Макс (maxim_akimov) wrote in ru_railway,
Макс
maxim_akimov
ru_railway

Categories:

Кому достался "Лугансктепловоз"?

Ох и чудны дела нынешней российской реальности! Ох и причудливо тасуется колода её рокировок!
И казалось бы, тема-то, о которой хочу рассказать, должна быть прескучнейшая! Ан нет, и тут такой детектив вырисовывается, что аж с тремя вывертами!

Вчера, по лентам информагентств пробежала новость, что Россия купила, со второй попытки, завод Лугансктепловоз, что на восточной Украине находится. Ну пробежала и пробежала, многие из нас порадовались, что мол, наконец, интеграция возобновляется, активы объединяются, так глядишь и обратно вернётся наше единство, сначала экономическое, а потом и прочее.



Но не всё так просто! Официально Луганский завод куплен Брянским Машзаводом, который входит в «Трансмашхолдинг». Вот здесь-то и начинаются выверты! Ведь России-то, то есть акционеру-государство принадлежит всего четверть акций этого холдинга, хотя сия громада объединяет ключевые предприятия машиностроительной отрасли России, по умному если говорить - стратегические.
А попросту говоря: почти все крупные заводы по производству электровозов, вагонов, турбин и прочих агрегатов, которые, как правило, имеют лишь один завод-производитель в России. «Трансмашхолдинг» выпускает 98 % российских электровозов, 77 % тепловозов, 92 % пассажирских вагонов, 85 % электропоездов. Кроме того, холдинг изготавливает дизель-поезда, вагоны метро, грузовые вагоны, промышленные тяговые агрегаты, тепловозные и судовые дизельные двигатели.

Единственный номинальный владелец акций холдинга – нидерландская компания The Breakers Investments B. V., она контролируется структурами совладельцев «Кузбассразрезугля» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцами компании «ТрансГрупп».
Однако, недавно была реорганизация полный раскардаж, как выразился бы герой знаменитого фильма, владельцы решили перетряхивать свои владения, как говаривал батька Лукашенко. И перетряхивание это привело к тому, что блокирующий пакет «Трансмашхолдинга» был продан в третьи руки, а именно французской компании «Альстом», которая, по сути дела есть конкурент наших заводов (и боролась, в частности, за рынок Восточной Европы).



Как только эта странная сделка была оформлена произошло следующее: в «Трансмашхолдинге» был издан приказ № 29 от 05.04.2010 года, согласно которому на все ключевые должности в его организационной структуре назначены граждане Франции – представители компании «Альстом». Так, первым заместителем генерального директора по операционной деятельности и инвестициям назначен Франц Левок. Директором департамента по качеству, директором дирекции по производству и промышленной стратегии стал Филипп Дюме, директором дирекции по производственным системам – Гаэль Дюметье, главой дирекции по управлению персоналом – Седрик Брошар, а директором по разработки новых продуктов – Марк Ван Дамм.

И как только эти ребята вступили в свои обязанности, происходить начали весьма странные вещи, а именно: всё вдруг начало стопориться, объёмы производства резко сокращаться, но самое ужасное - реорганизация привела к тому, что ОАО «ВЭлНИИ» остановило работы по созданию нового электровоза с перспективным российским асинхронным электроприводом. Под угрозой будущее градообразующих предприятий ВЭлНИИ и Новочеркасского электровозостроительного завода.

Мотивы французов понятны, столь хитроумным способом наши парижские партнёры устраняют конкурента, то есть российскую отрасль магистральных электровозов. Но нам-то от этого не легче, ведь на предприятиях «Трансмашхолдинга» занято более 50 тысяч человек по всей России. Больше того, предприятия, вошедшие в данный холдинг, до приватизации были гордостью российской промышленности, высшим звеном. Да и сейчас подвижной состав холдинга поставляется на железные дороги бывшего СССР, но помимо того, еще в Чехию и Венгрию. То есть продукт, выдаваемый на-гора предприятиями холдинга (построенными разумеется, в советское время) - конкурентоспособен на мировом рынке.

И вот ведь чудеса: акции стратегического холдинга, почти все предприятия которого - градообразующие, лишь на четверть в руках государства! Хоть убейте меня не пойму я как так могло получиться!
Ни в одной из стран Европы, а уж тем более в США, не бывает в частных руках более 49 % акций подобных предприятий, судьба которых - вопрос выживания государства.
Схемы с продажей трёх четвертей акций успешных стратегических предприятий в частные руки возможны были только у нас, и только благодаря тому, что мы позволили внести в Кремль того самого, пресловутого Троянского коня. Из него и вылезли дельцы, которые открыли все ворота, вот в эти ворота, нынче, и проникли такие люди, как эти «предприимчивые» французы.
Но если французы действуют хотя бы из соображений личной выгоды, то в начале девяностых было немало случаев, когда американская компания за бесценок приобретала некое предприятие, почти сразу же банкротила его, распродавала по частям его оборудование, а людей оставляла на улице.
Американцам важен был именно развал, именно разорение наших заводов, они целенаправленно делали это. И результат налицо - за десятилетие девяностых наша экономика снизилась на 60% по сравнению с девяностым годом.
А потом сванидзе и познеры брезгливо сетовали на то, что русский народ не хочет нормально работать, что мол пьянствует.
Троянский конь выпустил своих диверсантов и они наделали у нас немало бед.

Однако, нынешняя ситуация сложней, ведь по схеме девяностых сейчас действовать уже опасно, поскольку Путин хотя и не является «эффективным менеджером», но он хотя бы делает вид, что играет за Россию, потому откровенный грабёж столь заметных предприятий, как гиганты машиностроительной отрасли, по-быстрому и по-лёгкому осуществить трудно, вот и видим мы «матрёшку», когда три четверти акций «Трансмашхолдинга» оказались, будто бы, у российских бизнесменов, но в нидерландской компании, но и она, будто бы, подчинена российским структурам - «Кузбассразрезуголь» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцами компании «ТрансГрупп», но те перепродали её французской компании «Альстом». Вот такая матрёшка получается, вот такая петрушка.
Но дела-то на предприятиях отрасли, после прихода французов, идут всё хуже и хуже, объёмы производства упали в среднем на 14 %, да и детище, мечта наших учёных, работающих в отрасли (а конкретно в ОАО «ВЭлНИИ») - электровоз с российским асинхронным электроприводом зарублен на корню! Просто лишен финансирования!

Надо заметить, что депутаты, узнав об этом, немного зашевелились. В Комитет по транспорту и Комитет по безопасности Госдумы РФ поступило поручение, подготовленное рядом депутатов Госдумы, c просьбой направить запрос в Правительство и ФСБ с тем, чтобы проверить положение, сложившееся в ЗАО «Трансмашхолдинг».

Однако зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту Вячеслав Дубровин, хотя и отреагировал обеспокоенно, но всё же придерживался скорее обтекаемых формулировок, не отличающихся особой жесткостью, он заявил, что шаги, которые предприняло руководство компании, противоречат «Стратегии развития транспортного машиностроения в 2007–2010 годах и на период до 2015 года». «Если бы французы построили в России свое предприятие, то это нужно было бы всячески приветствовать. Опыт показывает, что когда представители зарубежных фирм приходят в руководство российских предприятий, то оно начинают оттеснять российских производителей», – сказал Вячеслав Дубровин. По его словам, у «Трансмашхолдинга» есть некоторые проблемы, связанные с системными проблемами всей страны. Они вызваны тем, что долгое время не вкладывались средства в техническое перевооружение, но потенциал остался, и многие предприятия холдинга разработали современные передовые технологии для производства своего подвижного состава. «Можно только приветствовать создание совместного производства по дизелестроению или силовой электронике, необходимого для строительства электровозов и тепловозов. Нужно привлекать иностранные фирмы в эти сегменты рынка, но зачем же губить предприятия, которые вошли в «Трансмашхолдинг» со своими квалифицированными трудовыми коллективами и со своей конструкторской исследовательской базой?»

Практика показывает, что защитить интересы отечественных товаропроизводителей будет непросто. Решение о запросе в Правительство и ФСБ будет приниматься вначале на совместном заседании двух комитетов Госдумы, а потом выносится на пленарное заседание парламента. За это время ситуация в «Трансмашхолдинге» может приобрести необратимый характер. Других легитимных возможностей проверить законность продажи блокирующего пакета акций предприятия, входящего в список стратегических, нет. Ведь государство не имеет контрольного пакета акций в «Трансмашхолдинге». Аудиторы Счетной палаты предлагают принять закон, согласно которому государство в случае угрозы предприятию, входящему в список стратегических, имеет право на дополнительную эмиссию акций, которые остаются в собственности государства. Но, видимо, для принятия этого закона в России не хватает политической воли.

Вот такие дела… впустили мы Троянского коня в свой град, поверили в необходимость открытости и добрые намерения «цивилизованных стран». Теперь расхлёбываем.
Почему лично меня так интересует тема проблем этой отрасти? Да потому что подмосковный город, в котором я сейчас живу, находится рядом с Коломной, а там-то и располагается одно из ключевых предприятий, входящих в «Трансмашхолдинг» - Коломенский тепловозостроительный завод - некогда легендарное предприятие, основанное сто сорок лет назад, его машины ещё царственных особ перевозили, они же Льва Толстого повезли в вечность, когда он отправился-таки в своё путешествие, позже на этом заводе ковалась Победа, бронепоезда для фронта строились, и ещё десятки видов продукции, вплоть до снарядов!

Поглядим, как всё будет складываться дальше… вчерашняя «громкая» сделка должна стать поворотным моментом и привлечь внимание власти к проблеме, либо депутаты надавят на Махмудова, чтоб он урезонил «предприимчивых» французов, которые имеют блокирующий пакет, чтоб перестали они душить российские предприятия отрасли, от кооперации с которыми зависит и украинский «Лугансктепловоз», либо получится, что все эти предприятия и были собраны в один холдинг для того, чтоб сподручнее было их удушить, как задушено было немало предприятий на Украине в период правления Ющенко, когда самой влиятельной фигурой в политикуме был американский посол, и в России в ельцинские времена, когда всё тот же вашингтонский обком диктовал политику.
Поживём-увидим, надеяться-то хочется на лучшее, на благоприятный исход, всё-таки не девяностые годы на дворе.
За своё нужно драться, своё нужно оберегать, как это делают во всём мире. Мы же пока всё ещё не изгнали до конца, вышедших из Троянского коня дельцов, которые окопались во власти и в «бизнесе», потому у нас в дому происходят странные вещи, а пора бы уж избавиться от наследия девяностых, пора бы уж. Пора уже собирать камни, восстанавливать пора и объединять разобщенные наши частички, некогда великую страну.

Tags: Европа, Объекты, Подвижной состав, События
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments