
К северу от Одессы, к западу от Киева и к востоку от Львова (а также к югу от Винницы) раскинулся настоящий железнодорожный рай, где обитают представители самых разных ж/д национальностей от деревянных узкоколейных снегоочистителей до грузных маневровых тепловозов широкой колеи. Это сеть узкоколейных железных дорог Южного общества подъездных путей, частично перешитых на ширококолейные ветки, частично разобранных. История этих дорог идёт с рубежа 19-20 в.в. До 60-х г.г. сеть узкоколейных дорог развивалась с попеременным успехом, соединяя города Житомир, Винницу, Бердичев, Гайсин, Гайворон.. сахарные заводы, карьеры... И дальнейший упадок связан не столько с закрытием линий и их разборкой, сколько с постепенным наступлением широкой колеи на узкую. Она оттяпывала у младшего брата перегон за перегоном. В результате сейчас осталась действующей узкоколейная линия Рудница-Гайворон-Голованевск, причём часть линии от Гайворона в сторону Голованевска дублируется широкой колеёй. Которая обрывается ржавыми рельсами, так и не ставшими заменой узкоколейке.
На этом краткая историческая справка откланяется и пойдёт почивать, а я пойду под кат солить огурцы.
В полчетвёртого, которое непонятно как назвать - ранним ли утром или глубокой ночью, мы со Станиславом сошли с одесского поезда на станции Рудница. Стоял густой туман, преследовавший нас ещё с первого дня Одессы. Сквозь него пробивался свет от светофоров и станционных прожекторов. Поезд быстро уехал - чего стоять непонятно где долго. Несколько человек без дела (а может и с делом) слонялось по платформе.
Как и в Виноградиве, здесь здание вокзала уместилось между путями узкой и широкой колеи. Мы взяли билет до Гайворона и вышли к узкоколейному поезду - тепловоз ТУ2 и два старых вагона Pafawag.

...

На узкоколейной станции не было никого, лишь тень от поезда колыхалась порывами ветра. Когда-то здесь кипела грузовая жизнь - перегружались товары на широкую колею, манёвры всякие. Теперь только пригородный поезд утром и вечером.

...

...

Приглядевшись к польским вагонам, я обнаружил там жизнь. Оказывается, знающие пассажиры уже давно заняли себе места в вагоне и мирно дремали в тусклом свете редких ламп. В кабине тепловоза вдруг замелькал огонёк, после чего раздался раскатистый рык, и машина завелась. Дизель стал переливаться приятным урчанием. Сели и мы.

Память моя коротка, поэтому я мало что могу поведать об этой ранней поездке. Обратившись к подруге логике, я пришёл к выводу, что мы скорее всего спали. Хотя не всё время. На станции Бершадь я высунул голову на прохладный воздух - на небе висела большим крючком луна, где-то далеко что-то намекало на рассвет, а возле каменного здания станции в свете фонарей одиноко стоял мужчина-дежурный с красно-белым диском. Недолго мы тут стояли - гудок, и поезд поехал дальше, в сторону утра.

Когда уже за окном стало светло, я проснулся от шума в вагоне - оказалось, что он был весь заполнен пассажирами, в том числе стоящими. Верно, это сон про Филёвскую линию, ага. Но то был не сон, гага. Мы переехали по мосту большую реку - Южный Буг (непременно с глухой г на конце) - и стали тормозить на станции Гайворон. Народ повалил наружу. Работа, учёба.. Впрочем, эта суета быстро ушла со станции, а перед нами открылась картина двух поездов - который привёз нас и который увёз нас. Второй уже собирался отправляться, так что я успел сделать пару кадров и оказался в нём.

...

Раньше здесь ходили плацкартные Пафаваги наподобие самодельных в Алапаевске. Но и сидячие места в нонешних вагонах не жёсткие, а мягкие, душевные, ёжиковые. На них мягко перемещаешься вверх-вниз вслед за перестуком колёс.

Голованевск встретил наши головани теплом и солнцем весеннего воздуха. На соседнем пути скромно стоял ширококолейный пригородный до станции Подгородная, куда не так давно ходил поезд по узкой колее. Я бы сел и в этот синий вагон с ЧМЭ3 с пантографом - был бы непрерывный процесс перемещения на пригородных поездах по оси икс. Но - Гайворон! Мы там были всего пару минут, а сие место заслуживает большего внимания.

...

...

...

На станции было довольно много железнодорожников, но они никуда не спешили. Покуривали, пошагивали, потихоньку перецепляли тепловоз. Оставалось поставить самовар и гонять мух.
В здании вокзала явно шёл перманентный ремонт, о чём говорила табличка с названием станции. Она представляла собой фантасмагорическую смесь старого советского табло и нового украiнского, причём две эпохи вяло перетекали одна в другую и чередовались полосами. Примерно такой же была и табличка на поезде. И так же широкая колея здесь нехотя поглощает узкую. Всё застыло в вялой неопределённости и ленивом дуализме.
Потому в диспетчерской на фоне недокрашенных стен стоит действующий электрожезловый аппарат и штука, управляющая стрелками. Их как будто принесли сюда из музея на время ремонта.

Об этой хитрой штуковине хорошо написано вот здесь. Если в один прекрасный день вдруг увидите сей ЭЖА, то можете быть довольны - видели раритет.
Что нам говорит пруфлинке?
"Главный недостаток ЭЖС в том, что необходимый уровень безопасности движения поездов обеспечивается лишь при безупречной дисциплине локомотивных бригад и дежурных по станции."
Следовательно, на Гайворонской УЖД дисциплина безупречна!
Ещё один раритет Голованевский - старина-семафор на выезде со станции:

Да, в зелени здесь можно сделать неплохой кадр с поездом на фоне семафора. Как видите, дорогие читатели, зелени во время нашего посещения не обнаружилось. Так что и кадра с меня не требуйте.
А ещё нам показали старинный рельс 19 века, по которому до сих пор ездят поезда. Голованевск - столица ж/д олдскула.
Потихоньку поезд засобирался в обратный путь. Лесной массив у станции сменился на обширные поля с холмами и аккуратные сёла между ними.

...

Я и не заметил, как справа от узкой колеи под снегом стала проглядывать широкая. Никто по ней не ездит, рельсы ржавеют, светофоры забыты. Это мы исправим! Объявим первые всесоюзные межколейные соревнования по локомотивной тяге. Соберутся лучшие узко- и ширококолейные команды со всего СНГ. Для справедливости к широким тепловозам будем цеплять по несколько грузовых вагонов. И будут они тягаться в Гайвороне. Соберутся лучшие железнодорожные фотографы и сделают много отличных снимков. Но, как вы думаете, что в итоге станет причиной мирового хаоса и тотального коллапса? Правильно, нерешённая дилемма - в какую фотогалерею Parovoz.com слать снимки - узкоколейную или ширококолейную.

Ибо сейчас многое в хозяйстве УЖД пришло в упадок. Нехорошо так.

Ближе к Гайворону у звучной станции Хащувате (так и хочется смачно произнести это название, брызгая слюной) до того воздерживающиеся от тесных контактов разные колеи пускаются в пляс и первые близкие контакты. В Гайвороне они дойдут до настоящей оргии, когда уже и не поймёшь, где что.

Всю дорогу до Гайворона с нами в вагоне ехал удивительный дядя - местный связист-железнодорожник, по совместительству радиолюбитель и знаток всего на свете. Он завёл разговор в начале пути и не заканчивал его вплоть до полной остановки вагона. И ладно бы предстоявшие тогда выборы, но от политики он переходил на историю, от истории к мировой культуре, попутно ловко вставляя местные байки и особенности. Я слушал его на одном дыхании. Он говорил бесконечно. Бесконечно интересно. Я почти ничего помню, из того что он говорил, потому что говорил он обо всём на свете. Кажется, затронул все темы. Станислав подсказал, что радиолюбитель поведал, как чинил приёмник Гитлера и как у него выпадают зубы из-за повышенного содержания кальция в местных почвах. Редкие моменты, когда прерывался разговор, - то был поиск нужной радиостанции на приёмнике. Впрочем, и это тоже имело отношение к теме разговора.
Не могу не воспользоваться изображением Станислава:

Когда из вагона все вышли, то он стал пустым и уютным, но как же мировая культура? Она куда-то растворилась вместе с радиолюбителем..

Мы вышли на свежий весенний воздух - и начался Гайворон! На этой станции две части - ширококолейная и узкоколейная, а над ними проходит пешеходный мост. В одном конце находится вагонное депо, в другом - локомотивное и завод по ремонту тепловозов. Несмотря на минимум грузового движения здесь всё равно постоянно что-то происходит - манёвры, гудки, встречи. На весеннем солнце такая жизнь оставляет на душе только радость.

Вот так происходит процесс передачи жезла от локомотивной бригады дежурной по станции. Для удобства жезл помещён в футуристическую железяку под названием жезлоподаватель. Ударим массовым производством жезлоподавателей по безработице!

Два тепловоза ТУ2. Они прошли капитальный ремонт и потому имеют тру-современные квадратные фары.

Поезд из Голованевска на фоне здания узкоколейного вокзала. Напротив стоит ширококолейный вокзал.

Вид на восточную горловину станции: слева узкая колея, справа широкая. Сзади за водокачкой депо. Рядом с ним идёт трёхниточный путь.

...

Не успела успокоиться узкоколейная часть, как эстафету по манёврам взяла ширококолейная:

...

Пожалуй, самое душевное место в Гайвороне у старинной водокачки. Здесь теснее всего сплетаются пути разной колеи, проходя рядом со зданиями, и красуются ручные стрелки.

...

...

Этой штуковиной заливали воду в тендер паровоза:

Манёвры застали нас и в этом уютном уголке: оба ТУ2 со станции поехали в депо.

...

В самом депо помимо тепловозов стоит узкоколейный паровоз Гр-280, который изредка выкатывается для туристических поездок и съёмок фильмов. Но уж если выкатится, то даст пару!

...

ЧМЭ3 стоят без работы:

После долгих фотоизысканий мы потихоньку пошли на автостанцию. На станции снова движение - подаётся вечерний поезд до Рудницы. Маленькая жизнь здесь не останавливается.

В общем, несмотря на все упадки, железная дорога здесь живёт и живёт активно. Что её ждёт в будущем - большой знак вопроса, но пока что маячащий где-то за горизонтом.
________________________________________
спасибо за внимание