b-s-d-1 (b_s_d_1) wrote in ru_railway,
b-s-d-1
b_s_d_1
ru_railway

Category:

Северодвинск - Нёнокса, Мезенская железная дорога, Семигородняя УЖД

Проездил и прошёл пешком на всём протяжении железнодорожную линию Северодвинск - Нёнокса ( http://infojd.ru/01/severodvinsk.html )
и Мезенскую железную дорогу, Карпогоры - Явзорская ( http://infojd.ru/22/changas.html, пройдена из Явзорской в Карпогоры ).
Также Семигородняя узкококолейная железная дорога http://infojd.ru/08/semigorodnaa.html пройдена из Томашки в Семигороднюю - 29 км.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?p=38509985 - все фотографии


Далее (Cудя по отсутствию комментариев, никому это не интересно...)


Северодвинск - Нёнокса: длина линии 40 километров (прошёл их в темпе быстрой ходьбы, почти бега, с полным рюкзаком).
На линии были 2 промежуточные станции: Кудьма и Уйма (а когда-то очень давно - скорее всего, также станции Солза
и Сярьзенга). Станция Кудьма закрыта ориентировочно в 1990-х годах, станция Уйма - около 2000 года
(в 1997 году был поезд Северодвинск - Уйма).


Железная дорога вдоль берега Белого моря на 25-м километре.

От Сярьзенги на местности не заметно практически никаких следов. Остановки поезда там нет.

Линия частично проходит непосредственно вдоль берега Белого моря. Таких дорог в России
очень мало (подобные - Туапсе - Адлер, отдельные участки на Сахалине).


Как известно, дальше 22-го километра линия проходит по формально закрытой территории.
КПП на железной дороге находится среди садово-дачного массива, обходится по дачным
улицам, хотя местные жители ходят по шпалам и прямо через КПП.


То, что эта территория до сих пор закрытая зона - маразм, но все там привыкли к тому, что закрытость - формальная.
Такое ощущение, что это поддерживается только для того, чтобы обеспечить работой женщин-контролёров,
проверяющих документы в поездах. Дачи находятся и западнее КПП, на берегу Белого моря много рыбаков
и отдыхающих.

При обходе КПП пешком даже скрываться не надо - можно обойти на виду, ничего не скажут. Тем не менее,
из поезда, следующего в Нёноксу, при отсутствии пропуска высадят гарантированно. В обратную сторону
документы проверяют при отправлении с Нёноксы (после того, как поезд тронулся, поэтому высадить уже невозможно).
За отсутствие пропуска запишут паспортные данные и попросят больше здесь не появляться.

Единственное, что надо отметить: КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ пользоваться поездом из Нёноксы в Северодвинск
обладателям паспортов, отличных от российского и белорусского - хотя нет, и с белорусским тоже нельзя. Поскольку для иностранцев формально
закрыта не только Нёнокса, но и Северодвинск. В этом случае будут очень серьёзные проблемы - думаю,
задержание и общение с ФСБ как минимум.


Станция Нёнокса (формально находится на территории Северодвинска) находится в 2 километрах от одноимённого
старинного села ( http://vaga-land.livejournal.com/397588.html ,
http://komanda29.ru/okrug-zaozernyj/sobytiya-okruga/nenoksa-kak-zhivesh.html ,
http://www.arhpress.ru/korabel/2007/6/19/11.shtml ,
http://www.towns.ru/other/nenoksa.html ,
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4059 ,
http://www.arhperspectiva.ru/day/print.html?article=116 ).

Рядом - военный городок Сопка, центр ракетного полигона, из-за которого эта территория «закрыта». В Нёноксе есть
локомотивное депо (скорее всего, обслуживало линию до передачи её МПС). Минимальное грузовое движение. Пассажирское
движение - ежедневно, две пары Северодвинск - Нёнокса. Поезд состоит из ЧМЭ3 и 4 пассажирских вагонов.

http://wap.kortic.borda.ru/?1-18-0-00000018-000-10001-0 - о полигоне
http://wikimapia.org/#lat=64.639763&lon=39.2321777&z=12&l=1&m=s&v=9 - местность на спутниковых снимках


Полагаю, после строительства качественной автодороги в Нёноксу железнодорожная линия может быть уничтожена.






Мезенская железная дорога. Одна из самых загадочных железных дорог России (до сих пор не известно ни одной
топографической карты, на которой она была бы обозначена!). Немного «завесу тайны» удалось приоткрыть.

Железная дорога строилась в 1980-е годы, до станции Явзорская, по воспоминаниям жителей Шангаса (посёлок
у станции Явзорская) дошла в 1986 году. Посёлок Шангас официально образован в 1992 году (строительство
посёлка началось раньше).

Станция Явзорская находится на 31-м километре. Рельсы были уложены до 41-километра. Железная дорога
строилась капитально (вовсе не как ведомственная лесовозная ветвь) и должна была стать крупной полноценной
магистралью. Строительство прекратилось в 1993 году.

В 1998 году имела место церемония начала строительства «Белкомура» (железной дороги Карпогоры - Вендинга).
От Карпогор в сторону Вендинги тогда уложили несколько километров пути, и для этого были использованы
рельсы, снятые с неиспользуемого участка Мезенской железной дороги от Явзорской до 41-го километра.
Вскоре, как известно, «Белкомур» был заброшен, разобран и разворован.


До 2007 года по маршруту 1-й километр (вблизи Карпогор) - Явзорская было регулярное пассажирское движение.
Поезд состоял из одного пассажирского вагона, продавались билеты. Движение прерывалось в 2006 году и
было окончательно прекращено в 2007 году.

По состоянию на текущий момент, по линии курсирует «ДМка» (сходная с теми, что есть, например, на Монзенской
железной дороге). Но пассажирским движением это не назвать: движение осуществляется нерегулярно, без расписания,
и формально право проезда имеют только осуждённые и сотрудники колонии. Машинист дрезины - осуждённый.
Отправление - не от станции 1-й километр, а от переезда на 4-м километре, так как станция 1-й километр входит
в зону действия сигнализации станции Карпогоры-пассажирские (перед станцией 1-й километр со стороны Явзорской
установлен светофор, перед ним - изолирующий стык). Заход подвижного состава с Явзорской на 1-й километр
нужно согласовывать с «РЖД», что затруднительно.



Одна из самых загадочных точек Железнодорожной России - станция Явзорская Мезенской железной дороги.

Никакого персонала на станции Явзорская нет. Здание ДС заколочено (помимо него, есть остатки
строительства капитального вокзала). Станция действующая, ведётся погрузка леса.


Мезенская железная дорога - официальное название. Оно присутствует
в том числе на табличке на здании ДС станции 1-й километр.


Перспективы спорные. Не исключено закрытие колонии и ликвидация железной дороги.

Возобноления строительства на Лешуконское нет ни в каких планах, даже в сборнике фантазий «стратегия 2030».

http://wikimapia.org/#lat=64.2032767&lon=44.9022388&z=13&l=1&m=b - посёлок Шангас и станция Явзорская
на спутниковых снимках.


=============================================================
http://infojd.ru/01/severodvinsk.html
«Железнодорожная линия Исакогорка — Северодвинск — Нёнокса»
добавлено 327 фотографий, значительно дополнен текст.

http://infojd.ru/22/changas.html
«Мезенская железная дорога»
добавлено 313 фотографий, значительно дополнен текст.


http://infojd.ru/08/semigorodnaa.html
«Семигородняя узкоколейная железная дорога»

Добавлено 488 фотографий 2010 года, 31 фотография 2013 года. Вдвое увеличен текст.
Tags: ППЖТ и подъездные пути, Северо-Запад, УЖД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments