?

Log in

[icon] Озеро Байкал. Circum-Baikal Railway | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010) - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.

Tags:,
Security:
Subject:Озеро Байкал. Circum-Baikal Railway | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)
Time:09:47 pm

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато. После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.



Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая (ныне город Бабушкин) на восточном берегу Байкала.


Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах.
Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.


Окончательное решение о прохождении маршрута было принято комитетом по сооружению Сибирской железной дороги 9 июня 1901 года.
Сметная стоимость строительства данного отрезка Кругобайкальской дороги составила 52,52 млн руб.
Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения Б. У. Савримович.


Берега, представлял собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.


По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.


Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.


Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.


По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду).
На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.


С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».


Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.


При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.


В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.


В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.


В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал).
Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.


В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.


На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).


На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.


По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.


Одна из основных достопримечательностей - Итальянская стенка


Отсчёт километров на Кругобайкалке традиционно ведётся от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог.


Станция Байкал при этом расположена на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 — на 161 км.


В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.




В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости. Ещё одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями).


Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро».




Кабина машиниста тепловоза.


Тоннель №18 "Киринрей 3"
13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.


Крупнейшее и глубочайшее озеро планеты Земля.
Байкал неповторим...
комментарии: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry


o22
Link:(Link)
Time:2010-08-23 02:55 pm
отличный фотоотчет..
был на кбжд два года назад, впечатления до сих пор живы..
еще можно сходить в музей кбжд в порту Байкал
ну и размах для объектов более чем столетней давности впечатляет, никаких перестроек, все как было
(Ответить) (Thread)


anvtr
Link:(Link)
Time:2010-08-23 02:58 pm
Прекрасные фото, спасибо.
(Ответить) (Thread)


russos
Link:(Link)
Time:2010-08-23 03:06 pm
Прекрасно, спасибо.
(Ответить) (Thread)


mikka
Link:(Link)
Time:2010-08-23 03:44 pm
В предпоследнем снимке название тоннеля "Киркирей 3". И ещё действующих каменных галерей сейчас не 15, а 5 - благодаря вашему отчёту обнаружил опечатку у себя на http://kbzd.irk.ru.
А снимки - замечательные - за них большое спасибо.
(Ответить) (Thread)


b282
Link:(Link)
Time:2010-08-23 03:49 pm
фотки отличные!
вот машиниста зря попалил (если разрешения не было, разумеется :) )
(Ответить) (Thread)


vzanuda
Link:(Link)
Time:2010-08-23 04:35 pm
Супер!
Большое спасибо за репортаж!
(Ответить) (Thread)


second_human
Link:(Link)
Time:2010-08-23 04:53 pm
красота-то какая! Великолепно!
(Ответить) (Thread)


fletch_r
Link:(Link)
Time:2010-08-23 04:53 pm
Отличный пост! Спасибо!
(Ответить) (Thread)

chelobitnik
Link:(Link)
Time:2010-08-23 04:56 pm
Красота! Спасибо!
Вот бы восстановить её! Просто для того, чтобы БЫЛО!
(Ответить) (Thread)


luciy_de_geer
Link:(Link)
Time:2010-08-23 06:10 pm
завораживающе)
скажите, а какое предназначение у итальянской станки?
(Ответить) (Thread)


alik2005
Link:(Link)
Time:2010-08-23 06:56 pm
Очевидно, как у всех подобных стенок (подпорно-противообвальных): подпор обрыва, защита от обвалов. Рядом с ней проходил путь, уходивший в ныне пустой тоннель. Странно, что вы не спросили, почему тоннель пустой. Так вот, вторые пути сначал построили, а потом (видимо, в связи с переводом главного хода Транссиба на новую линнию) разобрали.
(Ответить) (Parent) (Thread)


luciy_de_geer
Link:(Link)
Time:2010-08-23 06:58 pm
ну про пустой путь я сразу понял, что он не используется, раз там рельс нет
(Ответить) (Parent) (Thread)


gelio
Link:(Link)
Time:2010-08-24 02:37 am
Это простая подпорная стенка.
Просто она декорирована арками. Строили итальянцы
(Ответить) (Parent) (Thread)


ty_214
Link:(Link)
Time:2010-08-24 06:04 am
Это прекрасно!
(Ответить) (Thread)


azzazin
Link:(Link)
Time:2010-08-24 07:24 pm
как же там электричка ездит, если неэлектрифицировано?
(Ответить) (Thread)

(Anonymous)
Link:(Link)
Time:2010-08-26 02:01 pm
тепловоз таскает ТЭМ2 номер не помним
(Ответить) (Parent) (Thread)

[icon] Озеро Байкал. Circum-Baikal Railway | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010) - Железная дорога
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.
View:Website (Железная дорога).
View:Правила сообщества. ОАО РЖД.