?

Log in

No account? Create an account

[icon] К 110-и летию Бологое – Полоцкой ж.д. линии. Станция Новохованск IV класса. - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Security:
Subject:К 110-и летию Бологое – Полоцкой ж.д. линии. Станция Новохованск IV класса.
Time:09:48 pm

К 110-и летию Бологое – Полоцкой ж.д. линии. Станция Новохованск IV класса.
Южный участок Бологое – Полоцкой ж.д. линии (от В-Лук до Полоцка) к сожалению, не может похвастаться таким пристальным вниманием как участок от Бологое до В-Лук. Не включают его обычно и во всякого рода «проекты» создания заповедных зон и.т.п. Конечно, по количеству сохранившихся построек Южный участок в силу ряда причин сильно уступает своему «Северному брату», НО вместе с тем, даже на территории РФ ансамбли как минимум 3 станций (Невель, Новохованск, Клястица), + можно прибавить и собственно Великие Луки, в значительной степени сохранили первоначальную ведомственную застройку и по ряду признаков, по своему уникальны.
О станции Невель я рассказывал ранее:
http://ru-railway.livejournal.com/3055588.html
Сегодня речь пойдет о станции Новохованск.

Для начала рассмотрим общую логику типовой застройки, в.т.ч. используя схему типовой станции 4 класса БПЖД.

Основным сооружением станции 4 класса БПЖД, как и для всех других, естественно являлось пассажирское здание, к которому примыкала пассажирская платформа, по концам которой располагались – керосиновый сарай, отхожее место и пожарный сарай. Территория у Пасс. Здан. обычно облагораживалась, имелись клумбы, а так же мощеные подъезды.
В комплекс «Гражданских» станционных построек входило минимум два жилых дома (казармы, полуказармы) для служащих, и ледник.
«Технические» постройки были представлены двумя стрелочными постами и товарной платформой открытого типа.
Система водоснабжения состояла из водоемного здания (башни) с гидроколонками, располагаемыми на территории станции, а так же водоподъемного здания (насосная ст.) с водоприемником на берегу близлежащего водоема (реки, озера), соединенного со станцией водоводом проложенным зачастую в теле специальной насыпи.
Так же в пределах станции (напр. у переездов), могли располагаться сторожевые дома или будки.

Итак, станция Новохованск.
Схема основного комплекса станционных построек.

Пассажирское здание (на схеме ПЗ) дошло до наших дней в довольно хорошем состоянии, и хоть башенка над входом (как напр. в Куженкино) не сохранилась, в остальном здание существенных изменений не претерпело, сохранились не только многочисленные элементы декора, но и внутренние интерьеры.
До 2012-2013 года здание имело зеленый окрас, ныне же оно в багровых тонах.
Здание станции в 2012 году.


Здание станции в 2014 году.


Хочется отметить, что несмотря не небольшой «трафик» (до 2014г. - 2 пары пригородных) внутренние помещения были доступны для пассажиров вплоть до полной отмены пригородного движения в сентябре 2014 года, хотя кассы не работали уже давно. Пассажирский зал сохранил ряд первоначальных элементов, особый колорит ему придают МПСовские скамейки (со слов знатоков - 1950х годов).
«Зал ожидания»




Скамейка с клеймом «МПС»

Так же в левом крыле до начала 2000х функционировал магазин ОРСа, после его закрытия окна заколотили, чем немного подпортили внешний вид (с фото выше).
Как и говорил выше, здание сохранило много элементов внешнего декора, что особенно заметно с «полевой» стороны.
И не скажешь, что прошло 110 лет.

На внешнем фасаде ПЗ сохранился «кронштейн» для станционного колокола.

Из сопутствующих ПЗ построек к сожалению ничего не сохранилось. Пожарный сарай утрачен не известно когда, керосиновый сарай (на схеме КС) в начале 2000х находился в полуруинированном состоянии - ныне полностью разрушился, отхожее место (на схеме ОМ) снесено примерно в 2013 году…
«Останки» керосинового сарая.

Отхожее  место в Июле 2012 года.

Новый «Просторный» WC

Доподлинно известно о наличии на станции (как и положено по проекту) двух ведомственных жилых домов. Один из них (на схеме КАЗ1) дошел до наших дней  в хорошем состоянии, причем уцелело (не точно, но очень похоже) даже часть служб (сараи, отхожее место), второй же (на схеме КАЗ2) сгорел в 2000х (осталось только часть служб).
Уцелевший жилой дом БПЖД.


Службы уцелевшего дома (возможно оригинальные).

Место сгоревшего второго жилого дома.

Весьма необычен станционный ледник (на схеме ЛЕД), имеющий полноценный кирпичный фасад, он не походит на аналогичные сооружения БП, и оставляет еще много вопросов.

Стрелочные посты не сохранились, а вот товарная платформа, располагавшаяся в южной части станции сохранилась, хоть и сильно заросла (каменная обкладка уже не видна, но при близком рассмотрении все же выявляется).

Одним из интереснейших элементов Бологое - Полоцкой линии являются системы водоснабжения, не является исключением и станция Новохованск.
Водоемное здание (она же - водонапорная башня, на схемах ВДЗ) - кирпичное на каменном фундаменте, сохранилось в удовлетворительном виде (хотя и без первоначальной крыши). Гидроколонки (может и не первоначальные, но все же) сохранялись до начала 2000х, впоследствии снесены.
Водоемное здание.



Ближайшим водоемом на момент постройки станции являлось оз.Благинье, (примерно в 3,5 км. от оси ПЗ), от него и потянули водовод к станции. Несмотря на прошедшее время, на отдельных участках насыпь водовода неплохо сохранилась (особенно на начальном участке).
Общая схема водоснабжения.

Начальный отрезок водовода (хорошо просматривается насыпь водовода проложенного по болотистому участку).

Тот же участок водовода "с земли".

Место пересечения водовода с автотрассой (слева просматривается заросшая насыпь водовода).

Водоподъемное здание (оно же - насосная станция, обычно каменно-кирпичного типа с деревянной пристройкой, на схеме ВПЗ), до наших дней не сохранилось, на его месте сейчас частные постройки.
Место бывшего водоподъемного здания.

Насыпь начального участка водовода, от водоприемника (на схеме ВПР) до ВПЗ неплохо сохранилась, в.т.ч. ее «озерная» часть в виде полуострова вдающегося в озеро на примерно 45 метров.



...

В советские годы движение по станции было больше, работал цех Кировского завода, ходили грузовые поезда на Белоруссию, а так же 1 пара пассажирских, до недавнего времени были и пригородные. Станция имела 5 путей, новую грузовую платформу, была оборудована автоматическими стрелочными переводами, итп.

Бологовская горловина.

Полоцкая горловина.

Автоматический стрелочный перевод на станции.

«Нано-технологии».

С развалом СССР грузопотоки изменились, ныне весь груз идет по Витебскому ходу, цех Кировского завода почил с миром, а пассажирский поезд отменен в начале 2000х. Пригородные поезда исправно ходившие сначала до Полоцка, а потом до Алёщи БЧ - отменены в сентябре 2014 года, и перспектив их возобновления к сожалению не просматривается…

Ныне станция «используется» для отстоя не востребованного в перевозках ПС, порой и весьма «экзотического».
Восьмиосная цистерна на станции.

Так же по участку Невель – Алёща периодически курсирует путеизмеритель.
...


В общем станция Новохованск хоть и «не блещет» количеством ведомственных исторических построек, все же является довольно интересным объектом на южном участке БПЖД и хочется пожелать, чтобы Зелёный свет на её входном светофоре горел как можно чаще, а оставшиеся постройки БПЖД смогло увидеть еще не одно поколение.

По материалам собственных изысканий, фото (какие есть) 2012 – 2015 гг, состояние объектов на Середину 2015г., неточности и опечатки не исключаются.

Бабурин В., 15.01.2017 г.

комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry

[icon] К 110-и летию Бологое – Полоцкой ж.д. линии. Станция Новохованск IV класса. - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.