nicknh (nicknh) wrote in ru_railway,
nicknh
nicknh
ru_railway

Categories:

Железнодорожный музей в Хаапсалу

Читаю ru-railway уже три месяца, очень нравится. В последнее время очень хотелось что-нибудь написать от себя. Желание вынашивалось и зрело, и "последней каплей" стал пост от 14 мая о поездке в Очамчиру. Точнее не сам пост, а один из комментариев к нему о том, что в "Евросоюзной Эстонии многие железные дороги не в лучшем состоянии", снабжённый фотографией из железнодорожного музея в Хаапсалу, где на первом плане стоит убитый ТЭП-60.
Возможно, человек (судя по всему - москвич) негативно относится к Евросоюзу в целом и Эстонии в частности (и есть за что, не будем скромничать), а может он просто проезжал мимо и мельком видел лишь эту малую часть железнодорожной жизни страны. Я не собираюсь ни поддерживать его ни опровергать. Просто буду помаленьку выкладывать кусочки этой жизни, а вы уже сделаете выводы сами. А начну я с того самого железнодорожного музея в городе Хаапсалу.

P5260309



Небольшой городок Хаапсалу (ударение на первую "а") находится на западе Эстонии, на бегегу Балтийского моря. В нескольких километрах от него находится прибрежный посёлок Рохукюла с морским портом, откуда ходят паромы на остров Хийумаа. Дорога в Рохукюла проходит прямо по территории железнодорожного музея и пересекает все его пути. Так что попасть в порт, не увидев музея, практически нереально.

P5260321

Вот и я отвозил знакомых в порт Рохукюла, когда вдруг неожиданно оказался на том самом переезде, и с обеих сторон появились силуэты паровозов и тепловозов, давно снятых с производства. На обратном пути у меня нашлось часа полтора свободного времени на то чтобы отснять эту технику в лучах заходящего солнца.
Музей открыт в любое время дня и ночи, вход свободный, и денег за его посещение не берут. Но и состояние экспонатов соответствующее...

P5260276

Паровоз Су 252-94. Стоит на отдельном пути, который по-видимому раньше вёл в какую-то промзону (вдалеке из-за деревьев выглядывают полуразрушенные или недостроенные железобетонные конструкции). Пояснительной таблички нет. Шатуны сняты (видимо, чтоб легче было его катать другим локомотивом) и лежат в тендере.

P5260301

Любители граффити не обошли его вниманием

P5260302

P5260303

Тендер Су. Дверь в кабину машиниста заварена - чтоб не лазили. Боковые двери также наглухо закрыты, кстати, как и у всех остальных экспонатов. Логично - музей-то не охраняется.

P5260278

Путь позади тендера теряется среди травы, кустов и цветущих яблонь...

P5260285

Вид из тендера вперёд. Так и затягивает в прошлое.

P5260279

Не знаю, был ли здесь вокзал в прошлом, или это здание "под старину" построено здесь с нуля в качестве антуража... Но выглядит здорово!

P5260420

Пройдём в самое начало

P5260305

Здесь на вагонах и локомотивах висят таблички на трёх языках - эстонском, английском и русском, описывающие в кратце их историю.

(Здесь и далее орфография, синтаксис и пунктуация оригиналов сохранены.)
"Временный пассажирский вагон, т.н. времён войны (теплушка). Построен на базе 4-осного товарного вагона на Рижском вагоностроительном заводе в 1942-44 годы. Использовали во время войны на маршруте Таллинн-Пяэскюла-Хаапсалу, после войны - между Валга и Печоры, позднее их перестроили в вагоны различного специального назначения; данный вагон - для дизельной электрической станции"

P5260314.

Большой топливный бак, подвешенный под кузовом вагона, подтверждает наличие внутри дизель-электростанции.

P5260315

"Локомотив ВМЭ 1-116 построили в 1961 году на машиностроительном заводе Ганц-МАВАГ в Венгрии для нужд СССР и направили в депо Вентспилса Латвийской железной дороги. В марте 1971 года ВМЭ 1-116 направили в депо Таллинна, где он проработал на станциях Таллинна и Юлемисте и в порту на маневровых работах 20 лет, из них последние годы только на путях депо.
Эти локомотивы сконструировали в первой половине 50-х годов на заводе Ганц-МАВАГ (MAV) для нужд железной дороги Венгрии как для перевозки лёгких поездов, так и для маневровых работ, и получили серийное название - М44. В парке MAV паровозов М44 было около 400. Также приобрели для себя из Венгрии подобные локомотивы железная дорога Польши (PKP) - серии SM40 и SM41 (число неизвестно), железная дорога Югославии (JZ) - серия 641 (приблизительно 100 шт.) и железная дорога Болгарии (BDZ) (число неизвестно). В СССР поставили этих локомотивов за 1956-1964 годы (серия ВМЭ 1) 304 шт., в 1966 году модернизировано ещё 6 шт. ВМЭ 2.
У локомотива ВМЭ1 имеется дизельный генератор постоянного тока. Четырёхтактный дизельный двигатель Ganz-Jendrassik V-16 при вращении коленчатого вала развивает 1100 об/мин, мощность до 440 кВт (600 л.с.). Предельная скорость локомотива 80 км/ч, рабочий вес 75 тонн.
Локомотивы ВМЭ 1 нашли своё применение в Эстонии в качестве первых ширококолейных локомотивов начиная с 1960 г., прежде всего, на маневровых работах, однако до прибытия дизельных поездов их использовали и для перевозки лёгких поездов ближнего следования. В первой половине 1970 годов Прибалтийская железная дорока сконцентрировала в Эстонии 59 из своих 61 локомотива ВМЭ 1. Локомотивы работали тут до поступления более мощных маневровых локомотивов в 1980-е годы, затем их списали и разобрали."

P5260306

P5260320

P5260327


Место, где кончаются пути музея (вид с крыши вагона-теплушки).

P5260310

"Паровоз Л-1646 с заводским номером 9385, был построен на Коломенском паровозном заводе в 1951 году, и затем был отправлен в Егоршино Свердловской железной дороги, оттуда дальше в Надеждинское депо. В 1953 году паровоз отправили в Сибирь, где он работал в депо Красноярска и Боготоли. В 1961 году он был зачислен в стратегический запас Министерства путей сообщения СССР и переведён на Северный Кавказ, оттуда в Азербайджан, затем в Латвию.
В Эстонию паровоз был привезён в 1967 году и стоял на локомотивной базе в Валга около 25 лет. В промежутке, в 1968 году, паровоз отправили через Литву принимать участие в усмирении "Пражской весны" в Чехословакии. Начиная с 1993 г. паровоз работал в качестве передвижной котельной на нескольких объектах железнодорожного узла Таллинна. Пробег Л-1646 - 2041830 км. Паровоз был в нормальном рабочем состоянии вплоть до поджога вандалами в 1997 г.
Паровоз серии Л (изначально П-32 "Победа") сконструировали на Коломенском паровозном заводе. В 1947 году П32 переименовали в серию Л в честь главного конструктора Л. С. Лебедянского. За годы с 1945 по 1955 на Коломенском, Брянском и Луганском заводах было построено 4200 паровозов серии Л. Паровоз серии Л в рабочем состоянии весит 103 тонны + полной тендер 78 тонн. Производительность котла до 16 тонн пара в час, мощность машины до 2125 лошадинных сил, предельная скорость 90 км/час. В условиях Эстонии эти локомотивы перевозили товарные составы с нормальным весом до 2800 тонн.
В 1963 году тяжёлыми товарными паровозами серии Л заменили весь парк товарных ширококолейных паровозов Эстонии и эти паровозы обеспечили всю перевозку товаров на здешних ширококолейных линиях вплоть до моторизации движения в начале 1970-х годов, когда в Эстонии было 66 таких паровозов."

P5260322

P5260336

P5260338

P5260342

К "Лебедянке" прицеплен "Стандартный 4-осный 50т. товарный вагон железнодорожных путей СССР построен в 1936-1960. Позднее вагон был перестроен под жилой вагон."

P5260344

"Паровоз 52 3368 с заводским номером 16494 построили в апреле 1943 года в Мюнхене на заводе Краусс-Маффея и направили на работу в Австрию в депо Брукк/Мур железнодорожной дирекции Виллачи. Далее паровоз сдали в аренду государственной железной дороге (МАВ) Венгрии, где 7 июня 1945 года был взят на учёт в качестве трофея Красной Армией.
При изменении государственной границы Венгрия-Румыния паровоз 52 3368 попал на румынскую железную дорогу (СФР). В августе 1950 на ремонтном заводе СФР паровоз переделали на ширину рельсовой колеи в 1524 мм и передали СССР, где он работал в депо Котовского и Вапнярка Одесской железной дороги с октября 1950г. до 1956 года, когда был зачислен в стратегический резерв Министерства путей сообщений СССР.
26 августа 1957 паровоз ТЭ-3386 (в 1952 г. 52-я паровозная серия была переименована на серию ТЭ) поступил на паровозную базу Валга и стоял там до ликвидации базы в 1997 году. Начиная с 1950 года его пробег - 426496 км. Паровоз 52 серии начали конструировать в ускоренном порядке в июне 1942 года по заказу государственного министерства вооружения и боеприпасов на базе паровоза 50-ой серии.
Мощность паровоза типа 1Е была приблизительно 1500 л.с. и максимальная скорость 80 км/час. Возраст применения лёгкого военного паровоза лёгкой конструкции (нагрузка на ось - 15 тонн) с типовым обозначением KDL 1 (военный паровоз 1) был предусмотрен - 5 лет. После II Мировой войны паровозы 52 серии были разбросаны по всей Европе от Норвегии и до Турции и от Бельгии до СССР. В последнем было свыше 2000 паровозов, точное число неизвестно, т.к. паровозы работали во владении различных ведомств, в т.ч. НКВД.
Начиная с 1953 г. в Эстонию было 138 подобных паровозов."

P5260353

P5260350

P5260352

P5260422

"Стандартный двухосный товарный вагон царских железных дорог России конца 19 века.
В вагоне можно было перевезти до 1000 пудов (примерно 16,4 тонны) товаров, 8 лошадей или 40 человек. Позднее вагон использовался в качестве жилого вагона (теплушки).

P5260348

P5260345

"Ведущий вагон электропоезда ER1-2303 (ЭР1-609).
Ведущий вагон электропоезда с заводским номером ЭР1-609 построили на Рижском вагоностроительном заводе в 1958 году в составе электропоезда ЭР1-06, который первоначально ездил по Северной железной дороге в Москве. Позднее состав электропоезда в таком виде разрушили, и вагоны попали в различные депо. Вагоны управления (или направляющие) 601 и 609 электропоезда ЭР1-06 привезли из Москвы в Таллинн летом 1980 года. В связи с созданием Эстонской железной дороги изменили нумерацию подвижного состава электрической железной дороги в Эстонии таким образом, что ведущий вагон электропоезда №601 получил номер ER 1-2301, и №609 ER 1-2303, с которым ездил в составе 4-вагонных электропоездов вплоть до списания в 2002 г.
Электропоезд ЭР1, состоящий из 10 вагонов, сконструировали на вагоностроительном заводе Риги в 1957 г. для нужд сообщения большого города. Предельная скорость поезда была 130 км/час, ускорение 0,7 м/сек2. В поезде полной длины (200,6 м) было 1056 сидячих мест, рабочий вес 560 т. Мощность поезда, работавшего на постоянном токе 3300 V, была 2000 кВт. Состав из 10 вагонов состоял из 5 моторных вагонов, 3 прицепных вагонов и 2 ведущих вагонов. За 1957-1962 годы построили всего 259 таких поездов. Первые электропоезда ЭР1 прибыли в Эстонию в 1976 г., капитальный ремонт электропоездов, оставшихся здесь при получении независимости, начали в 1993 году на Балтийском судоремонтном заводе.
В 1980.-90. годы электропоезда ЭР1 состояли из 6 вагонов, а с середины 1990 годов - только из 4 вагонов."

P5260370

P5260371

P5260283

И последний экспонат, снабжённый табличкой.
"Локомотив ТЭП60-0924 с заводским номером 1909 построили на Коломенском локомотивном заводе в 1980 году и направили на работу в депо Засулаукси Прибалтийской железной дороги. Локомотивы этого депо перевозили тяжёлые пассажирские и скорые поезда на железнодорожных линиях Рига-Таллинн, Рига-Вильнюс-Минск, Рига-Волоколамск (Москва) и Рига-Здолбунови (Львов). У ж/д путей сообщения Эстонии (Прибалтийской железной дороги) в это время не было своих локомотивов пассажирских поездов и здесь эти поезда возили локомотивы депо Засулаукси находящегося в Риге и локомотивы депо Варшавы. Государственное предприятие Ээсти Раудтее (EVR) стало собственником ТЭП60-0924 в мае 1992 при распределении парка пассажирских локомотивов, находящихся в Латвии между тремя государствами Прибалтики. В регистре подвижного состава EVR локомотиву присвоили новый номер 1006. Локомотив, проехавший 2 307 000 км, отстранили от работы летом 1997из-за частых поломок.
Локомотивы серии ТЭП60 конструировались в конце 1950 годов на локомотивном заводе Коломны. На локомотиве имеется дизельный генератор постоянного тока. Мощность двухтактного дизельного двигателя с турбонаддувом V-16 составляет 2205 кВт (3000 л.с.) при вращении коленчатого вала 750 об/мин. Предельная скорость локомотива 1.. (две последние цифры скрыты мазнёй вандалов, скорее всего 100) км/час, вес в рабочем состоянии 129 тонн.
Локомотивов ТЭП60 за 1960-1987 годы построили 1472, дополнительно ещё 116 сдвоенных локомотивов ТЭП60, всего 1704 единиц.
Начиная с 1961. г. локомотивы серии ТЭП60 водили в Эстонии скорые поезда размером до 18 вагонов весом до 1050 тонн."
От себя добавлю, что состояние локомотива весьма далеко от выставочного, и даже от других локомотивов, стоящих рядом с ним.

P5260374

P5260373

P5260416

P5260418

В дальней части музея стоят несколько старых вагонов и ещё кое-какая техника. Возможно, их тоже собираются рано или поздно выставить в качестве экспонатов. А может быть просто старое железо некуда больше было пристроить. Но уж больно разношёрстные вагоны)))).

P5260415

Старый пожарный поезд.

P5260376

Рядом с ним пара пассажирских вагонов.

P5260382

"Владикавказец"? Или нет? Не особо в них разбираюсь. Проглядывающая красная краска сквозь облупившуюся зелёную и патрубки, торчащие чуть выше автосцепки, наводят на мысль о том, что и он когда-то был пожарным.

P5260377

Параллельно им через путь стоит состав из семи единиц. Два крана, две крановых платформы, две цистерны и один полувагон.

P5260409

Цистерна. Похоже, немецкая (на табличке, приклёпанной к раме, надписи на немецком). Замятая торцевая поперечина рамы, отсутствие на ней буферов и сцепки говорят о том, что цистерна пережила аварию. Ещё у неё разнотипные колёсные пары - видимо, ремонтировалась неоднократно.

P5260384

Маленький старый подъёмный кран с деревянной кабиной. В зависимости от типа силовой установки такие краны назывались ПК-6/МК-6/ДК-6/ЭК-6. Каким двигателем оснащён этот - не могу сказать, так как внутрь кабины не залезал.

P5260379

P5260394

Шестерёнки, приводящие во вращение лебёдки крана, видны через переднее окно.

P5260389

Большой кран. Марку его, увы, не знаю, но на Techstory.ru отыскать её не проблема.

P5260397

Крановая платформа.

P5260402

P5260395

Растяжки, удерживающие поворотную платформу крана от поворота при транспортировке.

P5260407

Опорно-поворотное устройство.

P5260404

Поворотные аутригеры (опоры) крана.

P5260403

К крану прицеплен восьмиосный полувагон, весь покрытый ржавчиной. Таких больших полувагонов я ни разу не видел на магистральных трассах, возможно, они работают где-нибудь в карьерах.

P5260411

И последний вагон в этом составе - ржавая цистерна, очень похожая на ту, что стоит рядом в составе пожарного поезда.

P5260412

И напоследок - несколько общих фотографий музея.

P5260414

P5260408

P5260304

P5260421

Вот такой вот музей. Техники немного, но благодаря описанию истории каждого локомотива в целом получаешь представление об истории железнодорожного транспорта Эстонии.
Tags: Европа, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments