской Республики. Выдана консульством в Москве.


Квитанция из консульства.

Непростые размышления о способе поездки: рискнуть ли использовать автомобиль? Это тот случай, когда автомобиль реально необходим. Без него будет очень трудно.

Но я плохо умею водить машину (хотя и проехал в 2010 году 800 километров за день). Расстояние поездки, с учётом множества радиальных заездов, составит больше трёх тысяч километров, бензин в Европе вдвое дороже, чем в России, нужно пересекать границы с непредсказуемыми очередями, за въезд в Европу нужно платить немалый сбор, нужна нотариальная доверенность от собственника на вывоз...

Провоз дешёвого бензина в канистре объёмом более 10 литров через границу РФ (Беларуси) и ЕС невозможен (http://avtotravel.com/forum/aft/30508). Так что бензин в любом случае придётся покупать по грабительским европейским ценам.

Несмотря на всё это — решение было величайшей ошибкой! Добиться выполнения большей части поставленных задач не удалось из-за отсутствия транспорта.

Особенность расположения узкоколейных железных дорог в странах Балтии такова, что почти все они находятся в труднодоступных (по местным меркам) местах. Общественного транспорта здесь мало. Там, где автобусы есть — они чрезвычайно дорогие. Автостоп здесь совершенно «никакой». Большие деньги в значительной степени были потрачены зря.

Эта рабочая экспедиция обошлась в огромную сумму денег. Она явилась, вероятно, самой дорогостоящей в сезоне 2012 года.



Расположение действующих узкоколейных железных дорог Литвы (на 2012 год).
Почти все они труднодоступны для попадания без автомобиля.


Расположение действующих узкоколейных железных дорог Латвии (на 2012 год).
Особенности расположения — аналогичные.

Возможная альтернатива в странах Балтии — использование велосипеда. Во всех трёх странах, насколько известно, велосипед можно провозить бесплатно в пригородных поездах. В некоторых автобусах имеются наружные места для крепления велосипедов (не удалось выяснить, платно ли их использование). Но всё же транспорта, доступного для велосипедов — слишком мало, а расстояния для велосипедной езды чрезмерно большие.

Единственное слабое преимущество: только без автомобиля можно проездить непроезженные железнодорожные линии, пересекающие границу «русского мира» и «шенгена». Таких линий с пассажирским движением на момент экспедиции оставалось две: Посинь — Зилупе (Новосокольники — Режица) и Бигосово — Индра (Полоцк — Двинск). После экспедиции осталась одна: Бигосово — Индра.

Проездить обе эти линии в рамках одной экспедиции было нельзя: виза выдана Литвой, въезжать требуется в Литву, тогда как линии пересекают границу с Латвией.

Что касается железнодорожных линий внутри Литвы, Латвии и Эстонии — их лучше проезжать радиальными выездами (приехал на автомобиле в Ригу — съездил на поезде до Лиепаи и обратно). Это дороже, но всё же является оптимальным. К многочисленным точкам местонахождения узкоколейных железных дорог никак иначе не попасть. Действующих узкоколейных железных дорог в странах Балтии — свыше тридцати. Для полного их изучения потребуются ещё как минимум пять экспедиций.

Можно отметить, что до списка трансграничных линий с пассажирским движением лишь немного «не дотягивает» линия Псков — Печоры — Тарту. Расстояние от центра российской пограничной станции Печоры до центра эстонской пограничной станции Койдула — 3 400 метров. От Печор есть пассажирское движение в Россию, от Койдула — в Эстонию, но через границу его нет.

Из преимуществ стран Балтии — здесь чисто, красиво, безопасно. Приятно находиться там, где господствует идеальный порядок, где нет внешней разрухи, бескультурья, мусора и бомжей. Исключение — столицы, где бомжи и пьяницы (всегда русские) вблизи вокзалов присутствуют.

Тем не менее, мне здесь довольно тяжело находиться. Весьма «давит» само ощущение «заграницы», отсутствие русского языка. «Заграницу» как таковую я переношу с трудом (при этом Узбекистан, Таджикистан и тем более Казахстан или Молдова ей совершенно не кажутся). Исследование железных дорог в Литве, Латвии, Эстонии намного сложнее, чем на остальной территории бывшего СССР (кроме зон конфликтов и отгороженного от мира Туркменистана).

Ранее я кратковременно был в Литве и Латвии, выполнил одну экспедицию в Эстонию, а также побывал в рижском аэропорту, не выходя в город. В странах Балтии до этого момента я проездил лишь три узкоколейные железные дороги, все в Эстонии: узкоколейная железная дорога в Пухья, узкоколейная железная дорога Тоотси — Лавассааре, Таллинский трамвай узкой колеи.

Государственные языки стран Балтии для изучения намного сложнее, чем, к примеру, английский или французский. Некоторые умудряются не знать язык, живя в Латвии или Эстонии десятки лет. Для того, чтобы совершить несколько экспедиций на железные дороги, изучать язык нереально, хотя некоторые важные слова и фразы желательно запомнить.


...

Выезд традиционной «волной» Москва — Орша. Из Москвы — утренней дурной «зелёной собакой» на Можайск. Поездов с нормальными условиями проезда по рабочим дням в это время на участке Москва — Можайск нет.


Станция Кунцево (вблизи станции метро «Кунцевская») — место посадки в электропоезд
сообщением Москва — Можайск. На часах 9:41. К вечеру я буду в Орше,
преодолев на электропоездах 537 километров.
08.2012


Электропоезда Можайск — Вязьма, Вязьма — Смоленск, Смоленск — Орша. Далее решаю ехать на Барановичи, чтобы проездить ещё не проезженную железнодорожную линию Барановичи — Лида. Железнодорожная линия Молодечно — Лида, кратчайший путь в данном направлении, проезжалась неоднократно.



Билет в плацкартный вагон поезда Витебск — Барановичи от Орши до Баранович.


Плацкартные места на поезд Витебск — Барановичи были. Летом 2012 года распространялась информация, что в некоторых внутрибелорусских поездах общие вагоны перестали быть «гомельской сидячкой», став нормальными плацкартными вагонами. Но я всё же решил взять билет в плацкартный вагон. И не зря: когда поезд прибыл, я решил посмотреть, как выглядит общий вагон. Как обычно, он оказался «гомельской сидячкой», с ужасными для ночной поездки условиями.

Просыпаюсь, как всегда, у станции Городея. На пересадку по станции Барановичи-Полесские больше часа. Традиционно иду на Жлобинское озеро.

Выезд дизель-поездом ДР1А-135 сообщением Барановичи-Полесские — Лида.



Билет Барановичи-Полесские — Лида.

Поезд следовал по обходной линии через Боровцы — Муськовичи — Козлякевичи, а не напрямую. Странно, что в расписании на вокзале данный факт не был отображён.


Билет на электропоезд-экспресс Вильнюс — Каунас.
08.2012


Станция Вильнюс. Электропоезд-экспресс маршрута Новая Вильня — Вильнюс — Каунас.
08.2012

Радует, что железная дорога в Литве на отдельных участках развивается, что тарифы на проезд, по европейским меркам, остаются низкими.

Процент закрытых (разобранных) железнодорожных линий в Литве значительно ниже, чем в Латвии. Но есть много линий, на которых полностью отменено пассажирское движение.



Схема железных дорог Литвы, по состоянию на 2012 год. Красным цветом выделены разобранные
участки, зелёным цветом — не действующие, но не разобранные участки, синим цветом —
линии с грузовым движением, но не имеющие пассажирских перевозок.
Ведомственные узкоколейные железные дороги не показаны.



В черте города Каунаса электропоезд проходит через тоннель длиной 1285 метров. Ковенский тоннель открыт в 1861 году (150 лет назад). Наравне с Паняряйским тоннелем, который расположен в черте Вильнюса и не действует с 1950-х годов, он был первым железнодорожным тоннелем в России. Местность здесь в целом равнинная, особой необходимости в тоннелях, на первый взгляд, нет. Целью строительства двух тоннелей являлась отработка технологии их строительства.

В 2001 году я ездил по линии Вильнюс — Черняховск на поезде Санкт-Петербург — Калининград. Поезда из Москвы и Санкт-Петербурга на Калининград следуют по южному обходу Каунаса, не заходя в тоннель. Необычное инженерное сооружение было осмотрено впервые.

На вокзале Каунаса по предварительной договорённости встречаюсь с деятелем железнодорожно-исследовательского дела Удрюсом Армалисом. Передаю ему несколько своих книг. Ещё раз выражаю ему благодарность за содействие в визе!

Прибываю в Панявежис — «столицу» узкоколейных железных дорог Литвы. Этот город сохранил в целости одну из крупнейших узкоколейных железнодорожных станций на пространстве бывшего СССР. Здесь же — наибольшее количество узкоколейных тепловозов ТУ2. В Атбасаре (Казахстан) их осталось меньше.

Паровоз-памятник узкой колеи, стоявший до недавнего времени у вокзала станции широкой колеи, исчез. О нём напоминал только фрагмент рельсового пути, служивший «постаментом». Позже я узнал, что паровоз поступил на ремонт в депо. Его планируется восстановить до рабочего состояния.

Первый день пребывания на узкоколейной железной дороге пришёлся на субботу. Персонала в управлении узкоколейной железной дороги и в депо не было. Я зафотодокументировал 7,5 километров недействующей линии узкоколейной железной дороги — до моста к северу от закрытой станции Бернатоняй.


Панявежис. Тракционные пути депо. Это — небольшая часть
путевого развития узкоколейной станции.
08.2012

Магистральная узкоколейная железная дорога Литвы состоит из двух участков: действующего (Панявежис — Рубикяй, длина 69 километров), и недействующего «северного участка» Панявежис — Йонишкелис — Биржай с ветвью Йонишкелис — Линкува (обсуждение северного участка на форуме железнодорожных энтузиастов).

Протяжённость северного участка составляет 101 километр (78 километров — Панявежис — Биржай, 23 километра Йонишкелис — Линкува). Движение на северном участке прекратилось в 1996 году. Будь он в России — его бы уже давно разграбили, от рельсов не осталось бы и следа. Но в Литве ничего не воруют и не разрушают. Участок имеет официальный статус объекта историко-культурного наследия Литвы.

За 16 лет северный участок почти везде зарос до такой степени, что рельсы рельсы пришлось не бы только отчищать от травы и кустарников, но местами и выкапывать из земли. На пересечениях с магистральными автодорогами рельсы сняты в целях безопасности. Но энтузиасты железнодорожного дела не оставляют надежды восстановить здесь движение.

Идти пешком по заросшему северному участку трудно. Местами такие заросли, что это невозможно — приходится сворачивать вбок. Впрочем, нет особого смысла «рубиться» все эти сто километров, прилагая огромные усилия. Интерес здесь представляют главным образом станции. Без автомобиля на северном участке делать нечего.


порезано


Схема железных дорог Латвии, по состоянию на 2012 год. Красным цветом выделены разобранные
участки, зелёным цветом — не действующие, но не разобранные участки, синим цветом —
линии с грузовым движением, но не имеющие пассажирских перевозок.
Ведомственные узкоколейные железные дороги не показаны.

порезано

Существенно более детальное описание данной экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2012ltlv.html

Количество впервые проезженных в 2012 году узкоколейных железных дорог в результате этой экспедиции возросло до пяти.

В легкодоступной («безвизовой») части территории бывшего СССР непроезженных узкоколейных железных дорог почти не осталось. Есть исключения, но такие дороги часто находятся на строго охраняемых военных объектах, попасть куда ещё сложнее, чем в Литву и Латвию.
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


voldemar_d@mail.ru
Link:(Link)
Time:2012-09-06 07:18 am
Почему-то в тексте всего одна фотография, а, судя по подписям, их должно быть несколько.
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2012-09-06 07:25 am
Здесь не одна, а больше. Но есть ограничение на размер постинга, крупный материал не проходит. Почти всё пришлось порезать. Смотрите внизу.
(Ответить) (Parent) (Thread)


ailuropoda_m
Link:(Link)
Time:2012-09-06 07:41 am
Дойче Бана на них нет. Так бы уже давно экспрессы от Вильно до Ревеля через Ригу экспрессы ходили.
(Ответить) (Thread)


philspector
Link:(Link)
Time:2012-09-06 08:29 am
Огромное спасибо Автору за подробный и интересный репортаж. Paldies jums!!
Off-Top> Не могу согласиться с Автором по поводу того, что "Летто-литовские" языки сложнее в усвоении, нежели "английский/французский". Насчёт "эстонского" (в т. ч. с учётом всех его диалектов) - согласен!
Regards!!!
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2012-09-06 08:43 am
Спасибо за отзыв!
Поездок должно быть совершено ещё не меньше пяти, но ситуация с этим напряжённая, когда удастся - неизвестно.
(Ответить) (Parent) (Thread)


nokiayesdaewoo
Link:(Link)
Time:2012-09-06 08:30 am
Как насчет ката?
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2012-09-06 08:38 am
Что не так?

- это изначально.
(Ответить) (Parent) (Thread)


nokiayesdaewoo
Link:(Link)
Time:2012-09-06 10:53 am
В моей вред ленте отобразился весь пост. Замумукался перелистывать.
(Ответить) (Parent) (Thread)


forestier
Link:(Link)
Time:2012-09-06 12:54 pm
Знать бы раньше, организовали бы для Вас поезду по жд Латвии, Литвы и Эстонии. И с визой помогли бы, никаких проблем нет оформить визу через Эстонское консульство. И переночевать у друзей можно в Каунасе, Шауляе, Планге, Риге, Вальмере, Мыйсакюле, Абья-Палуое, Таллинне, Печорах. С машиной, конечно, труднее, своей пока нет, но и этот вопрос решаем. Но а если своя появится, так можно всю Прибалтику будет объездить.

Вам наверное подарили литовские журналы о жд на русском и литовском языках?

В этом году я ездил на велосипеде между Абья-Палуоя и Мыйсакюла по трассе бывшей ужд. Ранее осматривал следы от дороги в Руйене, Мацалаце. Если Реял Балтик построят, то её планируется проложить через Пярну, т. о. восстановив линию между Ригой и Пярну. Был конечно и в Гульбене и в Аникщае, куда как раз добирался на автомобиле. В Вальмера сохранился шикарный металлический мост для уж, которые сейчас используется пешеходами. В Мыйсакюле милый музей посвящённых ужд.

Так что, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и если не с машиной поможем, так с ночлегом и визой точно.

Edited at 2012-09-06 12:58 (UTC)
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2012-09-06 01:33 pm
Cпасибо за предложение помощи!

Несмотря на всю сложность положения, я надеюсь выполнить очередную экспедицию в следующем году. В Эстонии тоже есть объекты для исследования, хотя и не срочные.

Машина чужая мне не нужна. Есть в распоряжении "малолитражка", с баком 35 литров +10 в канистре - полной заправки дешёвым бензином у границы хватит минимум на 500 километров, что не так мало.

А вот получение визы - для меня проблема. Здесь помощь актуальна! Готов вернуть деньги, затраченные на приглашение, плюс книги.

В реализацию "Рэйл балтик" верится слабо...
(Ответить) (Parent) (Thread)


forestier
Link:(Link)
Time:2012-09-06 07:17 pm
Хорошо, обращайтесь.
(Ответить) (Parent) (Thread)


sziuku
Link:(Link)
Time:2012-09-06 08:44 pm
по Литве -
ЭР9М собираются списать к 2015 году, когда наберут двухэтажных Шкод. такая практика представляется мне более эффективной, нежели замена ЭР2 на ЭД4М, по сути те же типа. При этом, второй (из двух литовских) маршрут электропоездов на Вильна-Тракай скорее всего будет переведена на автомотриссы. сейчас там электрички ходят пустыми и со скоростью примерно как на Балтийском направлении.
Сама Вильна русский город, в отличие от Ковны и других литовских городов. мне местные жители называли цифру ~90% рускоговорящих. также надо отметить, что из двух литовских тоннелей - Ковенский перестроен на однопутный и охраняется, Панеряеский - частично обрушен, но доступен для посещения.

по Латвии -
очень печально видеть и там польские автомотрисы, при наличие собственного завода, притом делающего дизель-поезда для Беларуси. не знаю всей ситуации, но похоже, после вступления в Евросоюз РВЗ окончательно загибается. в лучшем случае там будет производство кого-то из европейских концернов (Alstom, Bombardier, Siemens, AEG), в худшем - завод прекратит существование. кстати, сомневаюсь, что новые трамвайные вагоны для Риги (Škoda 15T) так уж дороже тех корыт, что сейчас закупают для москвы (КТМ-23).
(Ответить) (Thread)

b_s_d_1
Link:(Link)
Time:2012-09-06 09:16 pm
>Сама Вильна русский город, в отличие от Ковны и других литовских городов.

Не согласен, по статистике намного менее русскоязычный, чем Рига, и по ощущениям тоже. Хотя, как известно, до 1939 года это был польский город, литовцев составляли 1 процент.

>по Латвии - очень печально видеть и там польские автомотрисы,
>при наличие собственного завода

В Латвии, насколько знаю, их нет. Все те остатки пригородного сообщения, что там есть на неэлектрифицрованных линиях - на ДР1х.

Раньше было движение на рижской автомотрисе АР2-01 по маршруту Рига - Эргли. В 2007 году она столкнулась на переезде с машиной, что стало поводом для отмены движения и разборки почти 100-километровой линии.

Сейчас используется как путейская: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=352377&LNG=RU
(Ответить) (Parent) (Thread)


sziuku
Link:(Link)
Time:2012-09-07 06:58 pm
в Вильне вас мог смутить внешний (архитектурный) вид города, который выглядит по-европийски в отличие от Ковны и других городов. но в языковом плане все наооборот.
кстати, РА2 в прошлом году стоял в депо (у виленского вокзала), судя по виду, никогда не эксплуатировался. возможно, его появление связано с проблемами с 620М в начале их эксплуатации, например зимой все время ломались двери из-зи попадания снега в выдвижную порог (ступеньку).

(Ответить) (Parent) (Thread)


victogan
Link:(Link)
Time:2012-09-09 08:29 am
Отличная поездка, спасибо. Кстати до Беняконей вполе можно было доехать дизель-поездом, а оттуда автобусом до Вильнюса
(Ответить) (Thread)

sergek26
Subject:Литва
Link:(Link)
Time:2012-09-24 04:47 pm
Огромное спасибо за интересный репортаж и за сведения о погранпунктах на границе Беларусь-Литва.
Очень жаль, что не удалось охватить пассажирские узкоколейки на границе с Латвией:

>>>Проездить обе эти линии в рамках одной экспедиции было нельзя: виза выдана Литвой, въезжать требуется в Литву, тогда как линии пересекают границу с Латвией.

Это, строго говоря, заблуждение. Например, поезд СПб-Вильнюс идет через Латвию, соответственно страна первого въезда получается Латвия и штампы в паспорте будут латышские. Но действительно, в Литве Вы должны были провести больше времени, чем в Латвии, Эстонии и др. странах Шенгена.
Въезжать можно через что угодно, главное, в анкете указывать страну первого въезда, если она отличается от страны, выдающей визу.
(Ответить) (Thread)

[icon] Поездка на объекты железнодорожного транспорта Литвы и Латвии, 2012 год - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.